Предметный кабинет как место педагогического события
статья

Зыкова Светлана Викторовна

Использование образовательного пространства кабинета литературы для повышения эффективности обучения и воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметный кабинет как место педагогического события

        Уильям Уорд писал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель — вдохновляет». Вдохновить ученика на «души прекрасные порывы» - цель моей педагогической деятельности. И добиться мне этого во многом помогает современный кабинет литературы, который позволяет на уроке создать атмосферу творчества.

        Школа, в которой я работаю, - одна из старейших в Петергофе. Построена она была в 1911 году по проекту архитектора А.К.Миняева. За прошедший век в ней многое изменилось, и лишь один кабинет — кабинет русского языка и литературы — сохранил замысел своего создателя. Входя в кабинет, попадаешь в атмосферу старинной гимназии: большой (его площадь почти восемьдесят квадратных метров), светлый, с высокими потолками, огромными окнами, блестящим паркетным полом (сразу вспоминаются пушкинские строки: «Вся комната янтарным блеском озарена...»), строгий и гармоничный в своих пропорциях. Кажется, сейчас откроется дверь, и в кабинет войдет гимназистка в форменном платье. Но нет, здесь занимаются современные ученики, для которых компьютер и мультимедийный проектор — уже такое же привычное средство обучения, как книга в прошлом веке. Так в одном кабинете естественно и гармонично встретились два века: двадцатый и двадцать первый.

         Кабинет предназначен для обучения учащихся русскому языку и литературе, воспитания личности, осознающей духовную, нравственную и культурную ценность родного языка и литературы, для проведения внеклассной и методической работы. При создании образовательного пространства кабинета были воплощены следующие принципы: опора на традиции школы, эстетическое воздействие, приобщение к нравственным идеалам русской классической литературы, принцип трансформации, использование современных средств коммуникации.

        Наша школа славится своими традициями, главная из которых — воспитание личности. И этим она оправдывает свое название - «Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой».  Еще в уставе дореволюционной гимназии была поставлена цель: «Цель нашей школы — содействовать всеми доступными средствами созданию таких людей, которые стремились бы употребить свои душевные силы на пользу своей стране». Именно духовному воспитанию уделяется особое внимание на уроках русского языка и литературы. И лучший способ воспитать «добрые чувства» - обращение к шедеврам русской классики, в первую очередь — к Пушкину.

        У кабинета есть неофициальное название — пушкинский. Здесь все проникнуто духом поэта: портреты, скульптуры, подаренные в начале 70-х Ленинградской Академией художеств, пушкинская библиотека, состоящая их книг самого поэта, воспоминаний, писем, литературоведческих работ о его творчестве, творческих работ учащихся школы. Здесь же проходят литературные вечера, посвященные Пушкину. И эта связь школы с поэтом не случайна. С.С. Гейченко, знаменитый директор музея-заповедника в Михайловском, был выпускником нашей школы. В феврале 2003 года в школе была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная знаменитому выпускнику. Мемориальная доска, экспозиция Музея истории школы, выставка книг С.С. Гейченко о Пушкине, о самом хранителе Пушкиногорья в кабинете литературы создают единое воспитательное пространство школы. Жизнь С.С. Гейченко — пример духовного служения русской культуре. Ежегодно в кабинете литературы проходят Гейченковские чтения — научная конференция, на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы, используя в них фонды кабинета.

        И хотя кабинет русского языка и литературы корнями своими уходит в прошлое, его оснащение соответствует современным требованиям. Учебно-методические пособия, таблицы (том числе электронные), лингвистические словари, большая медиатека, мультимедийный проектор, интерактивная доска, подключение к интернету позволяют вести уроки на высоком уровне. Использование современных методов повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, позволяет вести проектную деятельность, делает обучение более наглядным. Сами учащиеся становятся создателями учебных пособий, медиатека кабинета постоянно пополняется презентациями, подготовленными ими.

        В медиатеке большое количество фильмов, снятых по классическим произведениям, кабинет часто становится кинозалом. Пространство кабинета легко трансформируется, поэтому он превращается в литературный салон, концертный, выставочный зал, конференц-зал, театральную сцену. Особую эстетическую нагрузку несет находящийся в кабинете рояль, что позволяет проводить литературно-музыкальные вечера. В школе создан кукольный театр «Фрукт», представления которого проходят в этом кабинете. Здесь же были впервые проведены музейные уроки, подготовленные экскурсоводами музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское». Использование интернета позволяет совершать виртуальные экскурсии по другим музеям. Таким образом, кабинет русского языка и литературы — не только учебный кабинет, но и центр внеклассной работы. Здесь же сконцентрирована работа методического объединения учителей русского языка и литературы, проходят заседания, проводятся консультации для молодых педагогов, а также педсоветы, совещания.

        Государство, общество предъявляет высокие требования к школе, учителю. Но все новое принесет пользу лишь в том случае, если будет опираться на отечественные традиции, преемственность по отношению к воспроизведению идеалов предшествующих эпох. Поэтому и сегодня актуальны слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы. Модель предметного кабинета.

Презентация "Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы". Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместн...

Урок Мужества "По местам трагических событий"

Этот урок мужества, посвящен 70-летию освобождения Темкинского района Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков....

Идиомы английского языка для описания городов, мест и событий.

Идиомы английского языка для описания городов, мест и событий.1. Act of GodДанный  термином можно назвать событие, за которое человек не ответственен (землетрясение, молния и другие природные явл...

Педагогическое событие в 5 классе. Тема: "Волшебная сказка зимы"

Педагогическое событие в 5 классе. Тема: "Волшебная сказка зимы"...

Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета.

Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета. http://www.ipksko.kz/index.php/proekty-filiala/64564364  ...

Роль предметного кабинета в работе учителя

Роль предметного кабинета в работе учителя...

Предметный кабинет «Естественнонаучного цикла» как ресурс эффективной работы с учащимися, испытывающими учебные затруднения

В проекте предложена система работы с неуспевающими детьми, оказание помощи слабоуспевающим детям на уроке и профилактика неуспеваемости....