Разноуровневый подход в обучении как один из эффективных способов проведения продуктивного урока английского языка и подготовки к ОГЭ, в условиях реализации ФГОС
статья

Елена Ивановна Овчинникова

Краткая аннотация работы:

1. Технология разноуровневого обучения.

2. Продуктивный урок.

3. Подготовка к ОГЭ по английскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0009fe12-b9cb33e2.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Овчинникова Елена Ивановна, учитель английского языка

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО,  РФ

Овчинникова Елена Ивановна

учитель английского языка

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО,  РФ

Разноуровневый подход в обучении как один из эффективных способов проведения продуктивного урока английского языка и подготовки к ОГЭ, в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация работы:

  1. Содержание

  1. Введение
  2. Технология разноуровневого обучения
  3. Продуктивный урок
  4. Подготовка к ОГЭ по английскому языку
  5. Заключение

3. Список использованных источников и литературы

Введение

Современная модель развития образования ставит перед педагогом следующие задачи:

предоставление качественных и доступных образовательных услуг;

создание прозрачной (открытой) и объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

использование инновационных технологий в образовательном процессе;

самообразование педагога – современный педагог должен быть междисциплинарен, мобилен, владеть современными технологиями.

Теоретически все это должно привести учащихся к эффективному усвоению общеобразовательных программ и успешной сдаче ОГЭ. Однако на практике поставленные перед учителем задачи не всегда приводят к желаемому результату.

Дело в том,  что современные учителя до сих пор планируют свой урок, опираясь на средний показатель, так называемого «среднего ученика». В этом случае мы не можем говорить о том,  что каждому ребенку предоставлены качественные и доступные образовательные услуги. Известно,  что исследования Института психологии РАН показали- дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. В итоге мы получаем низкие показатели качества обучаемости. На мой взгляд, качественное и доступное образование возможно только при индивидуальном подходе. Такой подход ещё называют разноуровневымили дифференцированным.

Технология разноуровневого обучения

Цель технологии разноуровневого обучения –обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Данная технология не является основной формой работы, а включается в учебный процесс для повышения эффективности на отдельных этапах урока.

Разноуровневый подход предполагает деление класса на три группы: А – слабые ученики (базовый уровень); В – средний уровень; С – дети с высокими показателями по предмету. При этом ученики закреплены за определенной группой непостоянно. По мере повышения или понижения обучаемости, ребенок может переходить из одной группы в другую. Важным является то, что деление на группы не должно быть явным. Разноуровневый подход – это, прежде всего, индивидуальный подход,  а значит –педагог должен учитывать потребности ребенка в обучении.

Продуктивный урок

Как провести продуктивный урок английского языка с учетом того, что школьники в классе имеют различный уровень подготовки?

Первое, что нужно учитывать при работе с современными детьми–перестают действовать модель «Смотри,  как делаю я, и повтори» и модель трансляции готового знания. Работает модель «Помоги мне сделать самому». Также не стоит перегружать детей учебным материалом.

При работе с информацией следует учитывать фрагментарность, интерактивность восприятия информации современным ребенком; необходимо создать «иллюзию легкости» обучения. В изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом, т.к. замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне.

Современному ребенку важно обучаться согласно своим возможностям и способностям; важно иметь представление о том, чего от него ждут. Философия ученика такова: «Если я могу, не прилагая особых усилий, получить отличную отметку по требованиям базового уровня, зачем мне стараться? А если меня сравнивают все время с сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку – зачем стараться? Только, когда я знаю, что меня оценивают с учетом моих способностей, я могу понять, зачем мне стараться».Поэтому следует использовать открытую и объективную систему оценки индивидуальных достижений учащегося; оценивать продукт деятельности, а не самого ученика. Ребенок должен знать свой истинный средний балл по предмету и совместно с учителем выстраивать индивидуальный маршрут (план) для повышения данного балла. При этом нельзя не учитывать добровольность в выборе уровня усвоения учебного материала (не ниже базового). Таким образом, реализуется индивидуальный подход и качественное получение знаний. Учащийся научится планировать, взаимодействовать, добиваться желаемого результата; появится мотивация и интерес к предмету.

Не менее важным является использование на уроке ситуации выбора: ученик выбирает цель урока, содержание, средства, способы и формудеятельности на уроке–самостоятельно, в паре или группе; выбирает задания и предъявление-непредъявлениесвоего результата (продукта деятельности).

На этапе выбора заданий учитель пояснять каждое из предложенных заданий, раскрывает критерии оценивания. Далее ученик аргументирует свой выбор – здесь идет работа над развитием речи. Если ребенок потерпел неудачу при выполнении задания, то учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно. После выполнения задания необходимо не просто оценить конечный результат, но и проанализировать действия ученика, дать рекомендации. Ситуации выбора на уроке являются частью разноуровневого (дифференцированного) подхода.

Несколько слов об УМК. Учебники в современном преподавании носят рекомендательный характер. Учитель вправе сам выбирать и предоставлять задания для учеников из УМК или из других источников.

Задания на уроке преимущественно должны носить практический, аналитический и проблемный характер. Если в процессе обучения не будет препятствий, то развитие идет слабо. Проблемная ситуация возникает в том случае, если: для осмысления чего-либо человеку не хватает имеющихся знаний; обнаруживается несоответствие между имеющимися знаниями и новыми фактами; если необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях; если имеются противоречия. В процессе выполнения подобных заданий ребенок развивается (что и является одной из ведущих целей, поставленных перед педагогом): развивается мышление, память, эстетические качества, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу; развивается речь, изобретательные способности, креативность.

Приведу пример. Урок в 6 классе. Тема «Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные». Тема не новая для детей, у них уже есть определенные знания из начального звена. При выполнении упражнения, где нужно определить, является ли данное существительное исчисляемым или неисчисляемым, у школьников возникли споры и трудности из-за слов «biscuit» и «strawberry». Одни утверждали – все, что сделано из муки является неисчисляемым, другие сомневались в выборе. Тогда детям был задан вопрос: «Почему слово «cake» вы отнесли к исчисляемым существительным, а «biscuit» - к неисчисляемые,  ведь оба продукта сделаны из муки?» Далее слово «strawberry». Одни считали, что ягоду можно сосчитать, другие утверждали, что ни разу не встречали это слово во множественном числе. Присутствующим было разрешено использовать любой источник информации, чтобы найти и аргументировать ответ. При этом учащиеся вышли за рамки учебника, нашли необходимые правила и смогли сами ответить на возникшие вопросы. Отмечу, что при решении данной проблемной ситуациибыла использована и технология коллективного взаимодействия.

Технология коллективного взаимодействия (диалог, работа в парах, группах и пр.)также является частью разноуровневого подхода и положительно влияет на качество обучения.Коллективную работу следует применять, исходя из потребностей и особенностейклассного коллектива, т.к. есть дети, которых трудно вывести на публичный диалог, которым комфортнее работать самостоятельно. И таких учащихся в классе может оказаться большинство. Поэтому данную технологию не обязательно применять в каждом классе.

Индивидуальное (дифференцированное, разноуровневое) обучение очень важно при работе с детьми, имеющими низкий уровень обученности и отрицательное отношение к учебе, с детьми ОВЗ. Задача учителя –довести их до базисного уровня. С этой целью используются различные карточки для индивидуальной работы с образцами выполнения заданий, тесты, электронные тетради, опорные схемы, памятки с записью алгоритмов деятельности во время урока и пр. Это можно организовать в Интернет - пространстве.Особенностиработы с такими детьми: частая смена деятельности; давать больше времени на отработку новых знаний; чем короче и проще фраза учителя, тем выше вероятность, что ребенок её поймет. Некоторым ученикам требуется постоянная помощь учителя, его одобрение и поддержка. При этом следует понимать, что проблема «слабых детей» должна решаться совместно с психологом, социальным педагогом, классным руководителем, родителями (если есть такая возможность) и с администрацией школы.

Особенностью технологии разноуровневого подхода является дифференцированное домашнее задание: это могут быть ссылки на видео; проблемный вопрос; задания на опережение, а не по результатам занятия и т.д. Домашнее задание должно быть продуктивным и небольшим, интересным, творческим. В конце урока каждый выбирает задание на дом,  исходя из своих интересов и потребностей. Если дать возможность, то дети с удовольствием придумают сами домашнее задание. Например: основное домашнее задание – выучить слова. «Слабый ученик» скажет,  что выучит только 4 слова из предложенных (в следующий раз – 5 слов и т.д.); ребенок ОВЗ –переписать эти слова в тетрадь,  перевести их и прочитать,  есть вариант,  что такой ребенок может выучить 1-2 слова; творческая личность добавит к выученным словам оформление; кому-то понадобится дополнительная помощь в отработке произношения заданных слов, а кто-то умеет и любит работать с транскрипцией и в помощи не нуждается; любители английского языка захотят добавить несколько слов данной тематики на свой выбор и пр. Таким образом, каждый сам выбирает задание,  которое сможет выполнить качественно и самостоятельно. Оценивать так: ½ правильно выполненного задания – оценка «3», 2/3 –оценка «4», 0-1ошибка - «5». Всегда предлагаю дополнительные нестандартные формы работы, которые носят долгосрочный характер. Например: создать рецепт на английском языке,  оформить его и слепить блюдо (продукт) из пластилина; снять видео на английском языке на какую-либо тему; на Google-диске создаю презентацию, открываю к ней доступ,  задача учащихся заполнить только один слайд,  информация не должна повторяться; продемонстрировать ситуацию из жизни людей с использованием разговорного английского и пр.Задача учителя – предложить задание и объективно оценить, ученик – выбирает, демонстрирует и участвует в оценивании.

Итоговый контроль также проводится с учетом возможностей ребенка. Задания целесообразно разделить на три части: 1 – базовый (аудирование, работа с текстом и задания на преобразование слов); 2 –средний (аудирование, работа с текстом, задания на преобразование слов и письмо); 3 – повышенный (аудирование, работа с текстом, задания на преобразование слов, письмо, чтение текста, устно ответить на вопросы, монолог). Данное деление носит рекомендательный характер. Дети вправе выбрать и выполнитьлюбые задания итогового контроля. «Слабымдетям» необходима помощь учителя во время контрольной работы. Оценивание стандартно (с учетом единого максимального балла работы для всех учащихся): 1/2 - оценка «3», 2/3 - «4», 0-1 ошибка - «5».

Подготовка к ОГЭ по английскому языку

При подготовке к ОГЭпо английскому языку разноуровневый подход реализуется через создание индивидуальных маршрутных листов. Сначала ученик выбирает уровень: базовый,  средний, повышенный. Далее – знакомство со структурой экзамена,  с критериями оценивания. В завершении – создание индивидуального маршрутного листа,  где фиксируется выбранный уровень, минимальный балл, выбранные учеником задания для дальней отработки (задания можно добавлять, но не убавлять); отмечаются количество и качество выполнения заданий, успехи, ошибки, рекомендации. Пример: ученик выбрал средний уровень, минимальный балл – 46, задания выбрал все (письменная и устная часть). В процессе подготовки ученик смог выполнить все задания аудирования, чтения, грамматики и лексики; часть заданий личного письма; мало внимания уделял устной части. Итог экзамена – оценка «4». Ученик получил желаемый результат.

Заключение

Подведем итоги. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитывать, поэтому так важно использование разноуровневого обучения. Для этого главный акцент в обучении должен быть направлен не на делении учащихся по их особенностям, а на дифференциацию учебного материала и самого процесса обучения, исходя из индивидуально-личностных особенностей учащихся. Результатом станет познавательная деятельность школьников, полное усвоение базового компонента содержания образования, опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам. Ученик научится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умения и устранить их. При этом учитель играет роль консультанта, который направляет «познавательный ручеёк ребенка в море знаний», учит преодолевать препятствия и брать верх над тем,  что неизвестно.

Список использованных источников и литературы

  1. https://www.mriro.ru
  2. https://www.mriro.ru/courses/2574


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация:  В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любв...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Проект "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы по предмету в условиях реализации ФГОС ООО"

Скрипко Е.В. разработан масштабный проект по внедрению элементов проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Выделена пролема,...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах в условиях реализации ФГОС

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательно...