Исследование на тему "Роль английского языка в жизни подрастающего поколения"
статья

Макарова Маргарита Викторовна

Предварительный просмотр:

МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ – ГИМНАЗИЯ 11

Исследование на тему:

Роль английского языка в жизни подрастающего поколения

Подготовила:

учитель английского языка МБОУ "ЦО-гимназия 11"

Чуканова М.В.

ТУЛА-2019


Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Роль английского языка в современной России...............................................5

2. Важность изучения языка для учащихся МБОУ "ЦО-гимназия 11".............9

Заключение.............................................................................................................13

Список использованной литературы...................................................................14

Приложение 1.........................................................................................................15

Приложение 2.........................................................................................................16


Введение

Цель: исследовать, почему современное подрастающее поколение изучает английский язык.

Задачи: изучить влияние владения английским языком на жизнь современного человека; определить, какое место в жизни занимает английский язык.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что английский язык очень популярен во всем мире, как глобальный язык мирового сообщества. Нас везде окружает английский язык, он плотно внедрился в нашу жизнь. Например, вывески на английском языке, названия фирм, предприятий и контор, реклама на английском. Если человек знает английский, он может прочесть и понять их. Людям разных стран приходится уживаться с прогрессом в мировой торговле и в технологиях и друг с другом.

«Вы говорите по-английски?» - с этой фразы начинается общение между людьми, которые говорят на разных языках и хотят найти общий язык для общения. Общее число языков в мире  до 6000. На английском языке говорят во всем мире, и он очень популярен.

Важность знания иностранного языка в настоящее время сложно переоценить. Абсолютно невозможно представить себе жизнь человека в современном мире, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере владеющих языком[2].

Английский - язык международного общения. Это язык навигации, авиации, литературы, образования, современной музыки, международного спорта, туризма, программирования. 75 % мировой корреспонденции ведётся на английском языке, 60 % радиостанций вещают по-английски, более половины мировой периодики издается на английском, 80 % информации хранится на этом языке. Английский сегодня является одним из самых распространённых языков в мире: более чем для 400 млн. человек он является родным языком, но число людей, которые владеют им как иностранным, в три раза больше[4].

Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой жизни все очевиднее. Трудно представить современную жизнь без компьютера. Он стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Мир информатики «говорит» на английском языке. Миллиард сайтов в Интернете на английском. Овладение современной компьютерной техникой и, особенно, интернетом тоже невозможно без знания английского языка.


1. Роль английского языка в современной России

Если немного углубиться в историю, то можно увидеть какие иностранные языки изучались в России в разные периоды. Интерес к французскому языку возник в XVII веке, во время правления Петра I. Прорубив «окно в Европу», он открыл двери для взаимодействия культур, развития и становления русского языка в том виде, в каком он существует на сегодняшний день. В середине XVIII века французский язык получил широкое распространение среди русского просвещенного дворянства. Переводы лучших сочинений французских авторов способствовали развитию национального русского языка и литературы. А перевод с французского произведений великих философов оказал огромное влияние на формирование передовой общественной мысли. Под влиянием Просвещения резко возрос интерес к книге, а свободное изъяснение на французском языке стало признаком хорошего образования. Наивысшей популярности распространение и значимость французского языка достигли в конце XVII – середине XIX века. В это время уровень языка был настолько высок, что перевод с французского не требовался. «…он по-французски совершенно мог изъясняться и писал» (А.С.Пушкин)- эта фраза наглядно доказывает, что на иностранном языке свободно говорили в России в XIX веке.

Немецкий язык в нашей стране стал играть заметную роль примерно в годы царствования Василия III – примерно с XVI века. В те времена из пунктуальных и исполнительных немцев сформировали почетную стражу. Значительное количество немцев приехало к нам при Петре I, который нуждался в хороших специалистах при постройке флота и модернизации армии. Детей из богатых семей тогда отправляли учиться в Германию. В России активно переводились труды немецких философов, писателей, поэтов. После Первой Мировой войны государственные деятели понимали, что Германия становится наиболее вероятным нашим противником, и немецкий язык получает распространение в среде военнослужащих и технической интеллигенции. На случай войны производится массовое изучение немецкого языка в школах и институтах, обучаются немецкому потенциальные переводчики и лица, уже владеющие языком. Конечно, это было продиктовано влиянием того времени. И эта тенденция сохраняется в годы ВОВ, а также в послевоенные годы. Постепенно немецкий язык уступает по популярности английскому.

В связи с образованием блока НАТО и Варшавского договора мир становится полярным. Развиваются торговые, экономические, политические отношения. После падения Берлинской стены потоки русских граждан хлынули за границу. Появились совместные предприятия. Бизнесмены и политики все чаще стали принимать участие в саммитах и переговорах. Где знание английского языка было просто необходимо.

Начиная с двадцатого века возросла роль именно английского языка, как одного из показателей успешности и образованности человека, что непосредственно влечет за собой его более интенсивное и глубокое преподавание в большинстве учебных заведений нашей страны, в средних и высших школах, а также и в дошкольных учреждениях. Студенты, владеющие английским языком на высоком уровне, при построении своей карьеры, с большей вероятностью смогут внедрять новейшие стандарты качества в сфере своей профессиональной деятельности.

 Важно не только знать английский язык, но и понимать его, быть способным использовать приобретенные в процессе его изучения навыки. Сейчас стандарты современного образования, направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в современном социально-экономическом окружении. «Необходимо целенаправленно использовать средства и возможности иностранного языка в профессиональной подготовке специалиста с целью формирования у него коммуникативной компетентности, как необходимой составляющей глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития индивида» [5].

Изучению иностранного языка уделяется большое внимание, при этом сегодня в России официально изучение языка начинается уже в раннем школьном возрасте. Статистика показывает, что в последнее время возрастной порог для обучения детей иностранному языку все больше снижается [1]. Четырехлетний ребенок считается уже вполне подготовленным к урокам, а некоторые родители даже трехлетних детей отдают в группы, изучающие английский язык. Давно известно, что возможности детей раннего возраста в изучении иноязычной речи поистине уникальны, ведь еще К. Ушинский писал: «В несколько месяцев дитя так приучается говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [1].  

Дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Логично предположить, что изучение иностранного языка необходимо также для формирования и развития межкультурных коммуникаций.

Межкультурная коммуникация в общем контексте представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для подготовки обучающихся к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, здесь необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур [3]. Таким образом, знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире.

Процесс межкультурной коммуникации невозможен только лишь со знанием иностранного языка. Для формирования эффективной межкультурной коммуникации необходимо погружение не только лишь в языковую среду, но и знакомство с культурой, традициями, искусством носителей иностранного языка. Абсолютно естественно, что процесс формирования межкультурной коммуникации неотделим от процесса изучения иностранного языка.

Мы сами порой не замечаем, что сталкиваемся с английским языком каждый день с самого раннего возраста. В настоящее время большое количество английских слов пришло в русский язык и широко используется в том числе и подрастающим поколением. Причиной заимствования англицизмов в современном русском языке можно назвать тенденцию смены лексики под влиянием новой культуры. На переломе веков стремительно меняется язык, вернее, его лексика, то есть его словарный состав.

У всех на слуху многочисленные экономические и финансовые термины, такие как: бартер, брокер, ваучер, дилер, дистрибьютер, маркетинг, инвестиция, и т. д. Для тех, кто любит спорт, появляются новые виды спортивных занятий: виндсерфинг, армрестлинг, фристайл, скейтборд, кикбоксинг, файтер. С развитием компьютеризации, сначала в профессиональной среде, а затем и за ее пределами появились термины, относящиеся к компьютерной технике: само слово компьютер, а также дисплей, файл, интерфейс, принтер, сканер, ноутбук, браузер, сайт и другие. Английские слова настолько хорошо прижились в современном русском, что изменяются на подобие русских: отфотошопить, загуглить, лайкнуть, лайки, шерить; многие являются популярными в лексиконе современного молодого человека лэптоп, респект, чейндж, лузер, сэйл, по дискаунту и т.д.


2. Важность изучения языка для учащихся

МБОУ "ЦО-гимназия 11"

Я работаю в гимназии с углубленным изучением иностранных языков и мне захотелось узнать, зачем же дети и подростки изучают английский язык, какую роль он играет в их жизни. Не секрет, что изначально это был выбор родителей, которых подтолкнуло на этот шаг желание дать ребенку качественное образование, амбиции, либо они увидели у своего чада способность к языкам, проявившуюся уже в раннем детстве. И тем не менее, уже к 5 классу подрастающее поколение начинает осознавать, зачем они выполняют какие-то действие. Мной был проведен опрос среди учащихся 5-11 классов с целью узнать, какую роль играет английский язык в их жизни. Учащимся было предложено ответить на 2 вопроса. 1. Зачем ты учишь английских язык? Какую роль он играет для тебя на данный момент? Были предложены варианты ответов, также учащиеся могли предложить свой вариант. Опрос был анонимным, опрашиваемые указывали только класс, в котором они учатся.

В результате исследования были получены следующие данные (приложение2). Показаны 5 самых популярных ответах в 3 возрастных группах.

Среди 5-7 классов на первый вопрос самыми популярными ответами стали: В) мне нравится этот язык

Г) я хочу уехать жить в англоговорящую страну

А) я хочу связать свою будущую профессию с английским языком

Ж) это модно

З) это желание родителей, а мне не нравится

Среди 8-9 классов:

А) я хочу связать свою будущую профессию с английским языком

Г) я хочу уехать жить в англоговорящую страну

Е) я считаю, что в современном России английский язык необходим, так как он используется во многих областях повседневной жизни

И) важен для поступления в выбранный ВУЗ, на выбранный факультет

Д) для развития кругозора

Среди 10-11 классов:

И) важен для поступления в выбранный ВУЗ, на выбранный факультет

Б) я считаю, что он поможет мне найти более высокооплачиваемую работу в международной компании

А) я хочу связать свою будущую профессию с английским языком

Е) я считаю, что в современном России английский язык необходим, так как он используется во многих областях повседневной жизни

Г) я хочу уехать жить в англоговорящую страну

Как мы видим самые популярные ответы отличаются в разных возрастных группах. Ответы Ж (это модно) и З (это желание родителей) популярны только в 5-7 классах.  

В 8-9 классах популярными становятся такие причины, как Д) для развития кругозора

Е) я считаю, что в современном России английский язык необходим, так как он используется во многих областях повседневной жизни

И) важен для поступления в выбранный ВУЗ, на выбранный факультет.

Это говорит о том, что изучение языка становится уже более осознанным, является желанием учащихся, а не их родителей, к тому же учащиеся уже задумываются о поступлении в ВУЗ, об экзаменах. Приходит осознание того, что современная жизнь устроена таким образом, что английских язык используется в повседневной жизни в нашей стране и знание его облегчает жизнь.

Что касается 10-11 классов, то исходя из ответов учеников видно, что приоритетным для них является поступление в ВУЗ, сдача экзамена, выбор будущей профессии, которая удовлетворит не только желание заниматься любимым делом, но и получать достойную заработную плату.

Популярными ответами среди всех возрастных групп являются А) я хочу связать свою будущую профессию с английским языком

Г) я хочу уехать жить в англоговорящую страну

На мой взгляд это говорит о том, что, придя учиться в гимназию с углубленным изучением иностранных языков, учащиеся уже в средней школе осознают, что их будущая профессия будет связана с иностранным языком. Вариант ответа Г теряет свою популярность от младших к старшим классам, но все же входит в топ 5 ответов среди учащихся всех 3 возрастных групп. Современные подростки и молодежь много путешествуют, видят жизнь в других странах. Конечно же у них возникает желание попробовать другую жизнь. Мы все знаем поговорку, хорошо там, где нас нет, и судя по ответам школьников, она более актуальна для учеников среднего звена. Чем старше становятся учащиеся, тем менее популярно желание строить жизнь и будущее в другой стране.

Теперь рассмотрим, какой результат мы получили по второму вопросу (приложение2). Что английский язык дает тебе сейчас?

Среди 5-7 классов самыми популярными ответами стали:

Д) я могу более уверенно пользоваться компьютером, интернетом, играть в компьютерные игры на английском

А) я могу слушать и понимать англоязычную музыку

В) я могу общаться во время путешествий за границей

Г) я могу общаться с иностранцами через интернет

Среди 8-9 классов:

Е) я могу смотреть и понимать англоязычные фильмы и видео

А) я могу слушать и понимать англоязычную музыку

Г) я могу общаться с иностранцами через интернет

Ж) я чувствую себя уверенным, образованным человеком

Среди 10-11 классов:

В) я могу общаться во время путешествий за границей

Б) я могу читать и понимать англоязычную литературу

Е) я могу смотреть и понимать англоязычные фильмы и видео

Ж) я чувствую себя уверенным, образованным человеком

Из выше представленного мы видим, что ответы зависят от потребностей учащихся. Для учащихся 5-9 классов важно понимать англоязычные песни, общаться с иностранцами через интернет. А вот путешествия отходят для учащихся 8-9 классов на второй план, более приоритетным становятся просмотр фильмов на английском языке, а также они чувствуют себя более уверенными, образованными людьми. Этот ответ характерен и для учащихся 10-11 классов. К тому же у старшеклассников появляется интерес к чтению англоязычной литературы.


Заключение

Подводя итог, можно сказать, что в современном мире, человеку, стремящемуся к карьерному росту, к более обширному общению, к получению новейшей информации из различных источников, к расширению своих жизненных перспектив и, наконец, просто к более интересной и разнообразной жизни, необходимы знания английского языка, хотя это процесс отнюдь не из легких, а требующий усидчивости, терпения и главное желания добиться своего, а будет желание - будет результат.

Изучение английского языка - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека. Английский, являющийся наиболее преподаваемым языком, не заменяет других языков, а дополняет их. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа.

Конечно, неоднократно предпринимались попытки создать замену английскому языку, с целью упростить изучение и уровнять возможности всех национальностей на обоюдное взаимодействие. Они привели к формированию нескольких «общих» языков, наиболее эффективным из которых оказался эсперанто. Но, обозначив определенный круг почитателей, он прекратил развиваться. Многочисленные эксперты оглашали идею, что предпосылкой этого послужило отсутствие у эсперанто истории, корней, в то время как английский язык – это язык Диккенса, Шекспира, Оскара Уайльда, Биттлз, Роллинг Стоунз и многих других великих музыкантов и писателей.


Список использованной литературы

1. Бойкова Е.А. Обучение иностранному языку в детском саду. http://nsportal.ru/detskit-sad/razvitie-rechi/2014/10/28/obuchenie-inostrannomu -yazyku-v-detskom-sadu. 30.01.2015 г.

2. Бушев А.Б. Личность и межкультурные коммуникации. http://pr.tsu.ru/articles/156/. 30.01.2016 г.

3. ГрушевицкаяТ.Г. , Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для ВУЗов // под ред. А.П. Садохина. - .М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 352 с.

4. Колесник А. А., Волкова С. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 562-564. — URL https://moluch.ru/archive/137/38511/

5. Сорокина Н. И. Коммуникативная компетентность в профессиональной подготовке специалиста // Аграрное образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 62.


Приложение 1

Анкета «Роль английского языка в моей жизни»

  1. В каком классе ты учишься? ____________________
  2. Зачем ты учишь английских язык? (выбери один, наиболее предпочтительный вариант ответа)

А) я хочу связать свою будущую профессию с английским языком

Б) я считаю, что он поможет мне найти более высокооплачиваемую работу в международной компании

В) мне нравится этот язык

Г) я хочу уехать жить в англоговорящую страну

Д) для развития кругозора

Е) я считаю, что в современном России английский язык необходим, так как он используется во многих областях повседневной жизни

Ж) это модно

З) это желание родителей, а мне не нравится

И) важен для поступления в выбранный ВУЗ, на выбранный факультет

К) Свой вариант ответа ______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что английский язык дает тебе сейчас? (выбери один, наиболее предпочтительный вариант ответа)

А) я могу слушать и понимать англоязычную музыку

Б) я могу читать и понимать англоязычную литературу

В) я могу общаться во время путешествий за границей

Г) я могу общаться с иностранцами через интернет

Д) я могу более уверенно пользоваться компьютером, интернетом, играть в компьютерные игры на английском

Е) я могу смотреть и понимать англоязычные фильмы и видео

Ж) я чувствую себя уверенным, образованным человеком

З) свой вариант ответа ______________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 2


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Роль семьи в воспитании здорового образа жизни подрастающего поколения"

« Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». ...

Анализ урока английского языка по ФГОС второго поколения

№ п/пАнализ урока : Захаровой Татьяны Адрес видео: http://www.youtube.com/watch?v=QeRp8d1oYzM&feature=youtu.be 1Место урока в системе уроков по темеКомбинированный урок 2Задачи данного у...

Конспект урока английского языка по ФГОС второго поколения

Предмет:  Английский язык     Класс: 2Тема урока: “Сколько тебе лет? How old are you?”Дата проведения урока:УМК: «Английский с удовольствием» “Enjoy English” М.З. Б...

Конспект открытого урока английского языка по ФГОС второго поколения. Автор: учитель английского языка МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Ефименко Ольга Андреевна

Предмет:  Английский язык     Класс: 6 БТема урока: “ Рождество. Christmas.”Дата проведения урока: 23 декабря 2017 г.УМК: Spotlight”, 6 класс.  Ю.И...

Рабочая программа для 7, 8, 9 по английскому языку ФГОС ООО второго поколения 2022-2023 уч.г ( Rainbow English )

Рабочая программа для 7, 8, 9  по английскому языку  ФГОС ООО второго поколения 2022-2023 уч.г  ( Rainbow English )...

Методическая статья на тему: \'\'Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения. \'\'

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.Цель - это то, к чему стремятся, что над...

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык)) Тема: «Анализ практического применения английского языка в жизни людей через названия магазинов»

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»  по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык))Тема: «Анализ практического применения английско...