Материалы для проведения предметной недели по математике
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сценарии, разработки уроков, презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_lineyka_na_nedelyu_matematiki.doc33 КБ
Файл 2_lineyka.docx244.58 КБ
Файл 3_a_znaete_li_vy_0.docx658.29 КБ
Файл 5lineyka.docx36.87 КБ
Microsoft Office document icon 424_iyp.doc30.54 КБ
Office presentation icon interesnye_fakty_o_chislah.ppt946 КБ
Файл starinnye_mery_dliny.pptx916.17 КБ
Файл alfavity.pptx736.16 КБ

Предварительный просмотр:

Линейка посвященная неделе математики.

С тех пор, как существует мирозданье, 
Такого нет, кто б не нуждался в знанье. 
Какой мы не возьмем язык и век - 
Всегда стремился к знанью человек…

Ведущий

- Сегодня у нас необычный день. Именно сегодня стартует неделя, посвященная естественнонаучного цикла. Одна из наук - Математика – наука очень сложная и необходимая, без которой мы не обходимся ни одного дня.

Мы всё хотим измерить в мире – 
Что видим, слышим. И найти 
Чьи чувства глубже, мысли – шире 
На неизведанном пути. 

Тысячелетий скоротечность 
Стараясь в формулу свернуть, 
Мы измеряем бесконечность 
И умножаем жизни суть

- В течение, этой недели у нас в школе пройдет много разнообразных мероприятий, в ходе которых вы узнаете много нового и интересного о естественнонаучном цикле. Также мы попробуем выявить самых сообразительных и находчивых ребят, лучших знатоков. За активное участие во всех мероприятиях вы будете зарабатывать баллы. И дети, которые в течение этой недели заработают большее количество баллов, будут награждены грамотами и оценками. Поэтому в ваших интересах быть активными и постараться заработать как можно больше баллов. Также будет определен и коллективный результат.

- А сейчас я предлагаю послушать стихи, посвященные математике.

                          Математика повсюду.

Глазом только поведешь –

И примеров разных уйму

Ты вокруг себя найдешь

Вот строительство большое.

Прежде чем его начать,

Нужно было все подробно

Начертить и рассчитать.

А иначе в этом доме

Счастья нам не увидать:

Стекла будут с перекосом,

Потолок провалится.

А кому, друзья, скажите

Это может нравиться?

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука-математика!

Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает математика!

Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо, прежде всего математику знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам ни пригодилась математика!

Вот и подошла к концу эта небольшая линейка, посвященная недели математики, которую я хочу закончить следующими строками:

Давайте, ребята, давайте считать: 
Делить, прибавлять, умножать, вычитать. 
Смекалку свою проявите: 
Считайте, рисуйте, чертите! 
Вы все молодцы! Вы все удальцы! 
И пусть на года любимой всегда 
Для вас математика будет! 
Она и серьёзна, она и трудна! 
Но если чуть-чуть постараться, 
То можно и в ней играть и шутить, 
Смеяться и улыбаться. 
Пусть ставят перед вами задачи, 
А вы, поразмыслив, решите их, да? 
Желаем вам успехов и удачи! 



Предварительный просмотр:

Алина

Выдающийся немецкий философ и математик

Готфрид Вильгельм Лейбниц, сказал:

«Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого,

тот никогда его не поймет…».

         

Здравствуйте. Сегодня мы расскажем вам о таинственном происхождении чисел.

 В современном мире человек постоянно пользуется числами, даже не задумываясь об их происхождении. Без знания прошлого нельзя понять настоящее. Когда и как произошли числа?.

Даша.

  1. Почему мы обозначаем цифры именно так (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), а не по другому. У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего.

Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.

Был у этого народа свой первобытный «компьютер» - десять пальцев на руках и ногах.

Древний человек догадался: для счета можно использовать не только пальцы, но и все, что попадается под руки – камешки, палочки, косточки... В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по латински означает «камень».

2.  Перуанские инки  вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги»

Того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.

Алина.

 3. Первыми придумали запись чисел древние шумеры. НАШИ ПРЕДКИ ОСТАВЛЯЛИ ТЫСЯЧИ ЗАРУБОК НА ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛАХ. СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ТРЕБОВАЛОСЬ. ТАК, НАИВНО, НО ДОСТОВЕРНО, ЗАПОЛНЯЛИСЬ ДРЕВНИЕ ОТЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, «ЧЕКИ» И Т.П. ПЕРВЫЕ ЦИФРЫ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ ПРИМИТИВНЫЕ ЗАСЕЧКИ И ЗНАЧКИ.

 4. В древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки (иероглифы) для записи чисел 1, 10, 100, 1000, … Это система очень проста и примитивна. 

5. Народы (вавилоняне, ассирийцы, шумеры), жившие в Междуречье Тигра и Евфрата в период от II тысячелетия до начала нашей эры сначала обозначали числа с помощью кругов и полукругов различной величины, но затем стали использовать только два клинописных знака – прямой клин  и лежащий клин  .

У народов  живших в Междуречье Тигра и Евфрата число 60 было  священно, например окружность они делили на 360 градусов. Под влиянием древних жителей Междуречья мы делим один час на  60 мин.

 6. Индейцы племени майя обозначали 1 - точкой, а 5 – горизонтальной чертой. В системе счисления майя был и знак для нуля. По своей форме он напоминал полузакрытый глаз.

7. В Древней Греции  первые записи чисел появились видимо на Крите, в 14 - 7 веках до н. э. К сожалению, сведений о них у них недостаточно, чтобы включить критскую систему в переводчик.  Сначала числа 5, 10, 100, 1000, 10000 обозначали буквами  Г, , Н, Х, М, а число 1 – черточкой /.

Даша. 8. Запись чисел в индии.   Древние индийцы впервые в 5 веке изобрели для каждой цифры свой знак. Они также открыли понятие «нуля» (шунья). Именно от них пошла  десятичная система счисления, которой мы пользуемся.

Однако Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы.

9. В V веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9. Каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так далее до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.

Далее произошло интересное: арабы переняли индийскую систему счисления и начали вовсю применять ее. В те времена мусульманский мир был очень развит, он имел очень тесные связи и с азиатской и европейской культурой и брал от них все самое совершенное и передовое на то время.

Математик Мухаммед Аль-Хорезми в IX веке составил руководство об индийской нумерации. Оно в XII веке попало в Европу и эта система счисления получило очень широкое распространение. Интересно, но именно из-за того, что к нам эти цифры пришли от арабов, мы их называем арабскими цифрами, а не индийскими.

 Чуть позже арабы упростили эти знаки.

Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра».

В основе римской нумерации использованы принципы сложения и вычитания

Римская система нумерации десятичная, но непозиционная. Первоначально они обозначались, как и у многих народов, «палочками» (I - один, X - 10 - перечеркнутая палочка, V - 5 - половина от десяти, и т. д.). Эти числа активно применяются и в сегодняшнем мире.

 11. Китайские цифры так же как и другие символы письменности, обозначаются иероглифами. Такое обозначение непривычно для европейцев, поскольку цифры представлены в виде непривычных нам символов. Составные числа образуются комбинацией символов в определенном порядке.

Алина. 12. Цифры русского народа были буквы.  Над буквами ставились титлы (черточки), и тогда буквы обозначали числа. Сотни миллионов назывались «колодами». С XVIII века в России стали применять и применяются по ныне Арабские цифры.  До того наши предки использовали славянскую нумерацию.

13.

Александр Сергеевич Пушкин — не только великий  русский поэт, он был необычайно одарен. Он выступает и как историк, экономист, юрист, языковед, литературовед, этнограф, фольклорист, и во множестве других областей знания. Широту его интересов оценить невозможно.

В  указанной  сводной таблице «попыток объяснения  происхождения формы  цифр», полученных  двенадцатью авторами, для сравнения с  ними приведена догадка  А.С.Пушкина. Его ряд цифр  в ней  выглядит наиболее убедительно.

А. С.   Пушкин считал,  что цифры –  происходят (выведены)  из Квадрата, пересекаемого диагоналями.  

 Александр  Сергеевич  даёт  координаты первых цифр  на изображаемом им  квадрате в круге.

 

Даша. Более подробно вы можете познакомиться с историей возникновения чисел на нашей выставке в фойе 3 этажа под названием «За страницами учебника математики»

Алина.

 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                          

                                          

                                              

                                                  

                                          

                                                  

                                          

                                                  

                                          

                                                  

Компании и бренды: Google

А знаете ли вы, что известная поисковая система Google получила свое название от названия числа гугол – это  (единица со ста нулями). Впервые этот термин появился в 1938 году, когда американский математик Эдвард Каснер решил дать ему название. Так как в тот момент он гулял в парке со своим девятилетним племянником, Милтоном Сироттой, Каснер предложил мальчику придумать что-нибудь. И мальчик придумал, да не одно, а два названия: число гугол – это , а гуголплекс равен . Каснеру название понравилось, и в 1940 году он вместе с Джеймсом Ньюманом выпустил научно-популярную книжку «Математика и воображение», где и объяснил читателям, как теперь следует называть это огромное число.C:\Users\User\Desktop\09-01-75x75.jpg

Когда появились счеты?

А знаете ли вы, что счетам, которые еще изредка можно встретить в наших сельских магазинах, уже более 5000 лет. Первое упоминание о таком приборе для счета найдено в Месопотамии и относится примерно к 3500 году до н.э. Конечно, изначально счеты отличались от того, как они выглядят сейчас. Вначале это была счетная доска с углублениями, в которых удерживались камешки или бусинки. В Древнем Египте в V веке до н.э. вместо углублений стали использовать палочки с нанизанными на них камешками. В России счеты появились в XVI веке.C:\Users\User\Desktop\06-01-75x75.gif

Счеты (или абак) до сих пор широко используются в Японии и Китае, где они являются частью устоявшейся традиции. Китайский вариант счет называется суаньпань, а японский – соробан. В Японии обучение использованию соробана остается обязательным для начальной школы.

Задача о кенингсбергских мостах

А знаете ли вы, что мосты города Калининграда (Кенингсберга) стали «виновниками» создания Леонардом Эйлером теории графов (граф – это определенное количество вершин (узлов), соединённых рёбрами). Два острова на реке Прегель, на которой стоял Кенингсберг, были соединены семью мостами. К XVIII веку у жителей города сформировалась традиция: гуляя, пройти по всем мостам всего по одному разу. Сделать это никому не удавалось. В 1736 году эта задачка заинтересовала Леонарда Эйлера, выдающегося математика и члена Петербургской академии наук.C:\Users\User\Desktop\13-121.jpg

Квадратура круга

А знаете ли вы, что «квадратура круга» не просто красивая метафора, а вполне конкретная математическая задача, суть которой состоит в построении с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу.C:\Users\User\Desktop\kvadr-75x75.png

Математически неразрешимость этой задачи была доказана в 1882 году Фердинандом Линдеманом, что, правда, не мешало многим энтузиастам продолжать тратить годы на решение этой проблемы. Именно бесмыссленность и бесперспективность таких изысканий привели к появлению всем известной метафоры.

Задача НаполеонаРешение с использованием геометрических преобразований 2 решение

Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт писал математические труды и один

геометрический факт называется «Задача Наполеона»?

Император Франции Наполеон I был не только великим полководцем, но и  довольно хорошим математиком. Его именем названа теорема, авторство доказательства которой приписывают Наполеону. Возможно, однако, что её предложил У. Резерфорд в публикации 1825 года The Ladies' Diary.  За реальные заслуги в математике Наполеон был избран академиком Французской академии наук.

Интересное слово: Школа

А знаете ли вы, что слово «школа» происходит от греческого scole – досуг, праздность, отдых. Что же за удивительная метаморфоза произошла с этим словом, что оно стало означать учебные заведения, которые являются буквально главной работой школьников? Все началось в Древней Греции, где в I веке до н.э. а общественных местах стали строить полукруглые скамьи для отдыха, на которых люди могли посидеть, поговорить по душам. Постепенно эти скамьи облюбовали ораторы, у них появились постоянные слушатели, а ранее предназначенные для праздного отдыха скамейки стали местом напряженных дискуссий. Когда такие встречи «учителя» и «учеников» стали постоянными, назрела необходимость создания постоянно действующих учебных заведений со своими помещениями. Как дань традиции заведения эти назвали «схолами».C:\Users\User\Desktop\slovo-75x75.jpg

Зачем нужны уравнения?

Вычислительные задачи бывают прямые и косвенные.C:\Users\User\Desktop\why_do_we_need_the_equation.jpg

Вот пример прямой задачи: какова масса куска сплава, на изготовление которого пошло 0,6 дм3 меди (плотность 8,9 кг/дм3) и 0,4 дм3 цинка (плотность 7,0 кг/дм3)?   При ее решении находим массу взятой меди (8,9 · 0,6 = 5,34 кг), затем массу цинка (7,0 · 0,4 = 2,8 кг) и, наконец, массу сплава (5,34 + 2,8 = 8,14 кг). Выполняемые действия и их последовательность диктуются самим условием задачи.

Вот пример косвенной задачи: кусок сплава меди и цинка объемом в 1 дм3 имеет массу 8,14 кг. Найти объемные количества меди и цинка в этом сплаве. Здесь из условия задачи не видно, какие действия ведут к ее решению. При так называемом арифметическом решении нужно проявить подчас большую изобретательность, чтобы наметить план решения косвенной задачи. Каждая новая задача требует создания нового плана. Труд вычислителя затрачивается нерационально. Для рационализации вычислительного процесса и был создан метод уравнений, который является основным предметом изучения в алгебре. Суть этого метода такова:

Искомые величины получают особые обозначения. Мы пользуемся для этой цели буквенными знаками (предпочтительно последними строчными буквами латинского алфавита x, y, z, u, v).Условие задачи с помощью этих знаков и знаков действий (+, - и т. д.) «переводится на математический язык», т. е. связи между данными и искомыми величинами мы выражаем не словами и фразами разговорного языка, а математическими знаками. Каждая такая «математическая фраза» и есть уравнение.

После этого мы решаем уравнение, т. е. находим значения искомых неизвестных величин. Решение уравнения производится совершенно механически, по общим правилам. Нам не приходится больше учитывать особенности данной задачи; мы только должны применять раз навсегда установленные правила и приемы. (Выводом этих правил и занимается в первую очередь алгебра.)

Таким образом, уравнения нужны для того, чтобы механизировать труд вычислителя. После того как уравнение составлено, решение его можно получить вполне автоматически. Вся трудность решения задачи сводится лишь к составлению уравнения.

О развитии практической геометрии в древней Руси

Уже в XVI в. нужды землемерия, строительства и военного дела привели к созданию рукописных руководств геометрического содержания. Первое дошедшее до нас сочинение этого рода носит название «О земном верстании, как земля верстать». Оно является частью «Книги сошного письма», написанной, как полагают, при Иване IV в 1556 г. Сохранившаяся копия относится к 1629 г.C:\Users\User\Desktop\3a4.png

При разборе Оружейной Палаты в Москве в 1775 г. была обнаружена инструкция «Устав ратных, пушечных и "других дел, касающихся до военной науки», изданная в 1607 и 1621 годах и содержащая некоторые геометрические сведения, которые сводятся к определенным приемам решения задач на нахождение расстояний. Вот один пример.

Для измерения расстояния от точки Я до точки Б (см. рис.) рекомендуется вбить в точке Я жезл примерно в рост человека. К верхнему концу жезла Ц прилагается вершина прямого угла угольника так, чтобы один из катетов (или его продолжение) проходил через точку Б. Отмечается точка 3 пересечения другого катета (или его продолжения) с землей. Тогда расстояние БЯ относится к длине жезла ЦЯ так, как длина жезла к расстоянию ЯЗ. Для удобства расчетов и измерений жезл был разделен на 1000 равных частей.

Число Пи

Знаете ли вы, что у числа Пи есть два неофициальных праздника. Первый — 14C:\Users\User\Desktop\10-08-20.jpg

марта, потому что этот день в Америке записывается как 3.14. Второй — 22 июля,

которое в европейском формате записывается 22/7, а значение такой дроби

является достаточно популярным приближённым значением числа Пи.

Римские числа

Знаете ли вы, что римских чисел не так уж и многоC:\Users\User\Desktop\x_16b37bbe.jpg

Максимальное число, которое можно записать римскими цифрами, не нарушая

правил Шварцмана (правил записи римских цифр) - 3999 (MMMCMXCIX) - больше

трех цифр подряд писать нельзя.

Магия числа 111 111

Знаете ли вы, в чем магия числа 111 111?C:\Users\User\Desktop\666.jpg

Если число 111 111 111 помножить на себя самого, то получится интересное число 12 345 678 987 654 321 (все числа сначала возрастают, а потом убывают по порядку).

Зачем так много?

Знаете ли вы, что самое большое число, имеющее название - центиллион. Это единица с 600 нулями. Он был записан в 1852 году. Любое число свыше центиллиона рассматривается как абстрактное, лежащее в бесконечности. Хотя предпринимались попытки определить такие абстракции.C:\Users\User\Desktop\BNC303Zeroes.png

Умные рыбы

А знаете ли вы, что рыбы умеют считать до четырех? Этот интересный математический факт подтвердили итальянские ученые. Сотрудник университета Падуи Кристиан Агрилло, который участвовал в проведении эксперимента, сообщил: «Мы получили доказательства того, что рыбы наделены рудиментарными математическими способностями». Прежде было известно, что рыбы умеют находить отличие между большими и маленькими косяками рыб, но данный опыт показал, что рыбы могут посчитать, сколько рыб плавает вокруг них. Аналогичные математические способности имеют обезьяны, дельфины и некоторые люди с ограниченными возможностями.C:\Users\User\Desktop\132308920444.jpg

Данные интересные факты о математике основаны на наблюдениях за самками пресноводной рыбы гамбузии, которые показали, что когда за самкой начинает охотиться самец, она пытается скрыться от него в ближайшем наибольшем косяке рыб. При этом, выбирая между группами из двух, трех или четырех рыб, она в состоянии сосчитать

количество особей и прибиться к самой большой группе. Кроме того, рыбы могут

визуально отличить более крупные числа, если их соотношение составляет 2:1. Эти данные исследователи получили во время проведения второй серии экспериментов. Так, к примеру, самка увидит разницу между группами из 16 и 8 рыб, но не сможет различить стаи из 12 и 8 рыб, так как соотношение в данном случае 3:2.

Жертва ради науки

Знаете ли вы, чем пожертвовала Софья Ковалевская ради возможности заниматься наукой?C:\Users\User\Desktop\Sofja_Wassiljewna_Kowalewskaja_1.jpg

Чтобы получить возможность заниматься наукой, Софье Ковалевской пришлось заключить фиктивный брак и уехать из России. В то время российские университеты просто не принимали женщин, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь

согласие отца или мужа. Так как отец Софьи был категорически против, она вышла замуж за молодого учёного Владимира Ковалевского. Хотя в итоге их брак стал фактическим, и у них родилась дочь.

Гениальный философ

Знаете ли вы, что аристократы-театралы просили французского короля наградить Рене Декарта, который первым предложил метод нумерации кресел по рядам и местам? Но король ответил: «Да, то, что изобрел Декарт, — прекрасно и достойно награды, но дать ее философу? Нет, это уж слишком!».C:\Users\User\Desktop\0009-005-Rene-Dekart.png

Сочинения ЭйлераC:\Users\User\Desktop\8.gif

Знаете ли вы, что собрание сочинений Леонарда Эйлера составляет 75 больших томов, и если каждый день переписывать по 10 часов его работы, то не хватит 76 лет?

Льюис Кэрролл

Знаете ли вы, что английская королева, прочитав книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», так заинтересовалась ею, что приказала принести ей все книги этого писателя, но была разочарована, потому что в других книгах былиC:\Users\User\Desktop\kky5jlm0okn1a6j4.jpg

математические формулы?

«Приключения Алисы в Стране чудес»— сказка, написанная английским математиком, поэтом и писателем Чарльзом Лютвиджом Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл и изданная в 1865 году.

Теорема Пифагора

Знаете ли вы, что теорему Пифагора называли «ослиным мостом»? Учащихся, которые запоминали теорему без понимания, называли ослами, поскольку они не могли перейти через мост — теорему Пифагора.C:\Users\User\Desktop\110.png

Победитель Олимпийских игр

Знаете ли вы, что Пифагор был победителем из кулачного боя на 58-хC:\Users\User\Desktop\numerology-7.jpg

Олимпийских играх, проходивших в 548 году до н. э., а затем побеждал еще на нескольких Олимпиадах?

Великий А.С.Пушкин

Знаете ли вы, что А. С. Пушкин написал такие строки: «Вдохновение нужно вC:\Users\User\Desktop\Pu6kinKiprenskiy.jpg

геометрии, как и в поэзии»?

М. Ю. Лермонтов

Знаете ли вы, что великий русский поэт М. Ю. Лермонтов интересовался математикой и мог до поздней ночи решать какую-нибудь математическую задачу?C:\Users\User\Desktop\1218053435.jpg

«Начала» Евклида

Знаете ли вы, что все современные учебники по геометрии составлены на основе известных «Начал» Евклида (IV в. до н. э.)?C:\Users\User\Desktop\euclid_oxyrhynchus.jpg

Великий Евклид

Знаете ли вы, что великий Евклид сказал царю Птолемею: «В геометрии нет царской дороги»?C:\Users\User\Desktop\PhotoHandler.jpeg

Цветок «Гортензия»

Знаете ли вы, что цветок гортензию назвали в честь, известной вычислительницы, которая составляла математические таблицы? Она привезла этот цветок из Индии.C:\Users\User\Desktop\0a2af8bf07aefcedd8b22376f92a36e6.jpeg

Ада ЛавлейсC:\Users\User\Desktop\Ada_Lovelas.jpg

Знаете ли вы, что один из языков программирования называется Ада в честь Ады Лавлейс, одной из первых женщин-программистов, которая работала с математическими машинами и была дочерью известного английского поэта Джорджа Байрона?

Локон Аньези

Знаете ли вы, что одна из кривых линий называется «Локон Аньези» в честь первой в мире женщины-профессора математики Марии Гаэтана Аньези?C:\Users\User\Desktop\Maria_Gaetana_Agnesi.jpg

Л. Н. Толстой

Знаете ли вы, что Л. Н. Толстой, автор романа «Война и мир», писал учебники для начальной школы и, в частности, учебник арифметики?C:\Users\User\Desktop\Лев Толстой_c104659.jpg



Предварительный просмотр:

                                                                                                         РАДИОЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ОТКРЫТИЮ ДЕКАДЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.

Математика – одна из древнейших наук. История её богата именами, идеями, событиями; замечательными, а иногда и великими открытиями. Она интересна, а порой увлекательна.

Из родословной математики:

  • ХХ век до н. э. – первые сведения об арифметике из стран Древнего Востока.
  • VI век до н. э. – наиболее яркой личностью является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.
  • Ш век до н. э. – Эвклид и Архимед. Начало буквенной алгебры.
  • IХ век н. э. – Трактат об индийском счете Мухаммеда Аль Хорезми “Десятичная позиционная система и нумерация”.
  • Около 900 г. – Абу-Камиллой описаны вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.
  • ХШ век н. э. – Леонард Пизанский своим сочинением “Книга абака” – познакомил европейцев с достижениями математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской обсерватории – десятичные дроби.
  • ХV век н. э. – вместе с изобретением книгопечатания появляются первые печатныекниги по математике. (Италия).
  • ХVI век н. э. – Француз Ф.Виетт в своих трудах обозначил числа буквами.
  • Появление алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.
  • ХIХ век – Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции, матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.

Математика. Что это такое? Может быть, некоторые по старой традиции скажут – это арифметика, алгебра, начала анализа или геометрия. Конечно, нет, так как всё это азбука математики, которая изучается в школе. Математика как наука – это область обширных знаний, включающая в себя десятки дисциплин. Можно сказать, что математика стала необъятной, накопление её знаний растёт как снежный ком. Прошли те времена, когда один математик мог знать всё о своей науке и, при наличии выдающихся дарований, работать почти во всех её областях. Сейчас никто не удивиться, если двое учёных, работающих в разных областях математики, не смогут понять друг друга.

Математика – не только одна из древнейших и необходимых для прогресса дисциплин, но и красивая наука. «В математике – говорил Жуковский, - есть своя красота, как в живописи и в поэзии».

Трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы ни применялись законы и явления физики. Новейшие современные открытия позволяют по-иному взглянуть на обычные и привычные вещи. Эти открытия помогают лучше понимать природу окружающего нас мира.

Математика – очень важный школьный предмет. Да и в жизни без математики не обойтись. Благодаря математике люди могут вести подсчёты, изобретать новую технику. Да и техника, например компьютеры, работают с помощью математики. Это, конечно, каждый понимает, но некоторые считают, что предмет этот скучный. Чего же весёлого – сиди, складывай, вычитай, умножай, дели и так далее. Но на самом деле математика – очень интересная наука.

Вот, например, числа. В мире чисел, как и в мире живых существ, встречаются подлинные диковинки, редкие экземпляры, обладающие исключительными свойствами. Все часто видят волос и хорошо знают, насколько он тонок. Оказывается, что волос, увеличенный по толщине в миллион раз, имел бы около сотни метров в диаметре. Величина обыкновенной комнатной мухи общеизвестна – около семи миллиметров в длину. Но какова была бы её длина при увеличении в миллион раз? Она стала бы длиной семь километров. А какого роста бы достиг человек в миллион раз выше обычного роста? Тысячи семьсот километров! Или миллион дней – много это или мало? Проживёт человек миллион дней за свою жизнь? Миллион дней составляет более двадцати семи столетий. От начала нашей эры не прошло ещё миллиона дней

Кроме глобальных проблем, которые затрагивает изучение математики и физики, у них есть простые, но вместе с тем увлекательные и яркие открытия, которые может сделать в своей жизни даже обыкновенный школьник.

Очень важно знать историю развития математики и физики. Кто стоял у их истоков? Кто развивал эти науки? Чьи имена вошли в историю? Это и ещё много интересного узнать поможет нам декада математики и физики.

1.В юном месяце апреле

В школьном парке тает снег

И предметная неделя

Начинает свой разбег

Математики период

Вместе с физикой зовет

Чтобы конкурсным заданьям

Вы вели веселый счет.

Припев:

Хотим вас уверить дружно,

Что каждый день и час,

Науки наши нужные

Приветствуют всех вас.

2.Утром солнышко восходит

Каждый день сменяет ночь,

Объяснить, как происходит

Может физика помочь

Как в стремительное время

Все успеть, не опоздать

Математика способна

Все, что нужно рассчитать!

Припев: тот же

3. Ведь не только на уроках,

Но и просто в жизни мы,

Все, что связано с наукой,

Замечать уметь должны

Вот для этого период

Открываем вам сейчас,

Чтоб открытиями полон

Был каждый день и каждый час.

Припев:

Дерзайте, не робейте,

Хотим вам пожелать,

Активное участие

В периоде принять!!!

Тем, кто учит математику и физику

Тем, кто учит математике и физике

Тем, кто любит математику и физику

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику и физику

Посвящается наша декада.

В рамках декады математики и физики пройдут следующие мероприятия (объявляется план проведения декады).

Заповеди члена Клуба Весёлых Математиков

  1. Люби и уважай математику.
  2. Не отдавай противнику ничего, кроме дани уважения.
  3. Проиграл – не расстраивайся, в следующий раз выиграешь.
  4. Выиграл – слишком не радуйся, в следующий раз проиграешь.
  5. Из себя не выходи, иначе ничего хорошего из тебя не выйдет.
  6. Избыток находчивости также вреден, как и недостаток весёлости.
  7. Опускай руки только в том случае, если этого требуют условия конкурса.
  8. Угрожать членам жюри физической или моральной расправой категорически запрещается.

Литература:

Использовались различные материалы еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое сентября» «Математика»

Цель:

-

прививать

интерес

к

математике

;

     -

способствовать

вовлечению

учащихся

во

внеклассную

работу

по

предмету

.

1.

Почему торжественно вкруг?  

Слышите, как быстро смолкла речь?  

Это о царице всех наук  

Поведем сегодня с вами речь.

2.

Не случайно ей такой почет,  

Это ей дано давать советы,  

Как хороший выполнить расчет  

Для постройки здания ракеты.

3.

Есть

о

математике

молва

,  

Что

она

в

порядок

ум

приводит

.  

Потому

хорошие

слова

Часто

говорят

о

ней

в

народе

.  

4.  Ты нам, математика, даешь  

   Для победы трудностей закалку.  

   Учится с тобою молодежь  

   Развивать и волю, и смекалку.  

5.

И за то, что в творческом труде  

Выручаешь в трудные моменты,  

Мы сегодня искренне тебе  

Посылаем гром аплодисментов.  

                      6.  

За

высокими

горами

,  

За

синими

морями

,  

В

тридесятом

царстве

Живет

прекрасная

страна

Ма

 –

те

 –

ма

 –

ти

 –

ка

!    

Учащиеся поют «Песенку о математике».

Учащиеся поют «Песенку о математике».

Учащиеся поют «Песенку о математике».

Учащиеся поют «Песенку о математике».

   Чтоб водить корабли,  

   Чтобы в небо взлететь,  

 Надо многое знать,  

 Надо много уметь.  

 И при этом, и при этом  

 Вы заметьте-ка,  

 Очень важная наука  

Ма – те – ма – ти – ка!

               Почему корабли  

Не садятся на мель,  

А по курсу идут  

Сквозь туман и метель?  

Потому что, потому что  

Вы заметьте-ка,                    

               Капитанам помогает  

Ма – те – ма – ти – ка!  

Чтоб врачом, моряком  

Или летчиком стать,  

Надо прежде всего  

Математику знать.  

И на свете нет профессии,  

Вы заметьте-ка,  

Где бы нам не пригодилась  

Ма – те – ма – ти – ка!  

7.

И стоит, в стране чудесной,  

Новый город со дворцом,  

А в дворце златоглавом  

Числа дружно там живут,  

Числа терем стерегут.  

8.  Число – как много в этом звуке  

                      Для математики, друзья!

                      Но и в простой обычной жизни  

                      Без чисел нам никак нельзя!  

9.  

Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часо

в, сесть на 112 автобус,

успеть к 9 часам. Мы все привыкли к этому и не прид

аём числам особого зна-

чения, но так было не всегда: древние люди считали

числа особым кодом, час-

то придавали им сказочный и мифический смысл и боль

шое значение, считая,

что через них можно выразить все закономерности в м

ире. Особым почитани-

ем окружены были числа в Древней Греции. Философ и

математик Пифагор

утверждал,  что  «числа  правят  миром».  Он  считал,  что

  числа  несут  с  собой

добро и зло, счастье и несчастье. Надо только знать

, какие из них добрые, а ка-

кие злые.  Например, “7” считалось магическим, счас

тливым числом (7 цветов

радуги, 7 тонов музыки), оно символизирует разум, з

доровье и свет; “13”- на-

оборот,  число  несчастливое  (чёртова  дюжина);  “666”

называют  “звериным

числом”, приносящим несчастье; “6” символизирует хо

лод, а “8” – любовь и

дружбу; “2” лежит в основе противопоставлений (жизн

ь – смерть, холодно –

горячо, день – ночь и т. д.); “1” – это символ слав

ы и могущества, действия и

честолюбия.  Пифагор  и  его  единомышленники  ставили  е

диницу  выше  всех

других чисел, считая, что она начало всех начал, чт

о именно от неё пошёл весь

мир. Число “3” получило значение священного. Древни

е пифагорейцы счита-

ли его совершенным, считали его символом полноты, с

частливым числом, т. к.

оно имело начало, середину и конец, символизировало

сь треугольником, ко-

торый представляет прошлое, настоящее и будущее.

И

отныне

ежедневно

Вместе

будем

непременно

Математику

прославлять

И

почет

ей

воздавать

.  

11. Без конца твердят нам в школе:

     «Математика важна,

     На заводе, в классе, в поле  

     Математика нужна».

12.

В

институт

ли

поступаешь

,  

Идешь

работать

на

завод

,  

Коль

математику

не

знаешь

,  

От

ворот

вам

поворот

.                                                  

13. Математика в моторе,

       Математика в приборе.

         Сел в ракету, как такси,

       И «еси на небеси».

14.

Есть науки хороши

      Для развития души  

      Их и сами все вы знаете, конечно.

      А для развития ума

      Предназначена она-  

      Математика.

      Это было, это будет, это вечно!

         15.

Сказку

не

простую

,

а

математическую

Вам

сейчас

покажут

без

прикрас

.

Может

быть

,

там

будет

что

 –

то

фантастическое

.

Что

ж

,

мы

начинаем

слушать

их

рассказ

.

Учащиеся инсценируют

Учащиеся инсценируют

Учащиеся инсценируют

Учащиеся инсценируют стихотворение Е. Паина

стихотворение Е. Паина

стихотворение Е. Паина

стихотворение Е. Паина

«Треугольник и ква

«Треугольник и ква

«Треугольник и ква

«Треугольник и квад

дд

драт».

рат».

рат».

рат».

Жили – были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему:

«Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три.

У тебя же их четыре».

Но Квадрат ответил:

«Брат! Я же старше, я -  Квадрат».

И сказал ещё нежней:

«Неизвестно, что нужней».

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

«Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был Квадратом,

А проснёшься - без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он – нет Квадрата.

Онемел... Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

16.

 Математика – это орудие, с помощью которого челове

к познает и поко-

ряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математик

е открытие, надо

любить ее так, как любил ее каждый, с чьими именами

 вы встречаетесь на

уроках математики, алгебры, геометрии, как любили и

 любят ее десятки и

сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть то

го, что сделал каж-

дый из них, и мир навсегда останется благодарным ва

м. Полюбите мате-

матику!

Исполняют песню на мотив «Коммунальная квартира».

Исполняют песню на мотив «Коммунальная квартира».

Исполняют песню на мотив «Коммунальная квартира».

Исполняют песню на мотив «Коммунальная квартира».

Эх

,

страна

моя

родная

,

Край

загадок

и

чудес

.

Где

еще

такое

счастье

,

Где

еще

такой

прогресс

?!

И

просторней

,

и

светлей

Ни

к

чему

нам

дом

отдельный

,  

Вместе

будет

веселей

.

Припев:

Это

математики

,

математики

квартира

,  

Это

математики

,

математики

страна

!  

По

утрам

,

шурша

листами

,

Собирается

народ

.

Пифагор

штаны

стирает

,  

Эйлер

интеграл

берет

.

Гаусс

корни

извлекает

,  

Ньютон

делает

бином

,

Кто

 –

то

оси

расставляет

,  

Архимед

сидит

с

числом

.  

Припев.

К

вечеру

им

все

не

спится

В

логарифмы

Бригг

глядит

Брадис

возится

с

таблицей

,

Измеряет

мир

Евклид

.  

Сам

Безу

там

без

остатка

Делит

сложный

многочлен

.  

Припев.

17.  

Коль

в

математику

влюблен

,

Иль

может

в

ней

ты

не

силен

.  

Я

верю

будешь

удивлен

,  

И

математикой

сражен

.

Так

знай

,

неделя

впереди

.  

    18.

Так знай, неделя впереди,  

         Друзей с собою приводи.

         В урочный день, в урочный час  

         Учитель математики встречает вас.



Предварительный просмотр:

Учитель математики Доготер Нонна Андреевна

 МАОУ СОШ г. Покачи ХМАО-Югры

РАДИОЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ОТКРЫТИЮ ДЕКАДЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

      Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.

                Математика – одна из древнейших наук. История её богата именами, идеями, событиями; замечательными, а иногда и великими открытиями. Она интересна, а порой увлекательна.

Из родословной математики:

ХХ век до н. э. – первые сведения об арифметике из стран Древнего Востока.

VI век до н. э. – наиболее яркой личностью является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.

Ш век до н. э. – Эвклид и Архимед. Начало буквенной алгебры.

IХ век н. э. – Трактат об индийском счете Мухаммеда Аль Хорезми “Десятичная позиционная система и нумерация”.

Около 900 г. – Абу-Камиллой описаны вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.

ХШ век н. э. – Леонард Пизанский своим сочинением “Книга абака” – познакомил европейцев с достижениями математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской обсерватории – десятичные дроби.

ХV век н. э. – вместе с изобретением книгопечатания появляются первые печатныекниги по математике. (Италия).

ХVI век н. э. – Француз Ф.Виетт в своих трудах обозначил числа буквами.

Появление алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.

ХIХ век – Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции, матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.

                Математика. Что это такое? Может быть, некоторые по старой традиции скажут – это арифметика, алгебра, начала анализа или геометрия. Конечно, нет, так как всё это азбука математики, которая изучается в школе. Математика как наука – это область обширных знаний, включающая в себя десятки дисциплин. Можно сказать, что математика стала необъятной, накопление её знаний растёт как снежный ком. Прошли те времена, когда один математик мог знать всё о своей науке и, при наличии выдающихся дарований, работать почти во всех её областях. Сейчас никто не удивиться, если двое учёных, работающих в разных областях математики, не смогут понять друг друга.

                Математика – не только одна из древнейших и необходимых  для прогресса дисциплин, но и красивая наука.  «В математике – говорил Жуковский, - есть своя красота, как в живописи и в поэзии».

                Трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы ни применялись законы и явления физики. Новейшие современные открытия позволяют по-иному взглянуть на совсем для нас обычные и привычные вещи. Эти открытия помогают лучше понимать природу окружающего нас мира.  

                Математика – очень важный школьный предмет. Да и в жизни без математики не обойтись. Благодаря математике люди могут вести подсчёты, изобретать новую технику. Да и техника, например компьютеры, работают с помощью математики. Это, конечно, каждый понимает, но некоторые считают, что  предмет этот скучный. Чего же весёлого – сиди, складывай, вычитай, умножай… Но на самом деле математика – очень интересная наука.

                Вот, например, числа. В мире чисел, как и в мире живых существ, встречаются подлинные диковинки, редкие экземпляры, обладающие исключительными свойствами. Все часто видят волос и хорошо знают, насколько он тонок. Оказывается, что волос, увеличенный по толщине в миллион раз, имел бы около сотни метров в диаметре. Величина обыкновенной комнатной мухи общеизвестна – около семи миллиметров в длину. Но какова была бы её длина при увеличении в миллион раз? Она стала бы длиной семь километров. А какого роста бы достиг человек в миллион раз выше обычного роста? Тысячи семьсот километров! Или миллион дней – много это или мало? Проживёт человек миллион дней за свою жизнь? Миллион дней составляет более двадцати семи столетий. От начала нашей эры не прошло ещё миллиона дней                                                                                                                      

                Кроме глобальных проблем, которые затрагивает изучение математики и физики, у них есть простые, но вместе с тем увлекательные и яркие открытия, которые может сделать в своей жизни даже обыкновенный школьник.

                Очень важно знать историю развития математики и физики. Кто стоял у их истоков? Кто развивал эти науки? Чьи имена вошли в историю? Это и ещё много интересного узнать поможет нам декада математики и физики.

                

1.В юном месяце апреле

В школьном парке тает снег

И предметная неделя

Начинает свой разбег

Математики период

Вместе с физикой зовет

Чтобы конкурсным заданьям                  

Вы вели веселый счет.

Припев:

Хотим вас уверить дружно,

Что каждый день и час,

Науки наши нужные

Приветствуют всех вас.

2.Утром солнышко восходит

Каждый день сменяет ночь,

Объяснить, как происходит

Может физика помочь        

Как в стремительное время

Все успеть, не опоздать

Математика способна

Все, что нужно рассчитать!

Припев: тот же

3. Ведь не только на уроках,

Но и просто в жизни мы,

Все, что связано с наукой,

Замечать уметь должны

Вот для этого период

Открываем вам сейчас,

Чтоб открытиями полон

Был каждый день и каждый час.

Припев:

Дерзайте, не робейте,

Хотим вам пожелать,

Активное участие  

В периоде принять!!!

 

        

          Тем, кто учит математику и физику

                Тем, кто учит математике и физике

                Тем, кто любит математику и физику

                Тем, кто ещё не знает,

                Что может любить математику и физику

                Посвящается наша декада.

                  В рамках декады математики и физики пройдут следующие мероприятия (объявляется план проведения декады).

Заповеди члена Клуба Весёлых Математиков

Люби и уважай математику.

Не отдавай противнику ничего, кроме дани уважения.

Проиграл – не расстраивайся, в следующий раз выиграешь.

Выиграл – слишком не радуйся, в следующий раз проиграешь.

Из себя не выходи, иначе ничего хорошего из тебя не выйдет.

Избыток находчивости также вреден, как и недостаток весёлости.

Опускай руки только в том случае, если этого требуют условия конкурса.

Угрожать членам жюри физической или моральной расправой категорически запрещается.

Литература:

Использовались различные материалы еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое  сентября» «Математика»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Галерея числовых диковинок

Слайд 2

Собрать данные по литературным источникам и обработать информацию об удивительных натуральных числах, установить их свойства и закономерности Показать применение их в возникающих ситуациях (магические квадраты, пословицы, поговорки, стихи). Цели :

Слайд 3

Задачи: Выделить интересные виды удивительных натуральных чисел. Установить целый ряд свойств, законов и закономерностей этих чисел. Раскрыть таинственную магию и суеверие о некоторых числах. Исследовать литературу о числах. Собрать и обработать информацию о применении математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Слайд 4

История чисел Первобытные люди охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни. Больше всего мяса давала им охота на мамонтов Но когда они истребили всех мамонтов, а стада зубров и бизонов, оленей и буйволов в результате охоты сильно сократились, пришлось задумываться над тем, чем же теперь питаться. Тогда люди стали возделывать землю и приручили некоторых животных. Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания. Без подсчета дней трудно было определить, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Так, еще не умея считать, занимались древние люди арифметикой.

Слайд 5

О том, как появились имена у чисел, ученые узнают, изучая языки разных племен и народов. Ученые считают, что названия получили только числа 1 и 2. У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных кроме "один" и "два". А все, что шло после двух, называлось "много". Но потом понадобилось называть и другие числа. История чисел

Слайд 6

Основные свойства нуля Любое число при сложении с нулём не меняется. Умножение любого числа на нуль даёт нуль. Нуль не имеет знака. Так как при делении 0 на 2 получается целое число, то 0 является чётным числом. 0 делится на все числа, в результате получается нуль. Исключением является выражение 0/0, приводящее к неопределённости. Деление на ноль невозможно в пространстве всех чисел.

Слайд 7

Число - одно из основных понятий математики, позволяющие выразить результаты счёта или измерения. Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная – они ещё не умели писать. Слово цифра возникло от арабского слова « сифр ». В 1202 году в « Книге об абаке » Леонардо Пизанский писал: « С помощью этих знаков: 9,8,7,6,5,4,3,2,1 и знака 0, можно написать какое угодно число ». В дальнейшем словом «цифра» стали называть все эти знаки . Первые цифры.

Слайд 8

Пифагор Самосский (ок. 580 - ок. 500 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель пифагореизма, математик. Как известно, Пифагор с его учениками сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку именно они являются исходными числами, из которых в последствии можно получить все другие числа. Числа мы встречаем повсюду. Наша жизнь вся насквозь пронизана числами, какую бы сферу мы не взяли. Но что они для нас значат помимо привычных их значений? Какой мистический и волшебный смысл скрыт за каждым числом?

Слайд 9

Магические квадраты - это таблицы чисел, в которых суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей квадрата все равны между собой.

Слайд 10

Психоматрица это квадратная таблица (3х3) ячейки которой пронумерованы от 1 до 9, каждая ячейка отвечает за определенное качество личности человека: 1 – характер, воля; 2 – энергия; 3 – интерес к изучению нового; 4 – здоровье; 5 – логика; 6 – склонность к труду; 7- удачливость; 8 – терпимость, доброта; 9 – память.

Слайд 11

Таблица Пифагора 111111 4 7 2222 - - - - 9 Итак, составив магический квадрат Пифагора и зная значение всех комбинаций цифр, входящих в его ячейки, вы сможете в достаточной мере оценить те качества вашей натуры, которыми наделила матушка – природа.

Слайд 12

Три шестёрки - число зверя 666 является суммой квадратов первых семи простых чисел: 22 + 32 + 52 + 72 + 112 + 132 + 172 = 666. 666 равно разности и сумме шестых степеней первых трёх натуральных: 16−26+36=666. 6 равно сумме своих цифр и кубов своих цифр: 6 + 6 + 6 + 63 + 63 + 63 666 можно записать девятью различными цифрами двумя способами в их возрастающем порядке и одним в убывающем: 1 + 2 + 3 + 4 + 567 + 89= 666 123 + 456 + 78 + 9 = 666, 9 + 87 + 6 + 543 + 21 = 666 Сумма всех целых от 1 до 36 включительно — 666.

Слайд 13

Число Шехразады 1001 Число 1001, которое фигурирует в заглавии бессмертных сказок "Тысяча и одна ночь". С точки зрения математики число 1001 обладает целым рядом интереснейших свойств: это самое маленькое натуральное четырёхзначное число, которое можно представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001=10 3 +1 3 ; число 1001 состоит из 77 злополучных чертовых дюжин (1001=13· 77); или из 91 числа 11, или из 143 семёрок.

Слайд 14

Интересные факты о числах Почему на востоке в домах пропускают этажи с номером 4? В Китае, Корее и Японии число 4 считается несчастливым, так как созвучно слову «смерть». В этих странах этажи с номерами, оканчивающимися на четыре, почти всегда отсутствуют. Почему в некоторых странах в домах нет 13-го этажа? Из-за боязни числа 13 во многих странах в домах отсутствует 13-ый этаж (после 12-го идёт сразу 14-ый), либо обозначается по другому, например 12А или M (13-ая буква алфавита).

Слайд 15

Математический палиндром 11*11 = 121 111*111 = 12321 ……………… . 111111111*111111111 = =12345678987654321

Слайд 16

Математика в пословицах и поговорках Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. Поговорки - краткие устойчивые выражения, преимущественно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний. Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно. Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица «это цвет народного ума, это житейская народная правда». В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения.

Слайд 17

Ноль без палочки - Ничего не стоящий, не значащий человек. Ноль внимания - Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо. Абсолютный нуль, круглый ноль - Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле. Сводить к нулю, свести к нулю - Лишать всякого смысла, значения. Ничего не возникает из ничего - Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями. Ничего не ново под луной - Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина.

Слайд 18

Одно дерево срубишь - десять посади. Один в поле не воин. Один в море - не рыбак. Один пашет, а семеро - руками машут. Одна нога тут, другая - там. Одна мудрая голова ста голов стоит. Одна пчела лучше, чем рой мух. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Раз солгал - навек лгуном стал. Первый блин комом -

Слайд 19

Два сапога - пара. Как две капли воды. Между двух огней. На два фронта. Не может связать двух слов. Одна голова - хорошо, а две - лучше. От горшка два вершка. Палка о двух концах. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Бабушка надвое сказала - Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают. Второе дыхание - Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.

Слайд 20

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня. Заблудиться в трех соснах Из третьих уст, из третьих рук От горшка три вершка. С три короба Обещанного три года ждут Плакать в три ручья

Слайд 21

Без четырех углов изба не рубится Конь о четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны - Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать). Жить в четырех стенах - Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома. Как свои пять пальцев Пятое колесо в телеге

Слайд 22

Семеро с ложкой - один с плошкой. Лук от семи недуг. За семью морями. До седьмого колена На седьмом небе - Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья. Семеро одного не ждут - Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих ждать себя. Семь бед - один ответ - Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному. Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь - Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

Слайд 23

Весна да осень – на дню погод восемь

Слайд 24

Стихотворения из чисел Грустное стихотворение: 511 16 5 20 337 712 19 2000047 Весёлое стихотворение : 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20! 7 14 100 0 2 00 13 37 08 5 20 20 20!

Слайд 25

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старинные единицы меры длины

Слайд 2

Перст Перст – старинное название пальца, причем сначала так и называли именно указательный палец. Его ширина около 2 см. «Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть» «Заветный перстенек поношенный хорош» «Кому перстом кивают, а нам глазом мигают».

Слайд 3

Вершок – старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 вершок = 45 мм «От горшка два вершка, а уже указчик» - «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» - «Борода с вершок, а слов с мешок». «Сам с вершок, а ума горшок». Вершок молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

Слайд 4

Определите «рост» человека, о котором говорят «от горшка два вершка, а уже указчик» (высоту горшка считать 250 мм). Колос пшеницы, со временем посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа? Реши задачу! Проверь себя! 1 вершок = 45 мм; 2 вершка = 45  2 = 90 мм 250 + 90 = 340 мм. Ответ: высота 340 мм. Проверь себя! 9 вершков  3 месяца = 27 вершков 45 мм  27 вершков = 1215 мм Ответ: высота колоса будет примерно 1215 мм.

Слайд 5

Пядь. Пядень (или четверть) – одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть» т.е.кулак или кисть руки. Пядь малая – расстояние между концами вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 – 23 см. «Не уступить ни пяди» «Семь пядей во лбу» Реши задачу! Существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу»? Пядь, пядень (или четверть) Проверь себя! 1 пядь =18 см, 7 пядей = 18 см  7 = 126 см Ответ: нет, не существовал. – не отдать даже самой малости. - об очень умном человеке.

Слайд 6

Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака, до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11-16 вершков. «Сам с ноготок, а борода с локоток» – «Близок локоть да не укусишь». Дай хоть с локоть, а ему всё с ноготь». Локоть о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.

Слайд 7

Аршин Аршин - происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Слайд 8

«Каждый купец на свой аршин меряет» – «Сидит, ходит, словно аршин проглотил» – «На аршин борода, да ум на пядь» – Реши задачу! Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани? 2. Как глубоко видит тот, о ком говорят: «на три аршина в землю видит?» Проверь себя! 1 аршин = 71 см, 100 аршин = 71  100 = 7100 = 71 м Ответ: купили 71 метр ткани. Проверь себя! 1 аршин = 71 см 3 аршина = 71  3 = 213 см (1 сажень) = 2м Ответ: 2 м. каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов. человек неестественно прямо сидит или стоит. о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего не возможно утаить.

Слайд 9

Сажень – это расстояние между концами больших пальцев распростертых рук (2м 10 см). Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук, это 3 аршина ( 176 см) «Косая сажень» - (216 см) расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки. «Косая сажень в плечах» – «Полено к полену – сажень» - Сажень широкоплечий, высокого роста человек. о накоплении запасов, богатства путем экономии.

Слайд 10

Реши задачу! «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.» Какого роста были добры-молодцы ? Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Ответ: 2 метра 10 см. Проверь себя! 1) 500:2=250 (саж.) - пробегает за одну минуту заяц, 2) 1300:5=260 (саж.) - пробегает за одну минуту собака, 3) 260 - 250= 10 (саж.) - за одну минуту сокращается расстояние между зайцем и собакой, 4) 150:10= 15 (мин.). 5) Ответ : собака догонит зайца за 15 минут.

Слайд 11

Шаг – средняя длина человеческого шага 71 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси. Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 года на дуэли Дантес стрелял в А. С. Пушкина и ранил его смертельно. Шаг В 1841 году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М. Ю. Лермонтова. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеческих шагов. Шагомеры часто встроены в современные мобильные телефоны или в электронные часы .

Слайд 12

«Семимильные шаги» – « От любви до ненависти один шаг». «Обозы идут шагом, да далеко везут». «Встанешь по раньше, шагаешь подальше. » . быстрый рост, хорошее развитие чего – либо.

Слайд 13

Миля – путевая мера для измерения больших расстояний. Название происходит от латинского слова «милия», то есть тысяча шагов. 1 миля равна 7 верст или 7,468км. Также существовала и существует Морская миля — единица измерения расстояния, применяемая в мореплавании и авиации. «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага». «Не суди человека, пока не пройдешь милю в его туфлях». «Хорошие вести не покидают ворот, плохие разносятся на тысячу миль». Миля

Слайд 14

Верста – от глагола «вертеть». Исходное значение – «расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты». До XVIII в. на Руси существовала и межевая верста в 1000 саженей, для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (межа – граница земельных владений в виде узкой полосы). При Петре I была введена верста длиной в 500 саженей. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в два цвета. Отсюда название «столбовая дорога». В начале XIX в. на «черно – белых» полосатых столбах появились цифры, которые показывали расстояние в верстах . Верста

Слайд 15

«Коломенская верста» – «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – «На версту отстанешь – на десять догоняешь» «Любовь не верстами меряется». «Сто верст молодцу не крюк». «От слова до дела целая верста». Реши задачу! Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой - 1 .Через сколько часов они встретятся Решение : 75:(4+1)= 15(ч). шутливое прозвище для высокого человека. так русские люди характеризовали свое отношение к столице. – даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

Слайд 16

Дюйм - палец (от голландского - большой ). Он равен длине фаланги большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя , взятых из средней части колоса. 1 дюйм =2,54 см. В настоящее время дюйм используется для измерения внутреннего диаметра труб автомобильных шин, толщины досок, диагоналей мониторов. ЯРД (англ. yard ) - единица длины в английской системе мер 1 ярд = 91,44 см. Эта единица длины, появилась почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки. Фут - (английское foot буквально - ступня) Единица длины русской системы мер, отмененной в 1918. 1фут = 1/7 сажени = 12 дюймам = 1/3 ярда = 30с м . «Он еще сверх плута на два фута» - говорится об очень хитром человеке. Дюйм, ярд, фут.

Слайд 18

Реши задачу! Алиса встала и подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему в ней было не больше 2 футов и она продолжала стремительно уменьшаться. Какого роста была Алиса? Проверь себя! 1 фут = 30 см. 30см  2=60см Ответ: 60 см.

Слайд 19

Перст=2см Вершок=45мм Пядь(пядень или четверть) = 18см Локоть = 38-46 см или 11-16 вершков Аршин = 71 см Сажень = 2м 10 см Шаг = 71 см Миля = 7 верст = 7 км 468 м Верста = 1 км 67 м Дюйм = 2 см 54 мм Ярд = 91 см 44 мм Фут = 30 см =1/7 сажени = 12 дюймов= 1/3 ярда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Чаще всего в математике его применяют для обозначения углов и плоскостей

Слайд 5

Буквами латинского алфавита в математике обозначаются точки, отрезки, вершины геометрических фигур, переменных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное меропрития для проведения предметной недели ("МИФ" - математики, информатики, физики) "Не знающий геометрии да не войдет в академию" (Платон)

В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели точных наук. Мы открываем неделю математики, информатики, физики.  Каждый год мы стараемся внести новую идею организации предмет...

Материалы для проведения ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ по русскому языку и литературе

Планирование ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ по русскому языку и литературе; Русский язык в кроссвордах (задания и ответы); интеллектуальная игра по литературе для учащихся 5 -6 классов "Вместе к Пушкину"....

Материалы для проведения предметной недели по математике(викторина, стихи). Автор Галимова Н. В.

Материалы для проведения предметной недели по математике(викторина, стихи). Автор Галимова Н. В....

Материалы для проведения предметной недели биологии

Предлагаемые материалы  могут быть использовани при проведении  предметной недели в школе.Кроссворды, ребусы, интересные вопросы и задания помогут учащимся вспомнить пройденный материа...

Материалы для проведения предметной недели по математике

Сценарии, разработки уроков, презентации...

Материалы для проведения предметной недели по математике

Материал для оформления стендов, для проведения тематических игр и уроков...