Доклад на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ.»
статья

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_interes.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ.»

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает большое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно, свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач возможно только в условиях активного обучения, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников - показатель серьезных недостатков в организации обучения. Интерес стимулирует волю, внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Основные условия, при которых, возникал бы и развивался интерес к учению.

  1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3.        Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание
важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его
разделов.

  1. Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  2. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  3. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника(в том числе им самим), тем интереснее ему работать.

7.        Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность
самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, его отношение к
предмету.

Развитию познавательного интереса при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые. Игровая деятельности предшествует учебной и лежит в ее основе. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Таких возможностей, которые раскрывает игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности , не может дать никакой даже самый лучший в методическом отношении урок. Игры призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Игра уже только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, новое психологическое состояние. В ней обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других, многие ученики, которые раньше молчали. Их действия раскрепощенные и уверенные. Они высказывают и глубину мышления, смелого, нестандартного.

Психологические требования к игре. Игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия. Учитывается так же индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент, усидчивость.

Требования социально - психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание должно быть интересно и значимо для ее участников. Игровые действия должны опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Игра должна логически сочетаться с практикой реального общения.

Педагогические требования. Учитель определяет цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, ее содержание и ход. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников. Она не навязывается учащимся, а используется для поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетании с неигровыми методами и средствами обучения.

Будучи введенной, в систему традиционного обучения, учебная игра осуществляет несколько функций.

Мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность).

Обучающую (способствует приобретению знаний, а так же формированию и развитию навыков).

Воспитательную ( оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность).

Ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи).

Компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни).

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Первые нацелены на взаимодействие играющих с натуральными объектами, текстом, а последние три на взаимодействие с партнерами. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные, ролевые, игры -соревнования, интеллектуальные.

Таким образом, следует отметить, что существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их на практически каждом этапе урока - при проведении опроса, закреплении материала, или при проведении обобщающих уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"«Познавательный интерес — основной мотив деятельности учащихся»

В докладе рассмотренна динамика формирования интереса к физике, описаны источники формирования познавательных интересов на уроках , пути побуждения и развития познавательных интересов школьн...

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Доклад "Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики"

Результат учебной деятельности- это изменение самого ученика, его развитие. задача учителя - научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, непохожими друг на друга з...

Познавательный интерес, как фактор развития активности и самостоятельности учащихся в профильном обучении.

Профильное обучение — средство индивидуализации обучения на старшей ступени школы.            Позна...

Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива

Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива. Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.В докладе рассмотрены следующие вопросы:- какие этапы в сво...

Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"

Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"...

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...