Система работы по сопровождению и поддержке одаренных и особо мотивированных обучающихся
статья

Ларина Галина Витальевна

В статье предлагается обсудить вопросы по сопровождению и поддержке мотивированных обучающихся

  1. С кем работать? (каким образом определить категорию учащихся, с которыми следует работать по развитию одаренности)
  2. Кому работать? (какими качествами должен обладать педагог, занимающийся развитием этих навыков, чему необходимо учиться педагогу, чтобы развивать навыки самостоятельного исследовательского труда; формы работы с педагогами для совершенствования их знаний в этой сфере)
  3. Как работать? (какие традиционные и нетрадиционные формы работы с учащимся помогут сформировать и развить у них одаренность и мотивацию)
  4. Для чего работать? (какое практическое применение самостоятельных исследовательских навыков можно предложить учащимся; «выход»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.docx59.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАРИНА Г.В.. учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области

Система работы по сопровождению и поддержке

одаренных и особо мотивированных учащихся

Расти должны все цветы

                                                                                                           Евангелие

Сегодня педсовет будет насыщенным, познавательным. Мотивация для участников: отмечайте соответствующую клетку, когда услышите от выступающих одно из этих слов.

ВПР

ООП

ПООП

ИКТ

ФГОС

ВВП

УУД

УВР

УМК

НОУ

ГИА

ЕГЭ

ЗУНы

КИМы

СанПиНы

ОРКСЭ

ПНПО

ГПД

ВШК

МОУ СОШ

ИЗО

ФИЗО

ОВЗ

РДШ

УВП

Кто составит линию в пять слов по диагонали, вертикали или горизонтали, вскрикивает: «Бинго!»

               Слова, взятые мною в эпиграф, чаще адресовались детям с ОВЗ, которые пришли учиться в обычную школу. Ни для кого не секрет, что школа чаще уделяла внимание учащимся, которым было сложно справляться с учебной программой. Предполагалось, что сильные ученики справятся сами и помощь им не нужна. Но именно сильные, мотивированные  дети проявляют интерес не только к учебе, но и к олимпиадам, творческим конкурсам, поэтому принятие программы «Одаренные дети» в государственной образовательной политике кажется своевременным и объяснимым.

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.

 Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

Предлагаю вам построить наше общение в виде ответов на четыре важных, на мой взгляд, вопроса:

  1. С кем работать? (каким образом определить категорию учащихся, с которыми следует работать по развитию одаренности)
  2. Кому работать? (какими качествами должен обладать педагог, занимающийся развитием этих навыков, чему необходимо учиться педагогу, чтобы развивать навыки самостоятельного исследовательского труда; формы работы с педагогами для совершенствования их знаний в этой сфере)
  3. Как работать? (какие традиционные и нетрадиционные формы работы с учащимся помогут сформировать и развить у них одаренность и мотивацию)
  4. Для чего работать? (какое практическое применение самостоятельных исследовательских навыков можно предложить учащимся; «выход»)

С кем работать?

Единого определения одаренности не могут дать ни педагоги, ни психологи. Поэтому отбор одаренных детей, обучение их по специальным программам не всегда оправданны. Известно, что только около 3% особо одаренных детей (из всех признанных одаренными) в дальнейшем оправдывают возлагаемые на них надежды, а количество одаренных, но незамеченных детей неизмеримо больше.

Необходимо признать существование не только актуальной, но и потенциальной одаренности, расширить категорию детей, считающихся одаренными и нуждающихся в том, чтобы их высокие познавательные возможности учитывались при организации обучения. Все это заставляет пересмотреть традиционные взгляды на одаренных детей как на крайне редкое в массовой школе явление и разглядеть их среди своих учеников.  

 В каждом образовательном учреждении предлагают создать «Банк одаренных» - документ, представляющий собой список учащихся с указанием достижений в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Такой «Банк», по сути, позволяет определить учащихся в группы одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»:

1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.

Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью.

Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.

К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3. Испытывают радость от умственного труда;

4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

А способны ли вы увидеть в своих учениках детей мотивированных ?

Предлагаю мини-тест.

Перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

На практике такие учителя встречаются редко!

Возникает закономерный вопрос

Кому работать?

В идеале после выявления одаренности детей работа с ними должна вестись 2 группами педагогов:

  • учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
  • наставник (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
  • классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

Чаще же всего между педагогами начинается другая работа (знакомая вам) под девизом: один на всех и все за одного. И вы, наверняка, сталкивались с проблемой нагрузки на одного и того же ученика при участии в олимпиадах и конференциях, конкурсах и соревнованиях. Проблему обозначили сами дети, когда перестало хватить сил на всё и всех. И пришлось выбирать. Здесь вспоминается содержание одного из кейсов для решения образовательных проблем: лучшая выпускница школы на прощальном вечере произносит неожиданные для многих слова о том, что школа не научила ее выбрать одну дорогу из тысячи.

Эффективность внедрения и реализации разнообразных форм работы с мотивированными школьниками на 90% зависит сначала от интереса учителя к этому виду работы, а потом от формирующихся навыков её организации в итоге мастерства.

Кадровые ресурсы – это не только и не столько некий конкретный набор педагогических, руководящих и других работников. Это их конкретный потенциал, выражающийся в знаниях, опыте, компетентностях, способностях. Наиболее ценны такие ресурсы, которые не просто являются достоянием каждого педагога, а применяются коллективно, в совместной деятельности. Перед нами постоянно стоит вопрос, кто из педагогов может работать  с особо мотивированными и с одаренными? Вопрос не праздный: кто будет готовить к олимпиадам, кто расширяет кругозор учащихся, кто формирует УУД и т.д.

Вместе с ПНПО и ННШ в нашу профессиональную деятельность вошли широкие возможности дистанционного обучения по самым разным проблемам образования.

Вот тематика курсов  портала «Инфоурок». Не исключено, что на площадках дистанционного обучения Педагогический университет «1 сентября», ЦДО «Снейл», вебинарах ИД «Просвещение», ЦРМ вы найдете материал по данной проблеме. Рекомендую обратиться к изданиям книг «Большая дидактика и 1000 мелочей» Е.Явицкой и М.Адамского, «Приемы педагогической техники» А.Гина.

Сознательная и углубленная работа педагога над совершенствованием своего педагогического мастерства позволяет ему стать действительным позитивным примером, а не негативным тормозом обучения ребенка. Учителю необходимо быть готовым грамотно реагировать на “нештатные” ситуации, возникающие при обучении одаренных детей. 
Практика показывает, что нестандартность индивидуального стиля поведения и учения именно одаренного ребенка часто загоняет учителя в педагогический и эмоциональный тупик, вызывая желание привести эту творческую нестандартность к общему знаменателю – с собой и остальными, якобы “стандартными” учениками.

НОВЕЙШИЙ ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

ИНСТРУКЦИЯ

Ответьте на предлагаемые вопросы. Ответы следует записать на отдельном листке бумаги.
1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых – 31 день. В скольких месяцах 28 дней?

2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетке каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?

3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?

4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. Сколько получится?

5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?

6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в ХОЛОДНУЮ и ТЕМНУЮ комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?

7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?

8. Возьмите два яблока из трех имеющихся. Что вы получите?

9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?

10. Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питсбурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят еще 4 пассажира и садятся 8. В результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?

Сравните свои ответы с правильными ответами.

1. Во всех. Каждый месяц содержит, по меньшей мере, 28 дней.

2. Один час. Приняв первую таблетку, вы через полчаса примете вторую, а еще через полчаса – третью.

3. Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера.

4. 70. Поделить на одну вторую – то же самое, что умножить на два.

5. 9 живых овец.

6. Спичку.

7. Белый. Если все стены смотрят на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе.

8. Два яблока. Было три яблока, вы взяли два. Ну и сколько вы получили, сколько у вас стало?

9. Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной.

10. А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.

 Подсчитайте количество ответов, данных вами правильно. Определите свой статус

Количество
правильных ответов

Интеллектуальный
статус

7 и более

Ученик начальной школы

6

Старшеклассник

5

Студент

4

Преподаватель

3

Доцент

2

Профессор

0 – 1

Академик

Как работать?

Надежды простым способом решить проблемы развития одаренных детей – путем отбора и обучения их по усложненным программам, построенным без учета их индивидуальных психологических особенностей, – оказываются несостоятельными. Это иллюзия, заблуждение. Беда еще в том, что «актуально» одаренные дети часто перегорают, а «потенциально» одаренные остаются нераскрытыми и не реализуют своего потенциала. А строить индивидуальные траектории в массовой школе дело нелегкое.  Если и возникает такая попытка, то сложности возникают уже на этапе создания индивидуального расписания с учетом нагрузки учителей и финансовой дисциплины.

Среди форм работы с мотивированными условно выделим группу традиционных:

индивидуальные карточки-задания, поиск другого способа решения, в качестве консультантов  при групповой или парной  форме работы. И нетрадиционных : в качестве  «учителя» при выполненном опережающем задании

Традиционными формами внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению являются  групповые занятия с сильными учащимися;   факультативы;  кружки по интересам; конкурсы; участие в олимпиадах; занятия исследовательской деятельностью; научно-практические конференции

Нетрадиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению:    творческие мастерские;  интеллектуальный марафон;  спецкурсы;  работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Для чего работать?

Формирование УУД

Само обучение таких детей строится на принципах, отражающих современные требования и подходы к образованию, способствующих формированию УУД:

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
  • установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Совместная работа учителя и одаренного (мотивированного) ученика даёт им обоим

для ученика

для учителя

1. Процесс поиска неизвестного, новых знаний.

2. Рост познавательной активности, формирование компетентностей.

3. Возможность поделиться своим опытом и поучиться у детей и педагогов других школ и регионов.

 4. Развитие исследовательских способностей (видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, работать с парадоксами, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения, оценивать идеи, альтернативного мышления)

4. Приобретение мастерства в данном направлении работы  с детьми

5. Повышение результативности работы/учебы. А это именно то, к чему стремится каждый учитель и ученик в своей работе.

6. Формируется особый тип общения учителя и ученика.

И закончить выступление мне бы хотелось притчей

Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:        

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

МИНИ-ТЕСТ «Способны ли вы увидеть в своих учениках одаренных»

Инструкция: Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

МИНИ-ТЕСТ «Способны ли вы увидеть в своих учениках одаренных»

Инструкция: Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

МИНИ-ТЕСТ «Что мешает работать с одаренными?»

Используйте для ответов пятибалльную шкалу:

5 – да, способствует
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

1. Налаженная система методической работы ______________________

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться ______________________

3. Пример и влияние коллег _________________

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя _____________________

5. Интерес к педагогической деятельности ___________________________

6. Личный пример руководителя ОУ _________________________________

7. Возможность признания в коллективе ___________________________________

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать ___

9. Система материального стимулирования ________________________

10. Потребность в саморазвитии _________________________________

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...

«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...

Организация работы с одаренными и мотивированными обучающимися

Система работы с учащимися, проявляющими способности в изучении информатики...

План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год

План работы учителя иностранного языка с   одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной   деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год...

Система работы службы сопровождения в условиях реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогически...

система работы по выявлению и развитию одаренности

Цель:- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса  обучающихся как на уроках биологии, так и во внеурочное время. Задачи:- определить уровень творческих способностей о...

Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...