Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sotsio_igrovye_tehnologii.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер класс «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


    Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас  на мастер   классе
«Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

 Чтобы наша работа была более продуктивной, мы с вами выполним задание для рабочего настроя 

Все  встают в круг. «Хвалебные бусы» каждый педагог  по очереди называет уникальные качества одного из педагогов, нанизывая бусины на нитку.

    Я работаю по теме развитие  коммуникативных способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством современных технологий в соответствии с  ФГОС.  В своей работе для улучшения качества воспитательной деятельности использую современные технологии, такие как ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие, социо – игровую педагогическую технологию.

     Сегодня  на  мастер классе,  я вас хочу  познакомить с  социо - игровой  технологией, которую я использую для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Цель мастер класса: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные социально - игровые приёмы  для развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Представить свой педагогический опыт по внедрению социально - игровых приёмов в развитии коммуникативных способностей детей.
  2. Обучить педагогов основным приёмам использования социо - игровых игр и упражнений в развитии коммуникативных способностей детей.
  3.  Вызвать у участников мастер  класса интерес к социо - игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
  4.  Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Актуальность темы мастер-класса:

В практике всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста внедряются разные современные технологии, в том числе и игровые.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

В федеральном государственном стандарте коррекционного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является его развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция разных видов деятельности позволяет успешно решать задачи по всестороннему развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди широко используемых в практике игровых технологий в работе с детьми можно выделить социально – игровую технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами в школах.

 Социо - игровая технология - это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально - волевой сферы, авторами технологии являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов. 

Смысл социо - игровой технологии группо - игровая работа. Любую детскую игру необходимо осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и обязанностях слышать и видеть окружающих. Мы всегда должны помнить, что взрослый и ребенок всегда имеют одинаковое право на ошибку.

Следуя этим советам, деятельность с детьми организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю школьников.

В социо- игровой   технологии   есть свои «Золотые правила»: Чтобы узнать их, давайте поиграем с вами в игру  «Чемодан».

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть в мешочке пуговицы разного цвета, каждый возьмите для себя одну. Ваша задача – найти место свое в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться, с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: 1) работа в малых группах,

2) смена лидера, смена мизансцен,

3)интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

Классификация игр социо -  игровой направленности 

  1. Игры для рабочего настроя -  Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим. (Игры: «Закончи предложение»,  «Волшебная палочка», «Давайте познакомимся»)  

  1. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.  (Игры:  «Руки-ноги»,  Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение»).

  1. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. ( Игры:  «Составь слово», «Пишущая машинка», «Видимо не видимо»)

  1. Игры творческого самоутверждения -  При их выполнении учитывается художественно - исполнительский результат действия. (Игры «Фраза с заданными словами», «Изобрази профессию»,  «Салат из сказок», «Стихи по ролям», обыгрывание ситуаций на разные темы).

  1. Игры вольные (на воле) - Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

(Игры: «День наступает - всё оживает, ночь наступает - всё замирает», «Воробьи-вороны»)

Практическая часть.

Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений, на развитие коммуникативных навыков которые использую на своих занятиях, и приглашаю вас принять активное участие.

1) Игра «Молекулы»
Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По
сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека.
Последний раз объединяются все члены группы.
Подведение итогов игры.

2) Игра  «Изобрази пословицу»

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики, какую - либо пословицу: «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», «Скажи им кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нет друга - ищи, а найдешь, береги».
Подведение итогов игры.

3)Игра «Салат из сказок»                                                                                                         Цель: формирование рече – творческих способностей, воображение, фантазии. (Педагоги,  делятся на 3 или 4 группы,  собирая   картинки   по сказкам.)                                                                                                          1группа. – Предлагаю объединить этих трёх персонажей в одну сказку и самостоятельно придумать  сказку.

Названия сказок

Одного персонажа из данной сказки

Место действия в данной сказке

Маша и медведь

Теремок

Курочка Ряба

Например.  Жил – был дед. У него была лягушка. Каждое утро она квакала – здоровалась. Однажды к ним пришёл медведь. Он сломал у них теремок. Дед и лягушка заплакали. А медведь заревел толстым голосом: « Не плачь, дед, не плачь, лягушка, я вам построю новый теремок. »  Строил он, строил и построил за три дня и три ночи. Рады дед и лягушка.  Они  до сих пор живут, и нас с вами в гости ждут.

2 группа.  – Предлагаю прочитать сказку и  подумать и назвать сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке. 

Жил – был зайчик. Однажды он услышал, как ворона кричит: «Мышка попала в яму. И не может вылезти.  Помогите, кто может». Ворона летит, а зайчик бежит, ворона летит, а зайчик бежит. Бежали – бежали и прибежали. Мышка сидела в ямке и плакала. Зайчик схватил мышку, а ворона – зайку, тащили – тащили и вытащили мышку.

Название сказки

Одного персонажа из данной сказки

Место действия в данной сказке. 

Колобок

Зайчик

В лесу

Заяц - хваста

Ворона

поляна

Теремок

Мышка

Теремок

 

3 группа -  Предложить педагогам нарисовать  сказку.

Жил – был колобок. Покатился он по дорожке.  А на встречу,  ему мышка. Мышка и говорит: « Спой мне песенку про себя».  А колобок и отвечает: « некогда мне петь, я тороплюсь к Лисе, в гости. Сегодня будет Новый год ».

- А что ты подаришь лисе?

- Коробку конфет.

- Возьми меня с собой.

- Пойдём вместе, лиса нас не съест.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец

Подведение итогов игры.
4. Подведение итогов мастер-класса. 

Работая в данном направлении, в результате применения социо-игровой технологии в работе со школьниками сможем достигнуть следующих результатов:

• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

• у них не будет чувства страха за ошибку.

.
5. Рефлексия. 

 Игра: «Подберите нужные слова»

Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка

А сейчас попрошу Вас ответить на предложенные вопросы:

- Что запомнилось больше всего?

- Что понравилось?

- Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
- Возник ли у Вас интерес к использованию  социо-игровой технологии в обучении  детей?

Уважаемые коллеги, я  показала Вам некоторые игры и приемы социо -игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей.

И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

Спасибо за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Традиционные и нетрадиционные технологии обучения детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

знакомство педагогов с традиционными и не традиционными методами обучения...

План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий (при помощи программного обеспечения Skype) По теме: «Дикие животные в лесу» во 2 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель урока:Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы, о природных связях.Коррекционно-обучающие:1)Закрепление представлений о природе, о временах ...

мастер-класс Речевое развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».

Пространственная среда под необычным названием «Фиолетовый лес», автором которого является Вячеслав Воскобович, делает процесс обучения интересным и увлекательным....