Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»
материал

Горбань Светлана Владимировна

Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_tehnologiya_pedagogicheskie_masterskie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас, и  очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Перед началом нашей работы  мне бы хотелось узнать ваше  эмоциональное состояние, а поможет нам в этом  «Цветочная полянка».    У вас на столах лежат цветочки.  Выберите тот,  цвет которого Вам наиболее импонирует….. и прикрепите его на доску. А теперь оцените своё состояние.   Какой цвет преобладает?

И попробуем оценить состояние всей аудитории.  Можем приступить к работе

Структура урока по технологии  педагогических мастерских нам уже знакома.

Обратите внимание на экран:

Слайд 1  .   Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем     других.  Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                Антуан де Сент-Экзюпери

К какому этапу урока можно отнести данное высказывание? Правильно Рефлексия

А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

Рефлексия содержания мастер класса.

Слайд   2 .   Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

 

 

 

Улыбнитесь друг другу. Во вторую графу - сформулируйте вопросы, на которые хотели бы получить ответ.  Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?

Заполните таблицу. (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Слайд  3.    А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд  4.        Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем.

Слайд  5.   Существует классификация учебной рефлексии, отражающая  четыре сферы человеческой сущности:                 

1) по содержанию: устная и письменная.

2) по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) по функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

    Слайд 6.   Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния, которую целесообразно проводить  в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
  • Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
  • Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

   Рассмотрим некоторые  приемы рефлексии,  используемые на уроках технологии в седьмом классе. На примере урока  по теме: «Художественная обработка металлов. (Тиснение по фольге)»

Слайд  7 .    Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?

На начало урока часто применяется  самый простой прием рефлексии «Цветик-многоцветик», или «Цветочная полянка».  Каждый ученик  выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок (что мы и сделали с вами в начале нашего МК). Этот же прием можно применить и в конце урока, таким образом можно проследить  изменение настроения и эмоционального состояния учащихся от начала до окончания урока.

       Видов художественной обработки много и некоторые из них вы знаете или слышали о них. Например – чеканка, литье, ковка, ажурные изделия из проволоки и другие виды обработки.  Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов художественной обработки металла –  Слайд  8.   тиснением по фольге.

       

Слайд  9.   Ручное тиснение по фольге — это получение рельефного изображения на фольге, путем продавливания отдельных участков ее поверхности с помощью простых инструментов — давилок. 

Слайд  10.   Инструменты для тиснения по фольге: деревянные давилки для выдавливания крупных участков рельефа; металлические давилки; штампики; накатки.  Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку без пасты.

Фольга – это тонколистовой металл. К тонколистовому металлу относится  также Жесть  толщиной до 0,5 мм. Станиоль. толщиной до 0,01 мм ею для заворачивают шоколад,  Из золотой станиоли изготавливают  сусальное золото, которым покрывают купола церквей.

– Сегодня же нас интересует фольга – тонкий листовой металл, толщиной до 0,2 мм. Применяется в радио и электропромышленности, для упаковки продуктов, изготовления крышек, банок для напитков и т.п.  

 Слайд  11.          Сегодня мы изготовим с вами методом тиснения – художественную открытку «Масленница»    

        Практически на каждом уроке учащимися выполняется определенная  практическая  работа, которой предшествует показ и объяснение учителем технологии выполнения нужных операций, к примеру: техника тиснения по фольге.  Слайд 12.   Перед началом выполнения  практической работы учащимся  предлагается отобразить эмоциональное состояние на «Лесенке успеха» из пяти ступеней.  У каждой ступени своё название:

Первая ступень – крайне плохо

Вторая ступень - плохо,

Третья ступень – хорошо

Четвертая ступень – уверена  в своих силах

Пятая ступень – комфортно

          В процессе выполнения практической работы  очень важно в качестве поощрения использовать словесную похвалу с целью достижения следующей ступени эмоционального состояния. Самостоятельная практическая работа и ее результаты должны  приносить положительные эмоции. От этого будет зависеть желание учеников продолжить работу, выполнить работу быстрее, а главное качественно. В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестнице успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины успешности или неуспешности.        

          Мы определились с нашим эмоциональным состоянием и переходим к практической части.

       Заготовками для работы нам послужат банки из– под напитков, с которыми мы обычно, что делаем? Правильно – выбрасываем. Рабочая доска из древесины обтянутой толстой материей или мягкой резиной.  Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы будете изготавливать.  Давильником нам послужит старая шариковая ручка с использованной пастой.

         Использованные банки разрезают ножницами, укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают (например, стеклянным пузырьком). Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего изделия служит внутренняя поверхность тюбика или банки. Все необходимое для работы имеется на ваших столах.

 Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности (Слайд 13) при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Категорически запрещено использовать банки от аэрозолей и бытовых отравляющих веществ – дихлофоса, карбофоса, лака для волос и тому подобного. Ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь!

       Теперь приступим к изготовлению открытки. Сейчас я объясню вам последовательность изготовления открытки, а затем вы приступите к самостоятельной работе. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовила для вас рисунки, с которым вы будете работать. Рисунок накладывают на фольгу, а фольгу кладут на сукно рабочей доски.

        После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, а затем переходят к более мелким. Обведенные шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф, так как фольга может прорваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой стороны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.

      Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек

Всю последовательность выполнения операций вы увидите на экране (Слайд 14-23). Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты, в которых описана последовательность выполняемых операций.

И так инструменты готовы, заготовки и рисунки под рукой – приступаем к работе.

 

Слайд 24.    Следующий вид –  Рефлексия деятельности.

На  уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить  способы  и приёмы  работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например,   приём СМС сообщений. Ученикам  предлагается на бумажных сотовых телефонах ответить на  SMS сообщение учителя  по итогам выполнения практической работы текст SMS – вопросов  следующий: «Справилась ли  ты с заданием практической работы?», «Какие были трудности при выполнении практической работы?», «Какая тебе необходима помощь?» или «Что тебе было непонятно при выполнении практической работы?». Данная рефлексия деятельности направлена  на осмысления процесса, способов и результатов практических действий, способствует осмыслению затруднений в данной ситуации.

Слайд 25.       Рефлексия содержания учебного материала.

Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я поняла, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал(а), что…
  • Я приобрёл(а)…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось… 

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого,  а ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Слайд.     Итог мастер-класса.

Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.     Слайд 26.       Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

Учить детей сегодня трудно, 

И раньше было нелегко. 

Читать, считать, писать учили: 

«Даёт корова молоко». 

Век XXI – век открытий, 

Век инноваций, новизны, 

Но  от учителя зависит, 

Какими дети быть должны. 

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе 

Светились от улыбок и любви, 

Здоровья вам и творческих успехов 

В век инноваций, новизны!

Рефлексия мастер-класса.

У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).

Вот и получилась у нас с вами летняя полянка.

  Оказывается - мы можем многое!!! 

Слайд 27.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

Мастер –класс «Формирование метапредметных результатов обучения во вне урочной деятельности»

В мастер–классе представлен  опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения во вне урочной деятельности».  Опыт интересен тем, что  прогр...

Педагогические технологии формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные рез...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...