Современные технологии на уроках русского языка и литературы
статья

Белякова Марина Леонидовна

Современное общество немыслимо без технологий в каких бы то ни было сферах жизни. Так и наше российское образование претерпевает глобальные реконструкции. Технологии в области образования предлагают педагогу инновационные методы и средства для более качественного обучения детей. Рассмотрим самые основные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Современные технологии18.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Современные технологии на уроках русского языка и литературы

       В настоящем времени важным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся являются новые образовательные технологии

      Актуальность подобного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

     Основными целями нового обучения являются:

  • развитие способностей обучающихся: интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих;
  • формирование личностных качеств обучающихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на такой уровень творчества, который необходим для продуктивного мышления;
  • формирование основных компетентностей обучающихся.

      Достижению данных целей способствует построение учебного процесса, которое ориентируется на личность обучающегося с учетом его особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его деятельность, познавательная и творческая.

      Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной творческой деятельности, групповые, игровые технологии, получивший широкое распространение метод проектов, компьютерные технологии и др. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.

Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, поэтому использование современных образовательных технологий на уроках  – необходимость сегодняшнего дня.

    В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

Игровые технологии (в частности, дидактические игры). Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня внедрение новых информационных технологий меняет традиционный взгляд на образование. Информационные технологии направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения. Основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности урока, поэтому на своих уроках я использую компьютер как:

средство для предоставления учебного материала обучающимся с целью передачи знаний;

средство информационной поддержки учебного процесса;

дополнительный источник информации;

средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;

универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Изучив познавательные интересы обучающихся своей школе, я пришла к выводу, что русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки. Причина заключается в высокой сложности изучения: исключения из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Исходя из этого, я стараюсь повышать мотивацию на своих уроках за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, а также активного внедрения информационных технологий, способствующих развитию интереса и индивидуализации обучения. Конечно, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой отнимает у учителя много времени, но за то такие уроки приносят больше пользы и удовлетворения. Я использую в своей работе информационные технологии уже несколько лет. Сейчас мною апробировано и дает положительный результат:


При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

8 синквейн;

9) эссе;

10) ключевые термины;

11) перепутанные логические цепочки;

12) дидактическая игры;

13) лингвистические карты;

14) лингвистические задачи;

15) исследование текста;

16) работа с тестами;

17) задания поискового характера;

18) нетрадиционные формы домашнего задания.

      Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы...

«Современные технологии на уроках русского языка и литературы»

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....