2021 год Развитие способностей школьников через внеурочную предметную деятельность
статья

Понамарева Галина Николаевна

Автор делится опытом работы по развитию способностей школьников через приобщение их к внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_shkolnikov.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способностей школьников

 через внеурочную предметную деятельность

        Федеральные государственные образовательные стандарты обозначили коммуникативный характер обучения русскому языку, который должен осуществляться на основе тесной взаимосвязи урочных и внеурочных занятий. Одно из требований  современного образования - развитие способностей школьников, подготовка их ко взрослой жизни. И задача учителя - создать условия для развития и реализации способностей обучающихся.

        При организации такого вида деятельности рекомендациями учителю могут служить мнения известных психологов 20 века Константина Константиновича Платонова и Бориса Михайловича Теплова о том, что "способности развиваются в деятельности". Эта концепция является актуальной, соответствующей системно-деятельностному подходу в образовании.

        Для развития способностей обучающихся использую следующие организационные формы работы.

1) Олимпиадное и конкурсное движение

        Предметные конкурсы и олимпиады позволяют заглянуть за страницы школьных учебников, осознать взаимосвязь языковых единиц в логике исторического развития, почувствовать вкус к исследовательской работе.

        Для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе разработаны программы внеурочной деятельности "Олимпиада, салют!". К участию в олимпиадах стараюсь привлекать как можно больше ребят, особенно на начальном этапе – в 5 классе. В таблице представлена информация о количестве участников академических олимпиад за последние 4 года.

Учебный год/класс

Количество участников

Русский язык

Литература

2017-2018, 5 класс

23

21

2018-2019, 6 класс

18

18

2019-2020,7 класс

20

21

2020-2021, 8 класс

20

24

        

        Подготовка обучающихся к олимпиадам осуществляется на внеурочных занятиях "Олимпиада, салют!"

        Считаю, что добиться хороших результатов можно только путём тренировок, поэтому при работе с детьми использую банки олимпиадных заданий предыдущих лет.

        Последние три года я работаю с обучающимися средних класса, право выхода на муниципальный этап олимпиады ребята получают в соответствии с  проходным баллом. Участвуют в этом уровне олимпиад только 2 года. Результаты на слайде.

Учебный год/класс

Количество участников

Русский язык

Литература

2019-2020 учебный год

Участники

4

10

Победители

К.Ангелина,7 класс

Призёры

2

3

2020-2021 учебный год

Участники

10

4

Победители

1

Призёры

5

2

Следующая форма  работы по развитию способностей школьников - исследовательская  деятельность

        

Работа над учебными проектами начинается ежегодно с первого месяца учёбы. Как правило, это 4-5 крупных проектов, с результатами реализации которых учащиеся вступают в конце года на различных образовательных событиях.

Темы проектов школьники выбирают сами из 10-15 тем предложенного мною списка. Затем начинается работа над индивидуальными и групповыми проектами. Это групповые  и индивидуальные консультации, совместная работа по отбору материалов, помощь в подготовке результатов исследования.

Наиболее эффективной формой работы с детьми академической одарённости считаю индивидуальные занятия. Причём акцент  при таком взаимодействии с обучающимся делаю на их самостоятельную работу с материалом.

За три прошедших года ребята успешно выступили на различных образовательных событиях с такими исследованиями:

"О сколько в нём открытий чудных!..", "Картины природа в произведениях классиков 19 века", "Собака - друг человека?", "Писать стихи легко!?.." и с проектами "Листает ветер летопись времён: нам нужно знать героев имена", "Братья наши меньшие нуждаются в защите",  "Книжная радуга".

Работа над учебными проектами плавно перетекает в социально значимую деятельность.

За три прошедших года, что я работаю в МАОУ «Кожевниковская СОШ №2», мои обучающиеся успешно представили результаты своей работы на конкурсных событиях. Некоторые результаты представлены в таблице.

Год

Событие

ФИ учащегося

Тема работы

ПОБЕДИТЕЛИ

2020

Всероссийский конкурс сочинений, Министерство просвещения РФ, муниципальный, региональный и федеральный этап.

О. Владислав,

7 класс

Всё в наших руках, или что такое счастье?

2020

Межрегиональный с международным участием конкурс чтецов, РЦРО

К.Даниил, 8 класс

В. Шерлинг «Дети Ивана Соколова»

2019

VII Межрегиональная  Сибирская дистанционная предметная олимпиада  школьников с ограниченными возможностями здоровья,

ТПУ, Департамент общего образования Томской области

Ш. Полина, 6 класс

2019

Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений, Министерство просвещения РФ

К. Даниил, 6 класс

2018

Ш.Полина, 5 класс

2018

Межрегиональный с международным участием фестиваль проектов, РЦРО

К. Ангелина,

6 класс

Учебный проект «Писать стихи легко?!..»

Д. Арина, М.Варя,

Б.Диана, У.Саша,

К. Даниил, 6 класс.

Социальный проект «Книжная радуга»

2018

Муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»

К. Даниил, 6 класс

2019

Муниципальный конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», Администрация Кожевниковского района

К. Даниил, 7 класс

2019

Региональный этап конкурса чтецов "Родина любимая моя" (в рамках Макариевских чтений)

К.Ангелина,

7 класс

2019

Открытый межрегиональный со всероссийским участием Литературный фестиваль «Россия необъятная моя!»,

РЦРО, РВЦИ Кожевниковская СОШ №2.

К. Ангелина, Ш.Полина, К.Даниил, М.Варвара, Л.Дарья, 6 класс

2018

Межмуниципальный дистанционный конкурс видеороликов чтецов "Семейные традиции храня". РЦРО

М. Алина, 5 класс

К. Даниил, 5 класс

2019

Открытый региональный со всероссийским участием конкурс "Лучшее портфолио", РЦРО

Ш. Полина, 6 класс

2018

К. Даниил, 5 класс

ПРИЗЁРЫ

2020

Всероссийский конкурс сочинений, Министерство просвещения РФ, муниципальный этап.

К. Даниил, 8класс.

К. Яна, 8 класс.

Книга, которая учит жить.

2020

Муниципальный конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», Администрация Кожевниковского района

Ш.Полина, 6 класс

Ю.Яковлев. «Девочки с Васильевского острова».

2019

Муниципальный конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», Администрация Кожевниковского района

Ш. Полина, 7 класс

О. Киевская «Баллада о матери»

2018

Межрегиональный с международным участием фестиваль проектов, РЦРО

Ш. Полина,

6 класс

Учебный проект «Братья наши меньшие нуждаются в защите».

2019

Открытый дистанционный конкурс «Моя малая родина» для детей с ОВЗ

Ш. Полина, 6 класс

2019

Областная историко-патриотическая конференция «Листает ветер летопись времён»

К. Даниил, Д.Арина, У.Александр,

 6 класс

Социальный проект «Память о герое-земляке»

2019

Открытый межрегиональный со всероссийским участием Литературный фестиваль «Россия необъятная моя!»,

РЦРО, РВЦИ Кожевниковская СОШ №2.

С. Слава,

Ш. Полина, Д. Арина, Б. Андрей, С. Анна, 6 класс

2018

Региональная научно-практическая конференция "Мир науки глазами детей", ТОИПКРО, департамент образования Томской области

Ш.Полина, 5 класс

2019

Открытый региональный со всероссийским участием конкурс "Лучшее портфолио", РЦРО

К.Ангелина,

7 класс

2018

М. Варвара, 7 класс

2018

Межмуниципальный дистанционный конкурс видеороликов чтецов "Семейные традиции храня". РЦРО

Л. Дарья, 5 класс

Ш. Полина, 5 класс

2019

Межрегиональный с международным участием фестиваль проектов, РЦРО

В. Никита, С. Святослав, Л.Неля, 7 класс

2019

Муниципальная практическая конференция.

М. Алина.

К. Даниил, 6 класс

Учебный проект «О, сколько в нём открытий чудных!»

2019

Исследовательская конференция «Школа юного гражданина», РЦРО

В. Никита,

С. Слава, Л. Неля,

7 класс.

Социальный проект «Листает память страницы истории».

2019

Региональный этап конкурса чтецов "Родина любимая моя" (в рамках Макариевских чтений)

М.Алина, 7 класс

2018

Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", Фонд «Живая классика».

К. Даниил, 5 класс.

2019

Муниципальный этап  Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", Фонд «Живая классика».

К. Даниил, Ш.Полина,6 класс.

2020

К. Даниил,8 класс

В. Шерлинг «Дети Ивана Соколова»

2019

Районный молодёжный форум гражданских инициатив «Россия – это мы!», РЦРО

2 команды:

7 «А» и 7 «Б»

Социальный проект «Листает память страницы истории».

Есть среди моих учащихся творчески одарённые личности. Ни одно конкурсное событие, где представляется чтение наизусть, не обходится без К.Даниила, М.Алины, Ш.Полины. Для этих ребят совместно с преподавателями Школы искусств, при согласовании с родителями, были разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Важную роль в работе с такими детьми отвожу встречам с интересными людьми, в том числе с местными поэтами.

Так, большое впечатление на ребят произвели встречи с поэтами- земляками В.Ф. Применко и Гарагулей А.П.  В своём  отзыве ребята написали:

 «Встреча наша, действительно, была творческой: мы слушали истории создания и стихи в исполнении автора, читали из сборников сами, понимая всю ответственность перед создателем. Встреча закончилась, впечатления остались. Особое чувство вызвали у нас стихи о Кожевникове. Читая эти строки, чувствуешь гордость за окружающую нас природу, за место, где родился и живёшь».

Встреча с Александром Прохоровичем стала началом сотрудничества одной из учениц, которая пишет стихи. Поэт стал для неё рецензентом при работе над проектом «Писать стихи легко!?..» Прислушавшись к его рекомендациям, Ангелина подкорректировала своё стихотворение о Кожевниково  и стала победителем двух серьёзных образовательных событий, в том числе и Международного уровня.

 

        Развитию способностей школьников способствует также социальный проект "Школьная газета  "Переменка". Для его реализации разработаны авторские программы «Школа юного журналиста» и "Юный журналист", которые имеют целью дополнительное образование школьников.

        Сегодняшний состав редколлегии работает со мной 4-й год. Среди них – корреспонденты, журналисты, дизайнеры, технические редакторы, наборщики, печатник, фотокорреспонденты. Кроме того, к изданию номера привлекаются внештатные корреспонденты – руководители СМИ классов-городов.

        Наша газета состоит из  десяти полос. Здесь ребята получают возможность проявлять свои способности в полном объёме. Эта работа помогает формировать у обучающихся универсальные учебные действия, на которые нацеливает нас ФГОС. Работая в издательстве школьной газеты, школьники совершенствуют коммуникативные навыки, на практике учатся писать сочинения разных жанров, осознанно готовятся к выбору профессии.

        Кроме этого, юные корреспонденты обретают жизненный опыт, учатся этическим нормам общения со старшими, с деловыми людьми, посещают мастер-классы специалистов - наших социальных партнёров, проникаются чувством ответственности за самостоятельно выбранное дело, понимают, что общий успех нашего проекта зависит от дисциплинированности каждого в отдельности.

Наша газета выходит в печатном и электронном вариантах, размещается на общешкольном стенде «школьный медиацентр» и на сайте школы.

Работы моих учащихся размещены в соцсети nsportal на проекте  для одарённых детей "Алые паруса".

Наблюдая за успехами своих ребят, испытываю чувство удовлетворения и радости. И моя задача - не дать погаснуть интересу к нашему национальному достоянию - русскому языку и литературе, дальше развивать способности своих учеников.

Понамарева Галина Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка проблемы на уроках химии как средство развития способности обучающихся к познавательной деятельности.

Творческие способности школьников могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе усвоения новых знаний, в процессе поиска истины. Наибольшее значение ...

Программа «Выявление и развитие способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализация на уроках физической культуры»

Программа "Выявление и развитие способностей к физкультурно - спортивной деятельности у обучающихся  и их социализация на уроках физической культуры"...

2019 год Организация внеурочной предметной деятельности

Работа содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по организации внеурочной предметной деятельности....

Программа «Выявление и развитие способностей к физкультурно-спортивной деятельности обучающихся и их социализация на уроках физической культуры»

Программам по выявлению и развитию способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализации предусматривает создание благоприятных условий для развития обучающихся, позволяе...

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...