Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников
статья

Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»

                         

                          Доклад на тему:

«Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Храпцова Ю.Н.

п.Преображенский, 2014 г.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных. Сегодня повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе обусловлено как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, пропаганда насилия. Поэтому реализация Концепции модернизации российского образования требует в числе приоритетных формирования у школьников духовно – нравственных качеств личности. В учебно-воспитательном процессе именно уроки литературы могут существенно помочь в реализации этой задачи.

В процессе модернизации российского образования возрастает необходимость усиления воспитательной функции общеобразовательной школы в обеспечении духовно-нравственного становления личности учащихся, развития воспитательного потенциала гуманитарного образования в формировании гражданской позиции школьников, подготовки их к жизненному самоопределению. В данном контексте особое значение приобретает реализация воспитательного потенциала содержания литературных произведений, обеспечивающая формирование у старшеклассников представлений о достоинстве личности как о духовной ценности, характеристике нравственного человека.

Интериоризация (т.е. формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности) старшеклассниками «достоинства личности» как нравственной ценности осуществляется при условии целенаправленного отбора содержания уроков по отечественной литературе, акцентирования идей, выражающих представление русских писателей о достоинстве личности как ведущей духовной ценности, ориентации учебного процесса на воспитание у школьников достоинства личности в совокупности его мировоззренческого, мотивационного и деятельностного компонентов. Развитие способности к самоутверждению в соответствии с представлениями о ценности личности — как своей собственной, так и другого человека, способности к поступку, к действию не только во имя личных интересов, но и в интересах общества осуществляется в различных видах деятельности.

Методическое обеспечение процесса воспитания достоинства личности средствами литературы, соответствующее возрастным особенностям учащихся старших классов общеобразовательной школы, предполагает создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения субъектов воспитания, пространства самореализации старшеклассников, педагогическую поддержку их самовоспитания; непрерывность воспитательного воздействия литературы на формирование достоинства личности старшеклассников. Продуктивность решения воспитательных задач достигается не только выбором используемых методических приемов, но и созданием эмоционально-психологической атмосферы, стимулирующей участие школьников в беседе, дискуссии, диспуте, их желание высказывать свою точку зрения. Такой позитивный микроклимат обеспечивает духовная общность, содружество учителя и обучающихся на основе ценностно-ориентационного единства, сотрудничества, взаимоуважения личностного достоинства друг друга.

Воспитание у старшеклассников уважения к достоинству личности будет успешным при целенаправленном и системном использовании ценностного потенциала литературы как учебного предмета. Изучение культурного наследия человечества (философского, педагогического и пр.) по проблеме воспитания достоинства личности, раскрывает новые грани данного социально-педагогического феномена, обогащает личность. Однако осуществление воспитания достоинства личности как социально-психологического новообразования возможно только в системе воспитания, где человек рассматривается как наивысшая ценность. Методика формирования у учащихся достоинства личности на уроках изучения отечественной классики требует особых педагогических технологий, помогающих школьнику в осмыслении мира и себя в нем как представителя человечества.

Педагогическая наука на всех этапах своего развития неоднократно обращалась к рассмотрению вопросов, связанных с воспитанием у подрастающего поколения вечных человеческих ценностей, одной из которых является достоинство личности. Актуализация ценностных подходов к образованию в современной России объясняется тем, что в результате произошедших социально-экономических, социально-политических преобразований наше общество утратило сложившиеся в течение долгого времени ценностные духовно-нравственные ориентиры и не выработало новых.

Отечественная педагогика на данном этапе главной целью воспитания ставит содействие индивидуальному развитию человека, формированию у него высоких нравственных качеств, гражданского самосознания. Основой воспитания сегодня является принцип гуманизма, предполагающий в том числе, честь, совесть, коллективизм, взаимопонимание, ответственность, сострадание и др., признание за людьми права на уважение их личностное достоинство.

Исследование показало, что проблема воспитания у старшеклассников достоинства личности в силу непростой социально-политической и социально-экономической обстановки, в стране выдвинулась в число, приоритетных. Современное общество нуждается в высоконравственных и духовно развитых людях. При общем падении культуры, когда, воспроизводство ее достижений не происходит в повседневной жизни людей, подросток нередко принимает за эталон негативные, прим еры поведения, часто навязываемые ему низкопробными в нравственном отношении телевизионными программами. В конечном счете общество получает поколение, у которого на первый план выдвигаются материальные потребности.

Путь воспитания у школьников достоинства личности долог и трудоемок, он требует от учителя знаний в области психологии; умения проводить уроки литературы, опираясь на достижения современной науки и практики. Чем выше субъектность учителя, тем выше воспитанность школьников, потому что его личность как субъекта воспитания, как социально-психологический феномен является фактором развития другой личности. Учась уважать другого в созидательной деятельности, человек учится уважать и свое Я.

По своим возрастным особенностям старшеклассники склонны в первую очередь к эмоционально-образному мышлению, поэтому у многих из них литература — один из любимых предметов. Именно в этом возрасте усиливается интерес к проблемно-психологическим произведениям. Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что даже при условии, когда в произведении изображается «глубокое горе», а «сюжет может завершиться трагически, то даже смерть осмысливается юношами и девушками как величайший акт жертвоприношения, если герой умирает во имя жизни. По этому вопросу в годы юности у воспитанников складываются уже вполне зрелые взгляды».

Результативность воспитания у школьников достоинства личности в процессе обучения зависит как от содержания урока, так и применяемых методов учебной работы и ее организации.

Совместная работа на уроке — один из путей формирования достоинства личности другого человека; современные педагогические технологии (работа в микрогруппах, разноуровневое обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо и т.п.) создают между учащимися определенные отношения, строящиеся на взаимной ответственности, взаимопомощи, поддержке, сопереживании, что сопровождается возникновением уважения как к труду другого человека, так и к нему самому.

Для решения задачи воспитания достоинства личности средствами литературы в общеобразовательной школе большое значение имеет отбор литературных произведений, в наибольшей степени способствующих формированию у старшеклассников достоинства личности. Воспитание достоинства личности и связанного с ним уважения достоинства личности другого человека есть процесс становления нравственного человека, требующий педагогического содействия и поддержки. Важнейшим фактором эффективности данного процесса является высокий уровень профессиональной компетентности, этической, психологической и методической подготовки учителя.

Опыт проведения в начале каждого учебного года уроков внеклассного чтения «Книга, о которой хочется рассказать», где учащиеся представляют наиболее запомнившиеся и понравившиеся им книги, убедительно доказывает, что особенно часто интерес школьников вызывают произведения, написанные в жанре фантастики, фэнтези, приключений. Поэтому из огромного количества подобных произведений мы подобрали такие книги, которые способствовали бы воспитанию нравственной личности, то есть человека, любящего свое Отечество, знающего его историю, человека, который гордится своей Родиной и способен ее защитить, и сделали попытку выстроить систему уроков внеклассного чтения, объединённых историко-патриотической темой.

Программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой в 8 классе предусматривает изучение произведений на тему истории и роли личности в ней. Несколько произведений, изучаемых восьмиклассниками, посвящены эпохе средневековой Руси. Поэтому возможно провести урок внеклассного чтения по роману Бориса Акунина «Детская книга». Герой романа шестиклассник Эраст Фандорин в сентябре 2006 года встречается со своим двенадцатиюродным родственником, профессором ННЯ (необъяснимых наукой явлений) Ван Дорном и отправляется через хронодыру сначала в 1914 год, а потом в 1605-й для того, чтобы вернуть утерянное его предком райское яблоко, символизирующее равновесие добра и зла. Мальчик попадает в эпоху Смуты, на его глазах умирает Борис Годунов, позже он встречается с Лжедмитрием. Учащимся предлагается провести исследование, определяющее, насколько близок к исторической истине автор романа. Дети приходят к выводу, что, несмотря на фантастичность изображаемого, автору удается не только достоверно показать Русь того времени, но и поднять ряд нравственных проблем: чести, долга, веры, справедливости.

На этом литературном материале, безусловно, можно пробудить интерес и к истории России, и к ответственности за ее будущее и будущее планеты (на материале 4-й части романа «Завтра»).

Интерес младших школьников к русским волшебным сказкам известен каждому: детей привлекают волшебные превращения, чудесные предметы, необычные приключения. Автор же «неформатного романа» «Плач ведьмы» А. Максимов по-иному трактует чудеса и волшебство, о которых мы читали в сказках. Герой его книги комиссар Гард отправляется в Древнюю Русь на поиски молодильных яблок по приказу некоего Алекса, который уверен, что информация о них, дошедшая через века, имеет под собой реальную основу. Гард оказывается в языческой Руси, где каждое мгновение может погибнуть, ищет тайну бессмертия, идя по пути смерти. Обращение к славянской мифологии, к образам богов древних славян, к обычаям, обрядам, суевериям будет интересно учащимся 9-го класса, изучающим литературу Древней Руси. Помимо представления этнографического и фольклорного материала, А. Максимов решает и нравственные проблемы. Гард, встретившись с юношей Малко, преодолевает всевозможные препятствия на пути к цели, убеждается в незыблемости законов чести, справедливости, добра.

Урок в форме путешествия по Древней Руси предполагается провести в 9 классе после изучения «Слова о полку Игореве».

В 10 классе можно провести урок в форме мастерской по рассказу в жанре фэнтези                      С. Раткевича «Заслон», опубликованному в сборнике современной фантастики и фэнтези «Наше дело правое».

В отличие от романов Б. Акунина и А. Максимова действие этого рассказа разворачивается не на Руси, а в неведомом фантастическом мире. Армия троллей и эльфов под предводительством юного полководца сдерживает натиск вражеских полчищ, рвущихся в Запретный город, чтобы там обрести невиданное могущество и уподобиться богам. Идея единения в борьбе с врагом — основная в этом рассказе, как и в остальных произведениях этого сборника. Это рассказ о том, что долг пред Родиной может оказаться и тяжек, и страшен, о том, что он никому не позволит отсидеться в стороне, о том, что он заставляет умирать, заслоняя собой других. Считается целесообразным рекомендовать сборник «Наше дело правое» детям разных возрастов, а урок по рассказу провести в 10 классе после изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Таким образом, мы пришли к выводу, что произведения фантастической литературы обладают несомненными достоинствами и «умеют показать правду через невероятный вымысел», формируют такие нравственные качества, как патриотизм, чувство ответственности за свое Отечество.

Воспитание нравственных качеств личности - аксиома, не подлежащая пересмотру ни в какое время: ни в годы застоя, ни в годы перестройки, ни в период модернизации образования. Моральные нормы, принципы, идеалы (кстати, зачастую отвергаемые старшими школьниками) пронизывают все сферы деятельности людей, выступая в роли бескомпромиссного судьи над ними. Нравственные нормы, выработанные человечеством на протяжении веков, помогают молодому человеку оценить мир и себя в нем с позиций добра и зла, сделать свой выбор, сформулировать свой набор мнений, верований, линий поведения. Сложность в том, что делать этот выбор юному человеку приходится с учетом времени и изменившихся общественных ценностей. Задача учителя-словесника — помочь школьникам найти ответы на волнующие их вопросы, и, прежде всего на вопрос: «Как не потерять себя в сегодняшнем мире рыночных отношений?»

 Воспитательная способность урока литературы неоспорима: это и содержание учебного материала, и мощный арсенал методических возможностей, и, конечно же, внеклассное чтение. Уроки внеклассного чтения не только способствуют развитию читательской самостоятельности и культуры, углубляют и расширяют школьную программу, но и несут в себе огромный воспитательный потенциал. Сделан тщательный отбор произведений для внеклассного чтения по следующим критериям: 1) художественная ценность произведения; 2) обращение авторов к общечеловеческим ценностям, таким как: добро, совесть, долг, ответственность, правда, память, покаяние, достоинство и т.д.;                         3) небольшой объем литературных источников. Ими стали произведения Л. Бородина,                    Б. Васильева, В. Тендрякова, Ю. Полякова, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Шаламова,                     В. Распутина, В. Кондратьева, В. Астафьева, В. Токаревой ...

 Уроков внеклассного чтения в 10 классе мало, поэтому важно сделать каждый — интересным, а разговор с учеником — полезным. Уроки могут быть различными по форме: мы проводили как традиционные, так и нетрадиционные (уроки-исследования, дискуссии, проекты, мастерские). Важен результат. Приведём примеры отдельных методических находок.

Важнейший этап урока — мотивация. Так при изучении повести В.Астафьева «Людочка» ею могут стать первые абзацы произведения: «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад ... ». «Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце? Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?» Автор сам задает нам проблемный вопрос, на который учащиеся ответят в ходе исследования текста. Ответят они и на вопрос Людочки: «А душа? Да кому она нужна... ». И на свои собственные, возникшие по ходу дискуссии, часто звучавшей на уроке. Почему Людочка ушла из жизни? Кто виновен в ее смерти? Какое звено в цепи человек-дом-мир — выпало и привело к трагедии? Был ли у девушки другой выход? Как вы расцениваете финал произведения? Сопричастность с происходящим, чувство жалости, осуждение зла и подлости, неравнодушие, ответственность за будущее приводят школьников к пониманию эпиграфа к повести: «Ты камнем упала, Я умер под ним.              Вл. Соколов». Так вот почему эта история «живет» и «жжет сердце». Авторская позиция ясна. Повесть затронула сердца детей.

Хорошей школой воспитания нравственных ценностей являются рассказы В.Шукшина. В 9 классе учащиеся уже знакомились с его произведениями, знают его героя - доброго и не очень, эгоистичного и любящего. В 10 — произведения В. Шукшина уместно изучать после А.Чехова. Задача урока, проведенного нами по рассказу «Крепкий мужик»,- заглянуть в душу главного героя и увидеть, что там, - свет или тьма. Темой урока стали взволнованные слова автора: «Что с нами происходит». Нужный знак препинания будет поставлен детьми в конце урока. Рассказ для учащихся отпечатан без названия и финала. Речь идет о человеке, который решил снести церковь (нужны кирпичи для постройки свинарника).

Важным моментом любого урока является предварительное домашнее задание, урока внеклассного чтения — вдвойне. Детям предложено фронтально прочесть выданный вариант произведения; групповое — по анализу содержания произведения, характеристике героя, стилю писателя; индивидуальное — ответить на вопросы: «Чем была церковь для односельчан Шурыгина?», «Как они отнеслись к его поступку?»

В процессе урока выясняется, что Шурыгин ощутил себя «важным деятелем с неограниченными полномочиями». Всё больше распаляясь, впадая в ярость, он разрушает святыню, не считаясь ни с кем и ни с чем. Он разрушает церковь ради страшной памяти, которую оставит после себя: «Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать... ». Школьники говорят о церкви как символе родины, которую предал Николай Шурыгин. Попраны традиции, нарушены нравственные устои. «Реквием» Моцарта сопровождает чтение страшной сцены. И наступает «момент истины», которого так ждёт каждый учитель. Осуждение хамства и варварства человека, порвавшего связь со своими корнями; осуждение людей, молча взиравших на происходившее.

Самое время поставить знак препинания в теме. Учащиеся предлагают знаки вопроса и восклицания. Авторская позиция частично понята. Название восстановлено. Но следует ответить ещё на один вопрос, который волнует писателя: «Можно ли считать поступок Шурыгина случайным (единичным) или он закономерен?» Ответ на этот вопрос дети находят в тексте: «Но все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали». Трижды звучит «все». Значит поступок закономерен. Вывешивается плакат со словами В.Шукшина «Разлад на Руси, большой разлад ... » Осталось выяснить, каков финал рассказа. Используется элемент мастерской письма: опираясь на вопросы карточек, учащиеся создают свои варианты окончания произведения. В коллективных работах дети с горечью констатируют, что Николай Шурыгин - человек без совести и без каких-либо обязательств перед людьми и будущим, он потерян для близких людей, сообщества сельчан, всего общества, так как в нем не осталось ничего человеческого.

В процессе приобщения к чтению очень важное место занимает семья. В силу многих причин и обстоятельств утеряна почти полностью российская традиция семейного чтения, только 17 % учащихся 7-8 классов при мониторинге вспомнили что родителя в раннем детстве читали им вслух. Для поддержки мотивации к чтению пример родителей так же значим для ученика, как и пример учителя, как и обращение к средствам массовой информации. Так 68% учащихся выпускных классов считают, что компьютер и телевизор — самые главные средства возвращения интереса к чтению.

Действительно, многие ученики, даже средних классов, с удовольствием создают компьютерные презентации самостоятельно прочитанных книг, охотно ищут информацию о новых произведениях, трудно доступные тексты, критические отзывы, материалы виртуальных читательских конференций. Кроме того, существует опыт внетекстовых сопоставлений программных произведений и их телевизионных версий («Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание»), а также фрагментарного привлечения передач канала «Культура» («Разночтения», «Ночной полет», «Апокриф», «Тем временем»).

Результаты чтения должны проявляться во внеучебной деятельности, в различных формах дополнительного литературного образования. При выборе приёмов социализации читательской деятельности школьников мы не только неизбежно опираемся на традиции (инсценирование, литературный утренник, вечер), но и используем современный опыт зарубежных школ (германия — ночь в библиотеке, Франция — уличные библиотеки летом, Англия — литературная реконструкция).

Представляется, что в условиях небольшого города или поселка литературная реконструкция (по аналогии с исторической) наиболее предпочтительна, так как при наличии экрана и проектора позволяет трансформировать любое пространство и требует минимальных затрат (литературный салон, кафе, гостиная, «посиделки на завалинке»…)

Итак, регулярный мониторинг читательских интересов школьников, значительное обновление круга чтения за счет введения современных произведений российской (в том числе региональной) и зарубежной литературы; систематическая учебная деятельность по совершенствованию читательской компетенции, прежде всего, интерпретационных умений, личный пример учителя; разнообразная и многоаспектная мотивация читательских интересов; целенаправленная интеграция усилий с родителями, другими преподавателями, библиотеками; рациональное привлечение смежных искусств и информационных технологий; а главное — сочетание методических традиций с современными педагогическими идеями — таков далеко не полный комплекс путей и приёмов возвращения интереса к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"

Цель данного доклада  выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....

Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"

Цель данного доклада  выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....

Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной ...

доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...