Миофункциональная коррекция в работе логопеда
консультация

Кончилова Екатерина Владимировна

Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами.

Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение

МАДОУ № 171 «Журавушка»

«Центр развития- детский сад»

города Кемерово

Методическое пособие

«Миофункциональная коррекция в работе логопеда»

                         подготовила

                                  учитель – логопед

                                                                Кончилова Екатерина Владимировна

г. Кемерово

2020

     К сожалению, на сегодняшний день, факты упрямо говорят, о росте детей с ОВЗ (особенными возможностями здоровья). Дети с речевыми нарушениями тоже входят в данную группу. Определение речевого нарушения, в свою очередь расширяется и изобилует разнообразием недостатков. Дети тяжелее идут на коррекцию и исправление дефектов.

Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами.

Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции.

В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны с врождёнными или приобретёнными дефектами органов речи. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.

Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее стойко корректируются при взаимодействиях логопеда и детского ортодонта.

Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.

Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.

На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения.

Значительно оптимизировать процесс овладения звуковой культурой речи позволяет применение в процессе логопедических занятий вестибулярных пластин – мягких силиконовых миофункциональных позиционеров, корректирующих положение языка и способствующих нормализации мышечного баланса приоральной области. Латинское слово «вестибула» обозначает предверие полости рта.

  Термин «вестибулярная пластинка» происходит от места её локализации, так как щиток пластинки располагается вестибулярно – между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Ребёнок удерживает пластинку губами с помощью круговой мышцы рта. Колечко при этом находится снаружи. Зубы при этом должны быть сомкнуты. Проволочная часть пластинки располагается между верхним и нижним рядами передних зубов. 

Миофункциональная терапия приобретает свою значимость только в том случае, если ребенок понимает ее необходимость и становится активным соучастником процесса функционального воспитания, сознательно старается избавиться от дефектов речи и вредных привычек. Это позволяет протекать процессу развития естественно, без принуждения и повышает стабильность результатов лечения.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров. Пластинка размера I с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом (радиус 30 мм) – для детей со сменным прикусом (5-7 лет).
Пластинки и того и другого размера выпускаются мягкие (из силикона) и жесткие (из пластмассы). Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие – для исправления конфигурации челюстей и зубов.
Существует два вида пластинок: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка (бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении). Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.

При использовании ортодонтической пластинки с бусинкой происходит налаживание процессов естественной природной саморегуляции, которые могут быть заторможены по разным причинам. Этот метод помогает улучшить тонус тканей и тренировать мышцы в полости рта.

Вестибулярные пластинки с бусинкой при дизартрии помогают зафиксировать язык в правильном положении. Благодаря постоянным и систематическим занятиям с вестибулярной пластинкой с бусинкой, мышечной памяти ребенка, стимуляции язычной мышцы, проблема артикуляции в скором времени исчезнет.

Еще одной распространенной аномалией речевого аппарата является ринолалия. Это придает речи характерную гнусавость, которая обусловлена недостаточным подъемом верхнего неба при фонации, слабая артикуляция. После проведения операции по устранению расщелины неба детям назначают ношение пластинки для восстановления оральной чувствительности.

А также пластинка будет эффективна в помощь родителям и учителю – логопеду при коррекции:

- при лечении заикания (массаж язычной мышцы бусинкой оказывает расслабляющее действие и снимает судороги речевого аппарата)

- при коррекций аномалий прикуса

- помогает исправить проблемы, имеющие врожденный характер или вызванные рядом вредных привычек (сосания пальца, пустышки и т. д.)

- позволит контролировать положение языка в ротовой полости при произношении определенных звуков

-при коррекции межзубного произношения

- при коррекции открытого прикуса

- при неправильном дыхании (ртом) нормализуется равномерное носовое дыхание

- при коррекции инфантильном глотании (поможет нормализовать положение языка и избежать развития протрузии)
Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то необходимо использование вестибулярной пластинки с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса.

При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.

Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинкиоказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

В ходе работы с вестибулярными пластинками с бусинкой выяснилось, что за счет активизации работы мышц артикуляционного аппарата, применение пластинки с бусинкой также помогает ребёнку устранить трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Поэтому детям, которые испытывают трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры, (а таких детей сейчас очень много) я рекомендую применение вестибулярных пластинок с бусинкой.

Оздоровительный эффект применения вестибулярных пластинок.

  Существует причинно-следственная зависимость между нарушением дыхания и возникновением орофациальных проблем. Например, патология органов дыхания – это не только следствие, но и нередко причина развития аномалий зубочелюстной системы, которая влечёт за собой нарушения произношения звуков.

  Отсутствие носового дыхания является причиной ухудшения трофики клеток мозга, что постепенно приводит к снижению внимания, работоспособности, усидчивости, а затем к особенностям восприятия и, как следствие, к проблемам усвоения информации в целом, к замедлению динамики развития. Ребёнок быстро утомляется, пропадает познавательная активность, задерживается формирование когнитивных процессов.

  Оздоровительный эффект миофункциональной коррекции с применением вестибулярных пластинок достигается благодаря стимуляции тонуса круговой мышцы рта и улучшения смыкания губ, что помогает восстановить нормальное носовое дыхание. При этом правильно формируются также сопряжённые с нёбом структуры дна полости носа и верхние дыхательные пути; ребёнок меньше болеет простудными заболеваниями; нормализуется кислородный обмен крови и тканей мозга

В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, в индивидуальной работе с логопедом в ДОУ, так и дома. Основная задача - убедить родителей в необходимости использования данных приспособлений. Для этого необходимо вести разъяснительную работу с родительской общественностью: предоставлять объективную и разнообразную информацию в "Уголке логопеда" о повышении эффективности логопедической коррекции при использовании трейнеров и вестибулярных пластин у детей с ОВЗ.

Вот некоторые упражнения артикуляционной гимнастики с использованием вестибулярных пластинок, которые выполняют дети на логопедических занятиях в нашем образовательном учреждении.

Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием пластинки с заслонкой

«Веселый клоун»

Улыбнутся, поместить пластинку в рот и удерживать на счет от 1 до 5-10. Повторить несколько раз.

«Язычок – силач»

Ребенок высовывает язык, на который укладывается проволочная часть – заслонка. Логопед держит пластинку за колечко, ребенок старается поднять заслонку на языке. Затем ребенок поднимает язык к верхней губе и пытается опустить заслонку вниз.

«Рисуем дорожки на язычке»

Логопед или ребенок держит пластинку за колечко и проводит гребенкой – заслонкой по языку в направлении вперед – назад, влево – вправо.

Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием пластинки с бусинкой

«Птичка прилетела в гнездышко»

Ребенок открывает рот, логопед держит пластинку на уровне губ. Ребенок высовывает язык, захватывает бусинку языком и прокатывает ее по небу, т. е. «птичка прилетела в гнездышко»

«Лепим снеговика, катаем снежный ком»

Ребенок с помощью логопеда или самостоятельно катает бусинку – «комок снега» по языку, в разных направлениях, самомассаж.

«Мороженое»

Логопед держит пластинку перед ребенком на уровне рта. Ребенок языком тянется к бусинке. Взрослый немного отодвигает пластинку. Дотянувшись языком до бусинки, ребенок крутит ее, как бы слизывая мороженое.

Таким образом, использование вестибулярных пластинок в практике логопеда повышает эффективность и сокращает время коррекционной работы, а так же увеличивает мотивацию детей, ведь дети относятся к вестибулярным пластинкам, как к новым интересным игрушкам. Осуществляя комплексный подход и инновационные технологии в коррекции речевых нарушений, обусловленных зубочелюстными аномалиями и моторикой, работая совместно с ортодонтом и неврологом, логопед добивается положительных результатов и в наиболее кратчайшие сроки.

При регулярном использовании вестибулярных пластинок и трейнеров в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.

Список использованной литературы.

  1. Костина, Я. В., Чапала, В. М. (2008). Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Сфера.
  2. Тисовская, Ю. А. (2013). Использование вестибулярных пластинок "MUPPY" с бусинкой в практике логопедических занятий. ООО "Валлекс М".
  3. Тисовская, Ю. А., Соколова, Н. А. (2015). Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. ООО "Валлекс М".
  4. Тисовская Ю. А. Использование вестибулярных пластинок "MUPPY" с бусинкой в практике логопедической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с детьми с ЗПР. Диагностика и коррекция дислексии и дисграфии.

Предлагаемый материал может быть использован в работе логопедами на школьных логопунтах и учреждениях для детей с задержкой психического развития по преодалению нарушений чтения и письма....

«Коррекция звукопроизношения в условиях работы логопеда в школе VIIIвида»

В основе В основе большой распространенности нарушений звукопроизношений у детей с нарушением интеллекта лежат следующие причины:- несформированность познавательных процессов, направленных на овладени...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.

Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....

Миофункциональная коррекция в работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с использованием МФК (миофункциональной коррекции)...

Методическое пособие "Миофункциональная коррекция в работе логопеда"

Упражнения для коррекции миофункциональных нарушений....

Использование методов двигательной коррекции в работе логопеда.

          В последнее время в школах значительно увеличилось число обучающихся с различными нарушениями письменной речи. В большинстве случаев у таких ребят наряду с ре...