Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
рабочая программа

Рудь Сергей Юрьевич

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала»

«Строевая подготовка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало – Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Новопортовская школа – интернат имени Л.В. Лапцуя»

«Согласовано»

Директор МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя»

С.И. Солодовникова _____________  

«____» ________________________  

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала»

«Строевая подготовка»

Форма обучения: очная

Возраст обучающихся: 10 -18 лет

Нормативный срок освоения программы: 1 год

Срок реализации программы: 1 год

Кол-во учебных недель: 35 недель

Кол-во ч/нед: 1 час

Продолжительность занятий: 40 минут

Рудь Сергей Юрьевич Педагог-организатор ОБЖ  

Принята на заседании методического совета Протокол №___ от________

2020 - 2021 учебный год

Содержание

№ п/п

Наименование раздела

№ стр.

Пояснительная записка……………………………………………………

3-5

1.

Учебный план ……………………………………………………………...

4

2.

Календарный учебный график …………………………………………….

4

3.

Содержание программного материала ……………………………………

6-15

4.

Наименование методических материалов, необходимых для реализации программы (методические рекомендации по проведению занятий, технологии, алгоритмы, памятки, упражнения и т.д.) ………..

15-21

Пояснительная записка

Класс, для которого предназначена программа: воспитанники кадетской группы

На сегодняшний день, согласно официальной статистике, только в одном городе Москве попадает под колеса автомобилей 1300 – 1400 детей в год, среди них 50 остается лежать под колесами. Все актуальнее становится эта проблема и на Ямале. Улучшается качество строительства дорог, и как следствие возрастает число транспорта на дорогах Ямала "добрыми помощниками" человека – машинами, тактико–технические характеристики которых становятся все лучше и лучше: мощность, как и скорость, растут вверх, повышается маневренность и т.д. Да, но это лишь малая частичка данной проблемы. Ведь автомобиль, как он есть, всего лишь груда металла, и ничего более. Основная проблема решения этого явления известна давно: «Участники движения и дороги». И если последними пусть занимаются ремонтно–эксплуатационные службы, то вот антропогенный фактор – это то, что мы должны исправить и направить на путь истинный.

Задачи: Задачей является возрождение культуры водителя и помощь юным автолюбителям и пешеходам освоить основные законы и навыки, которые необходимы каждому участнику дорожного движения.

Культура дорожного движения не возникает сама по себе. Она вырабатывается и оттачивается в течение многих поколений автомобилистов и других участников движения, в т.ч. и пешеходов. Данная культура является неотъемлемой частью культуры народа в целом. К сожалению, сейчас у нас наблюдается кризис культуры, но еще в наших руках его остановить: научить человека быть взаимновежливым, уступать друг другу, ставить себя на место другого участника дорожного движения, прийти на помощь ближнему своему – вот одна из основных задач, которую мы постараемся решить на занятиях «Автодела». С этой целью на  занятиях проводятся специальные уроки, посвященные безопасности пешеходов и пассажиров на дороге, разъясняются пункты Правил дорожного движения.

 Целью элективного курса «Автодело» является расширение знаний по Правилам дорожного движения и рассмотрение системы "Водитель – Автомобиль – Дорога".

Давно не секрет то, что для достойного пребывания в нашем мире молодому человеку необходимы по крайней мере три вещи: хорошее высшее образование, английский язык и водительские права. Причем последнее не обуславливается наличием «корочек», а обозначает, что данный человек знает, умеет и может пользоваться своими умениями не только в отношении Правил дорожного движения, но и может оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему и, конечно, знает устройство и может разобраться в любом автомобиле. Всем этим аспектам будут обучаться  ученики, пройдя курс обучения по программе элективного курса «Автодело», так что они уже сами смогут пропагандировать свои знания не только ученикам младших классов на специальных уроках, посвященных Правилам дорожного движения, но также и за пределами школы.

         Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

 Лекции, практические занятия, семинары, групповые занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя. Контрольная работа с оценкой.

Средства обучения: плакаты, медицинская аптечка, билеты по ПДД, информационно-техническое обеспечение (видеоматериалы, DVD)

Учебно-методическое сопровождение: учебно-методическая литература, видеоматериалы на электронных носителях, плакаты, учебные пособия

Календарный учебный график на 2020- 2021 учебный год

Наименование класса/группы

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Кол-во занятий в неделю, продолж. одного занятия (мин.)

Всего занятий в год

Кадетская группа «Патриот Ямала»

1 год

2 час

70

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности

Продолжительность обучения

Инвариантная часть (количество академических часов)

Вариативная часть (количество академических часов)

Формы промежуточной /итоговой аттестации

всего

теория

практика

всего (расчетное кол-во в год)

теория

практика

1  год

70

20

50

70

20

50

педагогическое наблюдение, проверочные задания  

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1

Общее устройство автомобиля. Марки легковых автомобилей

2

2

лекция

конспект

2

Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания. Основные системы двигателя

2

2

лекция

конспект

3

Трансмиссия. Ходовая часть. Рулевое управление. Тормозная система

2

2

лекция

конспект

4

Эксплуатационные материалы. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2

2

лекция

конспект

5

 Основные элементы теории движения автомобиля. Дорожно-транспортные происшествия и их причины

2

2

лекция

конспект

6

Оказание первой медицинской помощи

2

1

1

Практичес-кое занятие

7

ПДД. Общие положения

2

2

реферат

8

Общие обязанности водителей. Применение специальных сигналов

2

2

лекция

конспект

9

Дорожные знаки

4

4

лекция

конспект

10

Обязанности пешеходов и пассажиров

2

2

лекция

реферат

11

Сигналы светофора и регулировщика. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

2

2

Самостоя-тельная работа

презентация

12

Скорость движения. Обгон, встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков.

2

1

1

Практичес-кое занятие

презентация

13

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути, по автомагистралям, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств

2

2

лекция

конспект

14

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

2

1

1

Практичес-кое занятие

презентация

23

Итоговое занятие

2

2

Итого:

34

31

3

  1. Структура и содержание программы

Структура программы элективного курса «Автодело» состоит из следующих  блоков:

1) «Автомобиль» - устройство автомобиля и особенности работы автомобиля.   Основы эксплуатации и ТО автомобиля, эксплуатационные материалы,  где учащиеся познакомятся с тем, как устранять основные неисправности автомобиля, какие существуют масла и бензины, применяемые на автомобилях.

2)  Безопасность дорожного движения и оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим. Ведь не секрет, что дорога является одним из опаснейших мест для нашей жизни на Земле.

Необходимо знать и уметь: а) оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, б)факторы, влияющие на безопасность движения, в)типовые случаи применения перевязочных, охлаждающих, антисептических и кровоостанавливающих средств,

3) Правила дорожного движения.  Цель этой части курса не только рассказать, познакомить и разъяснить непосредственно ПДД, но показать как, когда и где нужно применять тот или иной пункт Правил, пояснить их роль в жизни каждого гражданина и привести реальные примеры их выполнения и невыполнения.

С этой целью на данном этапе обучения широко применяются следующие педагогические приемы: вербальный рассказ; демонстрация видеофильмов по Правилам дорожного движения и Безопасности движения; проверка изученного материала через тесты, билеты.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

Результаты достижения цели:

  • знание правил оказание первой медицинской помощи;
  • знание устройства автомобиля;
  • знание правил дорожного движения;

В целом -  повышение культуры дорожного движения, а, следовательно, понижение количества и степени тяжести ДТП, пострадавших и повышение настроения и самочувствия участников движения.

Средства обучения: плакаты, медицинская аптечка, билеты по ПДД, информационно-техническое обеспечение (видеоматериалы, DVD)

Метод обучения: беседа, лекция, практическое занятие.

Объем курса: 34 часа.

Объем часов на каждый блок:

1) Устройство автомобиля. Основы эксплуатации и ТО автомобиля, эксплуатационные материалы – 8 часов.

 2) Безопасность дорожного движения и оказание первой доврачебной медицинской помощи – 4 часа.

3) Правила дорожного движения – 21 час.

4) Итоговое занятие. Контроль знаний. Зачёт. – 1 час.

Степень освоения учащимися материала всего курса предполагается определить с помощью итогового зачета, который охватывает вопросы по всем блокам.

Содержание курса «Автодело»

Раздел 1. Устройство автомобиля. Основы эксплуатации и техническое обслуживание автомобиля, эксплуатационные материалы. (6 часов)

Тема 1;2. Общее устройство автомобиля. Марки легковых и грузовых автомобилей -  2 часа.

 Основная цель занятия – познакомить учащихся с общим устройством автомобиля, с марками отечественных и зарубежных автомобилей.

Краткое содержание занятий.

Прежде чем начать изучать данный курс необходимо определить знания учащихся (примерные по автомобилю и машиноведению вообще) путем постановки следующих вопросов:

  1. Что называется развитой машиной?
  2. Какие машины вы изучали на уроках технологии?
  3. Какие машины вы встречали в своей жизни?
  4. Какие марки автомобилей вы знаете?
  5. Что общего вы находите между изучаемой технологической машиной и автомобилем?

После того, как выяснены знания учащихся, необходимо рассказать им о роли машин в современном производстве, о механизации и автоматизации процессов труда, далее дать классификацию машин по назначению на технологические и транспортные, указать на общность устройства различных машин, на наличие в любой развитой машине однотипных механизмов: двигательного, передаточного, исполнительного.

   Далее необходимо рассказать об общем устройстве легкового автомобиля.

   Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова. Общее устройство автомобиля рассматривается на раздаточном материале на примере легкового автомобиля  «ВАЗ».

Следующий этап занятия – познакомить учащихся с автомобильным парком России. Рассказать какие существуют марки легковых автомобилей, грузовых автомобилей.

Тема 3;4. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания. Основные системы двигателя. – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с тем, как устроен и работает двигатель внутреннего сгорания, изучить устройство и работу основных систем двигателя

Краткое содержание занятий.

  1. Рассказать какие существуют виды двигателей внутреннего сгорания.
  2. Познакомиться с устройством и принципом работы  карбюраторного двигателя .
  3. Рассказать о рабочем цикле четырехтактного карбюраторного двигателя.(данный цикл показывается на диаграмме).
  4. Познакомиться с работой двигателя.
  5. Познакомиться с назначением, устройством и работой КШМ и ГРМ.

 Для закрепления изученной темы необходимо ответить на предлагаемые вопросы:

  1. Назовите типы поршневых двигателей внутреннего сгорания.
  2. Перечислите основные детали ДВС.
  3. Из каких тактов состоит рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя?

Краткое содержание занятий.

На данном занятии необходимо сформировать общее представление учащихся о взаимодействии механизмов и систем двигателя при осуществлении им рабочего процесса. Это можно сделать, организовав устную беседу с учащимися с опорой на раздаточный материал по теме занятия, об общем устройстве двигателя с помощью следующих вопросов:

  1. Какими механизмами обеспечивается работа двигателя?
  2. Каково назначение КШМ? ГРМ?
  3. Объясните назначение системы питания двигателя, системы охлаждения, смазки, зажигания.

Такая беседа поможет учителю, с одной стороны, увидеть глубину знаний учащихся по устройству двигателя, а с другой стороны наметить план изложения материала.

  1. Назначение и роль механизмов поршневого двигателя внутреннего сгорания.
  2. Обеспечение питания двигателя горючей смесью – система питания.
  3. Обеспечение нормального теплового режима двигателя – система охлаждения.
  4. Уменьшение трения в механизмах – система смазки.
  5. Воспламенение горючей смеси в карбюраторных двигателях – система зажигания.

  Тема 5;6: Трансмиссия. Ходовая часть. Рулевое управление. Тормозная система – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с общим устройством трансмиссии, с устройством и работой сцепления, коробки пер6едач и раздаточной коробки, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей. Познакомить учащихся  с особенностями устройства основания автомобиля – ходовой части, с назначением и устройством ее деталей в связи с передачей тягового усилия в процессе движения.

Познакомить учащихся с устройством рулевого управления и уходом за ним, с основными неисправностями. Познакомить учащихся с принципами действия и устройством тормозных механизмов автомобиля, с основными неисправностями тормозной системы

Краткое содержание занятий.

Трансмиссия

Крутящий момент, создаваемый на коленчатом валу двигателя, передается на ведущие колеса автомобиля через агрегаты и механизмы трансмиссии. На примере ГАЗ – 24 «Волга» рассказать учащимся об устройстве силовой передачи. Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей. На автомобилях повышенной проходимости ГАЗ-66 в силовой передаче, кроме перечисленных механизмов, имеется раздаточная коробка, дополнительные карданные валы и передний ведущий мост.

По наглядному раздаточному материалу изучить устройство и работу всех механизмов.

Для закрепления изученного материала задать учащимся следующие вопросы:

  1. Укажите основное назначение коробки передач.
  2. Через какие детали сцепления передается крутящий момент от двигателя к коробке передач?
  3. Укажите основное назначение раздаточной коробки.
  4. Сколько ведомых  валов имеет коробка передач и сколько – раздаточная коробка?
  5. Сколько приводных (ведущих) валов имеет коробка передач и сколько – раздаточная коробка?
  6. Какое движение совершает цапфа крестовины в своем подшипнике?
  7. Каков смысл применения карданной передачи, состоящей из двух карданных валов?

Ходовая часть

1.Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку, состоящую из рамы, к которой при помощи деталей подвески прикреплены передний и задний мосты с колесами.

2.Далее на примере автомобиля ГАЗ-53 рассказать учащимся об устройстве ходовой части. 3.На примере автомобиля ЗИЛ-130 рассказать о назначении и устройстве подвески автомобиля.

4.Рассказать об устройстве колес грузовых и легковых автомобилей.

5.Познакомить учащихся с основными неисправностями ходовой части.

Для закрепления изученного материала задать учащимся вопросы:

  1. Из каких узлов состоит ходовая часть автомобиля?
  2. В чем состоит различие в устройстве подвески передних и задних колес автомобиля ГАЗ-53?
  3. Какое преимущество имеет независимая подвеска  передних колес?
  4. Какие основные неисправности возникают в ходовой части эксплуатируемого автомобиля?
  5. Как утроена автомобильная шина?
  6. Как накачать шину воздухом и проверить давление в ней?

Рулевое управление.

В водной части занятия необходимо напомнить учащимся, что для управления движением автомобиля служат механизмы управления, к которым относятся рулевое управление и тормоза.

Далее основную часть занятия уделить разбору устройства механизма рулевого управления, состоящего из червяка и ролика.

Для более подробного изучения применяется раздаточный материал по теме занятия. Здесь показана червячная передача и из неё выделен тот сектор, который обеспечивает поворот управляемых колес.

Далее следует рассмотрение устройства рулевого привода.

В последнюю очередь познакомиться с основными неисправностями рулевого управления.

В заключение занятия провести закрепление изученного материала с помощью следующих вопросов:

  1. Назовите детали рулевого управления.
  2. Расскажите об устройстве механизма рулевого привода.
  3. Назовите физические явления, которыми объясняется явление поворота автомобиля.
  4. Перечислите основные неисправности рулевого управления.

Тормозная система

Для начала необходимо вспомнить с учащимися силы, которые действуют на автомобиль при торможении. Здесь уместно решить предлагаемую ниже задачу:

«Определить путь торможения автомобиля до полной остановки, если он движется по прямолинейному горизонтальному асфальтированному шоссе со скоростью 80 км/ч и заторможен до юза».

Рассмотрев физические основы торможения автомобиля на примере этой задачи, необходимо перейти к рассмотрению устройства тормозной системы автомобиля с гидравлическим и механическим приводом. Для изучения материала используется раздаточный материал по теме занятия.

В последнюю очередь рассмотреть основные неисправности тормозных систем.

В заключение необходимо повторить изученный материал с помощью следующих вопросов:

  1. В чем заключается физическая сущность торможения автомобиля?
  2. Из каких устройств состоит любая тормозная система?
  3. Объясните принцип действия тормозного привода.
  4. какие существуют основные неисправности тормозной системы?

Тема 7;8. Эксплуатационные материалы. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с основными эксплуатационными материалами.

Краткое содержание занятий.

  1. Изучить виды моторных масел.
  2. Изучить классификацию моторных масел по SAE.
  3. Познакомиться с тем, как правильно выбрать моторное масло по вязкости.
  4. Изучить марки бензинов по октановому числу.
  5. Для закрепления изученного материала учащимся задать следующие вопросы:
  1. Какие существуют виды моторных масел?
  2. Какие существуют виды моторных масел по классификации SAE?
  3. Расшифруйте следующие марки масел: SAE 15W-40; SAE 5W-30; SAE 30.
  4. Какие существуют марки бензинов в зависимости от октанового числа?

Основная цель занятия – изучить общие сведения о системе технического обслуживания автомобилей, познакомить с видами ТО.

Краткое содержание занятий.

Для начала необходимо познакомить учащихся, что такое техническое обслуживание, для чего оно необходимо.

Далее следует познакомиться  с видами технического обслуживания автомобилей по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ. При изучении данного пункта составить таблицу «Виды ТО»: ТО двигателя, ТО трансмиссии, ТО ходовой части, ТО рулевого управления, ТО электрооборудования

Раздел 2. Безопасность дорожного движения и оказание первой доврачебной медицинской помощи. (4 часа).

 Тема 9;10. Основные элементы теории движения автомобиля. Дорожно-транспортные происшествия и их причины.  – 2 часа.

Основная цель занятия -  познакомить учащихся с силами, которые действую на автомобиль при различных условиях движения, а также с эксплуатационными характеристиками автомобиля. Познакомить учащихся с видами дорожно-транспортных происшествий и их причинами.

 Краткое содержание занятий.

  1. Изучить, какие продольные силы действуют на автомобиль при движении:
  1. Сила тяжести G;
  2. Сила сцепления Fc;
  3. Тяговая сила Fт;
  4. Сила сопротивления движению на подъеме Fск.
  1. Изучить, какие силы действуют на автомобиль при торможении.
  2. Изучить поперечные силы, действующие на автомобиль.
  3. Изучить силы, действующие на автомобиль при повороте.
  4. Изучить эксплуатационные характеристики автомобилей:
  1. Управляемость;
  2. Маневренность;
  3. Проходимость;
  4. Плавность хода;
  5. Долговечность автомобиля;
  6. Надежность автомобиля;
  7. Тормозной путь, путь пройденный за время реакции водителя, остановочный путь.
  1. Для закрепления изученного материала учащимся задать следующие вопросы:
  1. Назовите качества автомобиля, определяющие его приспособленность к работе в определенных условиях.
  2. Какие показатели улучшают тяговые свойства автомобиля?
  3. От чего зависят тормозные свойства автомобиля и их показатели?
  4. Какие меры предосторожности должен принимать водитель для устойчивого движения автомобиля при его загрузке и в движении?
  5. Какие условия обеспечивают долговечность и надежность автомобиля?
  6. Какие меры предосторожности обязан принять водитель при приближении к крутому повороту дороги?

Дорожно-транспортные происшествия и их причины

1.Происшествия, возникшие в связи с движением транспортных средств и самоходных механизмов на улицах городов, населенных пунктов и дорогах и повлекшие за собой гибель или травму людей или материальный ущерб, называется дорожно-транспортным.

 2. Познакомить учащихся с видами дорожно-транспортных происшествий:

  1. Столкновение;
  2. Опрокидывание;
  3. Наезд на препятствие;
  4. Наезд на пешеходов;
  5. Падение пассажира.

 3.Изучить основные причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Управление транспортным средством в состоянии опьянения;
  2. Выбор скорости без учета дорожной обстановки;
  3. Несоблюдение дистанции;
  4. Обгон;
  5. Нарушение правил проезда перекрестков;
  6. Выезд на левую сторону улицы;
  7. Невнимательное отношение водителей к другим участникам движения;
  8. Недисциплинированность пешеходов;
  9. Неудовлетворительные дорожные условия;
  10.  Неисправность тормозов и рулевого управления;
  11. Время года, время суток.
  1. Для закрепления изученного материала учащимся задать следующие вопросы:
  1. Назовите основные виды ДТП.
  2. Назовите основные причины ДТП.
  3. Какова роль контрольных осмотров технического состояния автомобилей в снижении ДТП при выпуске их на линию?

Тема 11;12. Оказание первой медицинской помощи. – 2 часа.

Основная цель занятия – научить учащихся правилам оказания первой медицинской помощи.

Краткое содержание занятий.

  1. Водители, оказавшиеся на месте ДТП, должны уметь оказать помощь пострадавшему. Доврачебная помощь при ДТП – это ряд простых, целесообразных мер пол охране жизни и здоровья пострадавшего от травмы. Помощь надо оказывать сразу на месте происшествия, быстро и умело, еще до прихода врача, прибытия скорой помощи, и каждый водитель должен уметь это делать.
  2. Познакомить учащихся видами травм:
  1. Кровотечения;
  2. Раны;
  3. Ушибы;
  4. Переломы;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Травмы грудной клетки и живота;
  7. Термические поражения;
  8. Обморожение;
  9. Химические ожоги;
  10. Нарушение дыхания и кровообращения.
  1. Научить учащихся, как необходимо правильно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ДТП.
  1. Меры первой помощи при кровотечении;
  2. Меры первой помощи при шоке;
  3. Меры первой помощи при нарушении дыхания;
  4. Меры первой помощи при переломах;
  5. Транспортирование пострадавшего.
  1. Для закрепления изученного материала учащимся будет показан видеофильм «Оказание первой медицинской помощи».

Раздел 3. Правила дорожного движения. (21 час).

 

Тема 13;14. ПДД. Общие положения. – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с основными понятиями и терминами.

 Краткое содержание занятий.

  1. Познакомиться с основными понятиями и терминами:

-автомагистраль; автопоезд; велосипед; водитель; вынужденная остановка; главная дорога; дорога; дорожное движение; железнодорожный переезд; маршрутное транспортное средство; мопед; мотоцикл; населенный пункт; недостаточная видимость; обгон; опасность для движения; опасный груз; организованная перевозка группы детей; организованная пешая колонна; организованная транспортная колонна; остановка; пассажир; перекресток; перестроение; пешеход; пешеходный переход; полоса движения; преимущество (приоритет); прилегающая территория; прицеп; проезжая часть; разделительная полоса; разрешенная максимальная масса; регулировщик; стоянка; темное время суток; транспортное средство; тротуар; Уступить дорогу; Участник дорожного движения.

      2.   Познакомить учащихся с тем, что должны знать участники дорожного движения, и как они должны действовать, чтобы не создавать опасности на дорогах.

 Тема 15;16. Общие обязанности водителей. Применение специальных сигналов. – 2 часа.

Основная цель занятия – изучить общие обязанности водителей, применение специальных сигналов.

Краткое содержание занятий.

  1. Изучить пункт 2 правил дорожного движения.
  1. Обязанности водителей механического транспортного средства.
  2. Обязанности водителей транспортного средства.
  1. Изучить пункт 3 правил дорожного движения.
  1. Применение проблесковых маячков синего цвета.
  2. Применение проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета.

 Тема 17;18;19;20;21;22. Дорожные знаки. – 6 часов.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с назначением, общей характеристикой и классификацией дорожных знаков и с дорожной разметкой.

Краткое содержание занятий.

  1. Изучить группу «Предупреждающие знаки».

Познакомить учащихся с краткой историей развития этой группы знаков, показать, какие из них появились за последнее время и чем это было вызвано. Необходимо подчеркнуть общий признак предупреждения – белый треугольник с красным окаймлением. Рассказать о способах установки и размещении предупреждающих знаков в населенных пунктах и на автомобильных дорогах. Выучить названия предупреждающих знаков.

  1. Изучить группу «Запрещающие знаки» и «Знаки приоритета».

Познакомить учащихся со знаками приоритета и выучить их название.  Дать общую характеристику запрещающим знакам, разделив их на тир группы. В первую необходимо отнести знаки, запрещающие дальнейшее движение всех транспортных средств или отдельных видов – по типу, весовой нагрузке и габаритам, во вторую – знаки, запрещающие некоторые маневры и действия водителей, в третью – знаки, устанавливающие преимущество в проезде перекрестка, сооружения или суженого участка дороги.

  1. Изучить предписывающие и информационно-указательные знаки.

Знакомство с группой предписывающих знаков лучше всего начать с рассказа о том, в каких ситуациях возникает необходимость разделить транспортный поток по видам, их скорости или направлению движения. Выучить названия предписывающих и информационно-указательных знаков.

  1. Изучить знаки сервиса и знаки дополнительной информации.

Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов. Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены. Таблички размещаются непосредственно под знаком, с которым они применены. В случаях, когда значения временных дорожных знаков (на переносной стойке) и стационарных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

  1. Познакомить учащихся с горизонтальной и вертикальной дорожной разметкой проезжей части, ее назначением, классификацией.

 Горизонтальная разметка устанавливает определенные режимы и порядок движения. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, временная – оранжевый. Изучить, какие линии разметки существуют и что они обозначают.

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.  Изучить, какие линии разметки существуют и что они обозначают.

 Тема 23;24. Обязанности пешеходов и пассажиров. – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с основными обязанностями пешеходов и пассажиров.

Краткое содержание занятий.

  1. Изучить пункт 4 правил дорожного движения.
  1. Где должны двигаться пешеходы;
  2. Движение организованных пеших колонн;
  3. Как пешеходы должны пересекать проезжую часть;
  1.  Изучить пункт 5 правил дорожного движения.
  1. Обязанности пассажиров;
  2. Что запрещается делать пассажирам.

  Тема 25;26. Сигналы светофора и регулировщика. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомиться с сигналами светофора и регулировщика, когда необходимо применить аварийную сигнализацию и знак аварийной остановки.

Краткое содержание занятий.

1.Изучить пункт 6 правил дорожного движения.

Рассмотреть, какие существуют виды светофоров, основные их сигналы. Познакомиться с сигналами регулировщика.

       2. Изучить пункт 7 правил дорожного движения.

Выучить, когда должна быть включена аварийная сигнализация, когда должен быть выставлен знак аварийной остановки.

 

Тема 27;28. Скорость движения. Обгон, встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с правилами выбора скорости движения,  разъяснить действия водителей при остановке и стоянке транспортных средств, познакомить с правилами проезда перекрестков.

 Краткое содержание занятий.

  1. Изучить пункт 10 правил дорожного движения.
  1. С какой скоростью должен двигаться водитель в населенных пунктах;
  2. С какой скоростью должен двигаться водитель вне населенных пунктах;
  3. Скорость движения транспортных средств, буксирующим механические транспортные средства;
  4. Какие действия запрещаются водителю.
  1. Изучить пункт 11 правил дорожного движения.
  1. Как необходимо начать обгон;
  2. Когда запрещен обгон.
  1. Изучить пункт 12 правил дорожного движения.
  1. Когда и где разрешается остановка и стоянка транспортных средств;
  2. В каких случаях запрещена остановка;
  3. В каких случая запрещена стоянка.

      4.    Изучить пункт 13 правил дорожного движения.

  1. Правила проезда регулируемых перекрестков;
  2. Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

   Тема 29;30. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути, по автомагистралям, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. – 2 часа.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с правилами проезда на пешеходных переходах и в местах остановки  маршрутных транспортных средств, разъяснить правила движения через железнодорожные пути, по автомагистралям, а жилых зонах.

Краткое содержание занятий.

  1. Изучить пункт 14 правил дорожного движения.

1) Движение по регулируемому пешеходному переходу;

        2)Движение по нерегулируемому пешеходному переходу;

        3) Движение в местах остановок маршрутных транспортных средств.

  1. Изучить пункт 15 правил дорожного движения.
  1. Когда водитель имеет право пересекать железнодорожные пути;
  2. Когда запрещается выезжать на переезд.
  1. Изучить пункт 16 правил дорожного движения.
  1. Какие действия запрещены водителю, двигающемуся по автомагистрали.
  1. Изучить пункт 17 правил дорожного движения.
  1. Какие действия разрешены водителю при движении в жилой зоне;
  2. Какие действия запрещены водителю при движении в жилой зоне.
  1. Изучить пункт 18 правил дорожного движения.
  1. Как необходимо двигаться водителю вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть;
  2. Как необходимо двигаться водителю на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств;
  3. Как необходимо двигаться водителям в населенных пунктах.

Тема 31. Пользование внешними световыми приборами и звуковой сигнализацией – 1 час.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с правилами использования внешних световых приборов и звуковой сигнализации.

Краткое содержание занятия.

1. Изучить пункт 19 правил дорожного движения.

  1). Применение внешних световых приборов в тёмное время суток и в условиях        недостаточной видимости;

                2). Переключение света фар с дальнего на ближний;

 3). Использование внешних световых приборов во время стоянки в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости и на неосвещённых участках дорог;

               4). Применение противотуманных фар;

               5). Особенности применения звуковых сигналов.

Тема 32. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок. – 1 час.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с особенностями движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок

Краткое содержание занятия.

1. Изучить пункт 19 правил дорожного движения.

                1).Особенности движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок;

                2).Требования к допуску и управлению велосипедом, мопедом, гужевой повозкой;

 3).Ограничения использования велосипедов, мопедов гужевого транспорта.

 Тема 33. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. – 1 час.

Основная цель занятия – познакомить учащихся с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и с обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Краткое содержание занятия.

1. Изучить положения,  когда механическое транспортное средство допускается к эксплуатации.

2.Познакомиться с опознавательными знаками, которые должны быть установлены на транспортном средстве.

3.Изучить ситуации, когда запрещена эксплуатация транспортных средств.

4.Разъяснить учащимся обязанности должностных и иных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства.

5. Рассмотреть случаи, когда на транспортных средствах устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета или бело-лунного цвета, специальные звуковые сигналы.

 Тема 34. Итоговый занятие. – 1 час.

Основная цель занятия – проверить знания учащихся, которые они приобрели на протяжении изучения курса.

Краткое содержание занятия.

Занятие провести в форме зачета. Учащимся выдать карточки с вопросами. А также для проверки усвоения правил дорожного движения билет.

Формируемые компетенции и результаты освоения дисциплины

В результате освоения курса воспитанник  должен знать:

Общее устройство, классификацию автомобилей;

Основы устройства, ремонта и технического обслуживания автомобилей;

Виды, назначения и порядок использования эксплуатационных материалов;

Основные требования допуска ТС к эксплуатации;

Основы безопасности дорожного движения, правила безопасной езды на автомобиле,                                                         особенности управления различными видами ТС;

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП;

Правила дорожного движения, выполнение требований дорожных знаков,                    технических средств организации дорожного движения;

Технические требования к допуску ТС к эксплуатации.

В результате освоения дисциплины воспитанник должен уметь:

Обслуживать и ремонтировать ТС;

Прогнозировать и оценивать дорожную обстановку;

Оказывать первую доврачебную помощь при ДТП);

Контролировать соблюдение норм и правил техники безопасности  при эксплуатации

ТС;                      

Правильно выбирать и использовать эксплуатационные материалы во время ремонта и технического обслуживания автомобиля.

4.  Календарно-тематическое планирование учебных занятий по курсу

«Автодело»

Планирование составлено на основе: программы «,Автодело»

                                    полное название программы

Базовый уровень

№ п/п

урока

Тема занятия

Кол-во часов

ТСО и нагладно-демонстрац.. материал

Тип урока

Основные знания и умения

Домашнее

задание

Дата

1

Общее устройство автомобиля

1

видеофильм

лекция

Общее устройство, классификацию автомобилей по назначению, типу кузова, типу двигателя

12.09

2

Марки легковых, грузовых и специальных автомобилей

1

Плакаты, наглядные пособия

Самостоя-тельная работа

Общее устройство, классификацию автомобилей по назначению, типу кузова, типу двигателя

19.09

3

Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания: основные механизмы и системы двигателя

1

Плакаты, наглядные пособия

лекция

Устройство и работа четырехтактного двигателя. Основные элементы и работа кривошипно-шатунного механизма. Основные элементы и работа  ГРМ

26.09

4

Устройство ДВС: системы питания, смазки, охлаждения

1

Плакаты, наглядные пособия

лекция

Устройство и работа систем питания, смазки, охлаждения двигателя

03.10

5

Трансмиссия. Ходовая часть.

1

Плакаты,

.презента-ция

лекция

Устройство и обслуживание трансмиссии, ходовой части

10.10

6

Рулевое управление. Тормозная система

1

Плакаты,

.презента-ция

лекция

Устройство и обслуживание рулевого управления и тормозной системы

17.10

7

Эксплуатационные материалы.

1

Плакаты, наглядные пособия

.

лекция

Маркировку материалов, правила применения при ремонте и ТО

24.10

8

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

1

Плакаты, наглядные пособия

лекция

Виды, порядок проведения ТО и ремонта автомобилей

31.10

9

 Основные элементы теории движения автомобиля.

1

видеофильм

Лекция

Факторы влияющие на безопасность движения. Основы безопасного управления ТС

14.11

10

Дорожно-транспортные происшествия и их причины

1

видеофильм

Лекция

Причины ДТП и их профилактика. Ответственность за нарушение ПДД

21.11

11

Оказание первой медицинской помощи

1

плакаты.

.видео-фильм

лекция

Правила и порядок оказания ПДП при ДТП

28.11

12

Медицинская аптечка, порядок и правила пользования

1

плакаты.

.видео-фильм

лекция

Назначение, порядок и правила использования медицинской аптечки

05.12

13

ПДД. Общие положения

1

плакаты

лекция

Основные термины и определения

12.12.

14

ПДД. Общие положения

1

плакаты

лекция

Основные термины и определения

19.12

15

Общие обязанности водителей.

1

плакаты.

.видео-фильм

лекция

Обязанности водителя при управлении ТС, соблюдение правил безопасной эксплуатации и ПДД

26.12

16

Применение специальных сигналов

1

плакаты.

.видео-фильм

лекция

Соблюдение требований ПДД при применении специальных сигналов

16.01

17

Дорожные знаки: предупреждающие,

1

плакаты.

лекция, практи-ческое занятие

Назначение и особенности применения знаков

23.01

18

Дорожные знаки: запрещающие знаки,

знаки приоритета

1

плакаты.

лекция, практи-ческое занятие

Назначение и особенности применения знаков

30.01

19

Дорожные знаки: предписывающие, знаки особых предписаний

1

плакаты

лекция практи-ческое занятие

Назначение и особенности применения знаков

06.02

20

Дорожные знаки: информационные, сервиса, дополнитель-ной информации

1

плакаты

лекция практи-ческое занятие

Назначение и особенности применения знаков

13.02

21

Горизонтальная  дорожная разметка

1

плакаты

лекция

Назначение и особенности применения разметки

20.02

22

Вертикальная дорожная разметка. Опознавательные знаки ТС

1

плакаты

лекция

Назначение и особенности применения разметки, опознавательных знаков ТС

27.02

23

Обязанности пешеходов

1

плакаты, презентация

лекция

Обязанности пешеходов как участников дорожного движения

06.03

24

Обязанности пассажиров

1

плакаты, презентация

лекция

Обязанности пассажиров как участников дорожного движения

13.03

25

Сигналы светофора и регулировщика.

1

плакаты, видеофильм

лекция., практи-ческое занятие

Виды светофоров, особенности их применения и действия по сигналам светофора и регулировщика

27.03

26

Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

1

плакаты, видеофильм

лекция., практи-ческое занятие

Особенности  применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

03.04

27

Скорость движения. Обгон, встречный разъезд.

1

плакаты, видеофильм

лекция

Особенности скоростного режима движения

10.04

28

Остановка и стоянка. Проезд перекрестков.

1

плакаты, видеофильм

лекция

Остановка, стоянка ТС. Применение знаков. «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена».  Особенности проезда перекрёстков

17.04

29

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

Приоритет маршрутных ТС

1

плакаты, видеофильм

лекция, практи-ческое занятие

Обязанности пешеходов, особенности движения маршрутных ТС.

24.04

30

Движение через железнодорожные пути, по автомагистралям, в жилых зонах.

1

плакаты, видеофильм

лекция, практи-ческое занятие

Правила проезда ж/д переездов со шлагбаумом и без шлагбаума. Особенности движения в жилых зонах

08.05

31

Пользование внешними световыми приборами и звуковой сигнализацией

1

плакаты, видеофильм

лекция, практи-ческое занятие

Особенности применения световой и звуковой сигнализации

15.05

32

Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок

1

плакаты, видеофильм

лекция, практи-ческое занятие

Требования ПДД к движению велосипедов, мопедов и гужевого транспорта

22.05

33

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

1

плакаты

лекция

Требования к безопасной эксплуатации ТС, эксплуатационные допуски

29.05

34

Итоговое занятие

1

практи-ческое занятие

Проверка знаний. Зачёт

29.05

5. Требования к уровню подготовки учеников

При изучении дисциплины курса «Автодело» воспитанники должны получить знания, умения и навыки, позволяющие технически грамотно решать вопросы безопасной эксплуатации транспортных средств, обеспечивать предупреждение ДТП, применять  современные эксплуатационные материалы, оказывать первую доврачебную помощь при ДТП.

В процессе освоения дисциплины у воспитанников развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные) -

- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности

2. Профессиональные (ПК)

- способностью эксплуатировать ТС;

- способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания ТС;

- способностью ориентироваться в особенностях дорожной обстановки, выбирать безопасные режимы движения в различных дорожных условиях;

- способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности дорожного движения;

  1. Формы контроля уровня обученности и критерии оценки

Контрольные работы, тестирование. рефераты. создание презентаций, самостоятельная подготовка вопросов по изучаемым темам, устные ответы на учебных занятиях. работа на практических занятиях с демонстрацией знаний, умений и навыков действий в различных дорожных условиях. Используется пятибалльная система оценки качества ЗУН.

  1. Учебно-методическое обеспечение:

7.1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности воспитанников для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

Лекция

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Дискуссия

х

х

IT-методы

х

х

Командная работа

х

х

Опережающая СР

х

х

х

Индивидуальное обучение

х

Проблемное обучение

х

х

Для достижения поставленных целей преподавания курса реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала курса на лекциях с использованием компьютерных технологий;
  • самостоятельное изучение теоретического материала курса с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
  • закрепление теоретического материала при проведении семинарских занятий, выполнения поисковых, творческих заданий.

7.2. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы (СР)

Текущая и опережающая СР

Текущая и опережающая СР, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе с лекционным материалом,
  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,
  • подготовке к практическим занятиям,
  • подготовке к контрольным работам,
  • подготовке реферата, презентации и доклада,
  • подготовке к зачету.

7.3. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

Тематика самостоятельной работы

Виды транспортных средств, используемых в местных природно-климатических условиях

Основы безопасности дорожного движения в районах крайнего Севера

7.4. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

ТСР направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации  информации,  анализе научных публикаций по определенной теме исследований,
  • анализе статистических и фактических материалов по заданной теме, проведении расчетов, составлении схем и моделей на основе статистических материалов,
  • исследовательской работе и участии в научных конференциях, семинарах и олимпиадах.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При изучении основных разделов дисциплины используются учебная и учебно-методическая литература, имеющаяся в библиотеке, плакаты учебного кабинета ОБЖ.

Видеофильмы:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Основы безопасности на дорогах.
  3. Внимание – водитель!
  4. Дорога и дети.
  5. Экзаменационные билеты и тесты по ПДД.
  6. «Кредитка».
  7. Методические рекомендации по проведению игры «Безопасное колесо».
  8. Правила оказания первой медицинской помощи.

  1. Литература для учителя

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

Правила дорожного движения РФ с комментариями и иллюстрациями. ООО «Издательство ЭКСМО». М. 2012.

Комментарии к экзаменационным билетам для сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категорий А; В. ООО «Издательство ЭКСМО». М. 2012.

С.В. Сабодахо, А.С. Сабодахо. Начинающему водителю об основах безопасности движения. Учебное пособие. Изд. «Патриот». 2010.

Дополнительная литература:

В.В. Шумилов, Е.С. Таркова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. Изд. «Учитель» Волгоград. 2011.

  1. Литература для учащихся

Правила дорожного движения РФ с комментариями и иллюстрациями. ООО «Издательство ЭКСМО». М. 2012.

Комментарии к экзаменационным билетам для сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категорий А; В. ООО «Издательство ЭКСМО». М. 2012.

С.В. Сабодахо, А.С. Сабодахо. Начинающему водителю об основах безопасности движения. Учебное пособие. Изд. «Патриот». 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно зн...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»...