Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.
методическая разработка

Никитская Ольга Валерьевна

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Никитская Ольга Валерьевна, учитель

ГБОУ школа №432 Колпинского района

                                                                                                                            Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя  начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Примеры здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  

А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. А  ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.

Практическая часть.

Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.

Энергетические упражнения  помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю  энергетические упражнения, которые подходят  для детей младшего школьного возраста.

После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.

  1. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
  2. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
  3. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.

Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!

  1. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
  2. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
  3. Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.
  4. Хлопки в ладоши («Вверх, ладошки, хлоп-хлоп…»)
  5. Пальчиковая (Массаж пальчиков «Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой…»

(карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу)

1.   Глазная зарядка «Весёлая неделька»

      2.   Вокалотерапия. Голос – драгоценный дар природы. Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия

Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга и тренирует горло

 Звук «у-у-у» – усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость и вялость.

Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.

Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию». Я думаю, каждый из вас на занятии испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение.

Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!

Благодарю всех за работу!

Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!

А методы и приёмы можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье. Когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в аспекте реализации требований ФГОС: успехи и тружности

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса материалы моей статьи из сборника тезисов Областног...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС

Цели, задачи, принципы, виды здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС.

Использование здоровьке-сберегающих технологий на уроках английского языка. От теории к практике....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС

Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации ...