Школьная методическая площадка «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся» .
презентация к уроку

Рулькевич Галина Ивановна

Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место в перечне которых занимает читательская компетентность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Тинская ООШ Саянского района Красноярского края Школьная методическая площадка «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся» д. Тинская , 2019 год

Слайд 2

Цели методической площадки создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся; обобщение и внедрение в учебно-воспитательную деятельность передового педагогического опыта; повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива. оказание методической поддержки в реализации деятельности в рамках заявленной темы; обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенций педагогов.

Слайд 3

Задачи методической площадки апробация и внедрение форм, методов, технологий и средств обучения, направленных на повышение уровня читательской грамотности учащихся; повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива; оказание методической поддержки в реализации деятельности в рамках заявленной темы; совершенствование профессионального мастерства педагогов через непосредственное участие в организации и проведении различных урочных и внеурочных мероприятий; создание базы методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности; создание условий для распространение ценного педагогического опыта; обобщения и внедрения в учебно-воспитательную деятельность успешных практик работы по формированию основ читательской грамотности; способствовать формированию у учащихся основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

Слайд 4

Актуальность Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место в перечне которых занимает читательская компетентность. По данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся.

Слайд 5

Актуальность Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA ( Programme for International Student Assessment ) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15- летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» В исследовании 2018 года основное внимание уделялось читательской грамотности и выявлению тенденций развития читательского образования в мире за последние годы.

Слайд 6

Модель оценки функциональной грамотности PISA - 2018

Слайд 7

Читательская грамотность Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 8

В каком направлении развивается российская система общего образования? (по результатам международной программы PISA-2018) Средний результат российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов, что статистически ниже среднего результата для учащихся стран ОЭСР (487 балла).

Слайд 9

Концепция читательской грамотности изменяется Цели образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий . Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах , которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации.

Слайд 10

С учётом современного социального запроса расширен спектр оцениваемых умений, связанных с читательской грамотностью. Конец ХХ века : При оценивании акцент делался на способности понимать , интерпретировать и осмыслять отдельные тексты Начало ХХ I века: При оценивании акцент делался на поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса ,

Слайд 11

Факторы, определяющие трудность текста: Формат (сплошные, несплошные , смешанные, составные) Количество гипертекстовых связей (один текст, множественный текст) Тип (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры)  Объем Грамматическая сложность Предполагаемая степень знакомства читателя с предметом описания

Слайд 12

Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста 1. найти и извлечь (информацию ) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) Читательские умения (PISA )

Слайд 13

Результаты по читательским умениям ( PISA-2018)

Слайд 14

1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста 1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 1.2.Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 3.Определять наличие/отсутствие информации

Слайд 15

2. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста 2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) 2.5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев 2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Слайд 16

3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста 3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3.3. Понимать назначение структурной единицы текста 3.4 Оценивать полноту, достоверность информации 3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Слайд 17

4.Читательские действия, связанные с использованием информации из текста 4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую ) 4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Слайд 18

ОЗЕРО ЧАД (пример открытого задания ) На рисунке 1 показано изменение уровня глубины озера Чад в североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20 000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был в 1000 году нашей эры. На диаграмме, представленной на рисунке 2, показаны наскальное искусство в Сахаре (древние рисунки или живопись, найденные на стенах пещер) и изменения в животном мире.

Слайд 19

Вопрос 1 : Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? A Около двух метров. B Около пятнадцати метров. C Около пятидесяти метров. D Оно полностью исчезло. E Информация об этом отсутствует. Цель вопроса: Выявление информации Формат текста : Несплошной Ответ принимается полностью Код 1: A. Около двух метров.

Слайд 20

Вопрос 2 Определите, какой период времени (какой примерно год) соответствует начальной точке графика на рисунке 1 . Цель вопроса: Выявление информации Ответ принимается полностью Код 1: 11.000 лет до нашей эры (приближенное значение между 10.500 и 12.000; или любое другое свидетельство того, что ученик получил свой ответ, используя масштаб на оси «годы»). Возможные варианты: 11.000 11.000 лет до нашей эры 10.500 лет до нашей эры Незадолго до 10.000 лет до нашей эры Около 12.000 Около 11.000 лет до нашей эры

Слайд 21

Вопрос 3: Почему автор выбрал именно этот год в качестве начальной точки на графике? Цель вопроса : Рефлексия и оценка Ответ принимается полностью Код 1: Говорится о том, что озеро снова появилось. Замечание: ответ на этот вопрос может быть принят полностью и в том случае, когда на предыдущий вопрос был дан неверный ответ. Варианты: Озеро Чад появилось снова 11.000 лет до нашей эры после того, как оно полностью исчезло около 20.000 лет до нашей эры Озеро Чад исчезло во время ледникового периода и затем появилось снова примерно в это время. Оно снова появилось тогда. Около 11.000 лет до нашей эры оно появилось снова. Тогда озеро появилось снова после того, как 9000 лет оно не существовало.

Слайд 22

Вопрос 4: Рисунок 2 основан на предположении о том, что: A. Животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали B. Художники, рисовавшие животных, имели высокую технику рисунка. C. Художники, рисовавшие животных, имели возможность путешествовать на дальние расстояния. D Не было попытки приручить животных, изображенных на наскальных рисунках. Цель вопроса: Интерпретация текста Ответ принимается полностью Код 1: A. животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали.

Слайд 23

Вопрос 5 : Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2. Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло: A. В начале самого последнего Ледникового периода. B. В середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня. C. После того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет. D. В начале непрерывного сухого периода. Цель вопроса : Интерпретация текста Ответ принимается полностью Код 1: С. после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьной экспериментальной площадки "Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами информационно- коммуникационных технологий"

ПРОГРАММАшкольной экспериментальной площадкиТема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихсяв урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного ци...

Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе соц...

Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.

Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения"....

Развитие читательской грамотности как основной метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов

laquo;Люди перестают думать, когда перестают читать». Этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умен...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...