Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
статья

Лежава Майя Михайловна

Выступление на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Пуровского района по теме: «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (методические рекомендации)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Пуровского района по теме: «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (методические рекомендации)».

Подготовила методист МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе Костенко М.М.

Методические рекомендации об особенностях реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения разработаны в соответствии с нормативными документами, регламентирующими применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательными организациями, а именно:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. №116 «Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (раздел Х. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).

 Применение электронного обучения, дистанционных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в соответствии Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации").

 

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Ситуация с карантином показала, что в жизни бывают ситуации, которые не дают возможности детям учиться очно, посещать школы, организации дополнительного образования, вузы. 2020 год показал несостоятельность осуществления полноценного учебного процесса в период пандемии.

Однако несмотря на всю сложность и уникальность ситуации педагоги и дети в марте 2020 года начали свои шаги дистанционного обучения. И сегодня, дети по всей стране продолжают учиться дистанционно, получать оценки, проходить промежуточную и текущую аттестации.

Для введения занятий с применением дистанционных технологий педагоги, используют различные платформы, интернет ресурсы, возможности электронного журнала, осуществляют образовательный процесс, продолжая вести занятия дистанционно.

Конечно же, дистанционное обучение не может полностью удовлетворить потребности детей, родителей и педагогов.

По прошествии года, который показал все минусы и плюсы этого вида образования, мы понимаем, что дистанционное обучение требует от всех участников образовательного процесса большой включенности в процесс, высокого уровня самоорганизации.

Большинство детей (особенно младшего школьного возраста) не могут воспринимать онлайн - урок, многим трудно сосредоточить свое внимание на экране монитора и воспринимать педагога в таком формате обучения. Личный контакт с педагогом, с учителем, живое общение с детьми очень важны для большинства обучающихся. И в данном случае это самый сильный минус - электронное обучение не создает условия для общения.

Работа в группах, дискуссии, обмен мнениями, практическая работа — это то, что наиболее эффективно при очном обучении. Также результаты дистанционного обучения сложно оценить адекватно.

Электронное обучение с применением дистанционных технологий изначально было предназначено для тех обучающихся, которые имеют особенности физического развития, не имеют возможности посещать школу, которые имеют статус ОВЗ. Сегодня мы видим, как данный вид обучения входит в нашу жизнь, и поэтому должны сделать его наиболее эффективным и имеющим право конкурировать на рынке образовательных услуг.

Давайте рассмотрим теоретические понятия данного вида обучения, а затем рассмотрим пути реализации его на практике МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются: — электронные информационные ресурсы; — электронные образовательные ресурсы; — совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Электронное обучение может включать в себя самостоятельную работу с электронными материалами, работу с использованием персонального компьютера. Электронное обучение дает возможность:

  • детям получать консультации учителей онлайн;
  • классу и педагогу взаимодействовать дистанционно;
  • учителю вести общую виртуальную деятельность с детьми;
  • повышать информационную культуру участников образовательного процесса;
  • педагогам осваивать инновационные технологии;
  • детям и учителям получить знания, не выходя из дома.

В связи с тем, что электронное обучение приобрело массовый характер, были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Согласно данной модели первым шагом реализации электронного обучения в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе стало утверждение локального акта (положения) об организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий.

Следующим шагом является формирование расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. Это связано с тем, что занятия проводится с использованием компьютера. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5–6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7–11 классов — 35 минут. Не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях при реализации электронного обучения.

Вышеуказанных рекомендации также используются в образовательном процессе организаций дополнительного образования при  проведении онлайн-занятий по дополнительным общеобразовательным программам.

После составления расписания на время пандемии 2020-2021 года администрация МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на страницах официального сайта и в системе «Сетевой город. Образования» проинформировала обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам.

Администрация школа должна обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

Родители должны подтвердить выбор дистанционной формы обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам документально, то есть написать соответствующее заявление.

Реализация программ посредством электронного обучения может потребовать внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.

Учитывая технические возможности, школа организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, например организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп.

Учителям при организации электронного обучения рекомендуется:

  • планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
  • выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

Администрация ОО может взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе.

Электронное обучение, несмотря на всю сложность, является одним из основных способов освоить учебный материал и не отстать от программы в ситуации карантина. Если ребенок что-то не поймёт с первого раза, то он сможет легко изучить материал повторно. Для отправки выполненных заданий ученик может использовать многочисленные способы современных дистанционных коммуникаций. Тестирование, промежуточная и текущая аттестации проходят гораздо проще. Такое обучение уменьшает степень волнения и придаёт спокойствие и уверенность детям.

Используемые статьи и интернет источники:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ 

https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/osobennosti_elektronnogo_obucheniya_s_primeneniem_distancionnyh_tehnologij_v_shkole 

http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/news/2019-2020/2020-04-22-metod-rekom-DOT.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"

Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"...

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...

Статья «Реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187109","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Рожина Е.Ю.Белова Т.Ю. Реализация адаптированных общеобразовательныхпрогр...

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...

Рябова Ю.В. Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье указывается на правовое обеспечение дистанционнх образовательных технология при реализации образовательных программ в РФ....