Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме: "Формирование трудовых компетенций»
статья

 

 

Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме:

"Формирование трудовых компетенций»

«В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Поэтому формирование ключевых компетенций учащихся, в том числе и трудовых, является приоритетной задачей системы современного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_trudovyh_kompetentsiy.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным  образовательным программам»

Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме:

"Формирование трудовых компетенций»

Подготовила  Малахова Н.А.

учитель высшей квалификационной категории

Сергиев Посад 2019

 

«В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Поэтому формирование ключевых компетенций учащихся, в том числе и трудовых, является приоритетной задачей системы современного образования.

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Сегодня необходимо не просто работать, но и взаимодействовать в коллективе, решать возникающие проблемы, выбирать лучшие варианты  и т.д. Даже обычному выпускнику средней школы сложно найти свою социальную нишу. А выпускнику коррекционной школы это сложнее вдвойне. У него нарушена способность самостоятельно выделять критерии, которые позволяют личности комфортно существовать в социальной среде и успешно реализовывать свои потребности и цели. Чтобы адаптироваться в современном обществе, ему необходимо иметь такие качества, как умение учиться, находить решения в трудных ситуациях, готовность к переменам, мобильность и другие. В коррекционной школе в процессе обучения и воспитания формируются необходимые компетенции, ОСОБЕННО ТРУДОВЫЕ, направленные на максимальное развитие и социально-трудовую адаптацию ребёнка  с особыми возможностями здоровья.  Овладение детьми трудовыми навыками обеспечивает успешную ориентацию в будущей профессии, позволяет подготовить учеников к самостоятельной жизнедеятельности».

 А что же такое компетенции вообще и, в частности, трудовые?

Компетенция (от лат.competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо сфере.

Данное определение можно представить в виде формулы

Трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей трудовой (профессиональной) деятельности.

В эту компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, владеть этикой трудовых взаимоотношений и навыками самоорганизации, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.

В каких же учебных предметах данная компетенция является ведущей? Как оказалось, во всех учебных предметах, во внеклассной работе, в профориентационной деятельности коллектива, в процессе производственной практики и т.д.

Формирование трудовой компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта.

Воспитывать и развивать трудовую компетенцию учащихся, как одно из основополагающих условий на успешное профессиональное самоопределение, необходимо с нескольких позиций:          

с позиции учащихся – создание  условий для дальнейшего профессионального определения каждого школьника в соответствии с его индивидуальными задатками, способностями, склонностями, потребностями;

с позиции общества, рынка труда – формирование профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;

с позиции образовательного учреждения – создание условий непрерывного трудового обучения и воспитания, обеспечивающих каждому школьнику возможность для саморазвития, самореализации в дальнейшей жизни.

В развитии трудовой компетенции детей с нарушением интеллекта можно выделить ряд этапов, продолжительность которых варьируется.

1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения.

2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, материального состояния.

3 этап – период подросткового и юношеского возраста – предварительный выбор профессии и гражданско-правовое становление. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются.

4 этап – собственный выбор профессии, своего места в социуме.

Бытует мнение, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.

Это обусловлено тем, что наши дети:

не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

у них не хватает самостоятельности;

низкий уровень знаний об окружающей среде;

специфические потребности в общении;

не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;

им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

несформированность мотивов и интересов к профессиональной деятельности;

завышенная самооценка.

В современном мире ребёнок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому более серьезно и внимательно необходимо относиться к вопросам формирования трудовых компетенций в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. В работе над формированием трудовой компетенции следует помнить, что существуют определённые уровни:

1 уровень.

Обучение и воспитание в 1-4-ом классах представляет собой пропедевтический период как трудовой подготовки (задача педагога в этот период – продуманно организовать психолого-педагогическое изучение школьников, направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей; формировать на уроках ручного труда первичные трудовые умения и навыки ), так и профориентационной работы (формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, начальное знакомство с миром профессий).

Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с ОВЗ в процессе воспитания необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.

Очень большое значение для трудового воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии, беседы о труде, просмотры кинофильмов о труде, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий и пробуждают интерес к труду. 

Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

«Экскурсии на производства являются одним из направлений профориентационной работы. Для того, чтобы немного отдохнуть, проведём сейчас небольшую профориентационную игру».

Проводится игра с педагогами.

«Профориентационных игр очень много.

Вот некоторые из них:

Профессия – требуемые качества (сопоставить профессию и качества личности её присущие).

Угадай профессию по дополнительным признакам (называем инструменты – определяем профессию).

Подарок ( идём в гости к другу и готовим ему подарок, подарок должен содержать намек на профессию друга (далее мы уточним, что это за профессия).

Профессия на букву

Самая – самая…

Собеседование с работодателем. Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации.
Знаешь ли ты свою будущую профессию? Цель - проверка сформированности личного профессионального плана.

 

Участие и  защита  школьных проектов это всегда радость - обучающиеся начинают заранее готовиться. На мероприятие «Осенний марафон» дети оформляли класс, собирали кленовые листы, засушивали и копировали краской. На фестиваль расписывали деревянные доски. В час творчества дети знакомятся с декоративно - прикладным искусством, обучающиеся проявляют и  реализуют свои творческие способности.

В ходе подготовки к конкурсу:  «Весенний показ моды»,  самостоятельно уже ищут информацию в сети "Internet", активно налаживают индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, формируются общекультурные ценности. Обучающиеся стараются получить профессиональную   консультацию у педагога, высказать свое мнение и не боятся просить о помощи, развивается чувство «смогу»,  не всегда все получается, но мы очень стараемся.

Результаты проекта помогают наглядно  определить уровень социально – трудовой компетенции на начальном этапе и позволяют эффективно осуществить дальнейшую коррекционную работу, направленную на то, чтобы выпускник школы с  ограниченными возможностями здоровья был активной, конкурентоспособной и творческой личностью, быстрой и гибкой, ориентированной в решении сложных жизненных проблем.

Значительное место в общественно полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы, уходу за деревьями, кустарниками, цветниками.

Правильное отношение к труду умственно отсталого школьника можно воспитать, лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду. 

 

В выполнении любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.

Чтобы добиться положительного результата при формировании навыков самостоятельности, необходимо:

проводить работу системно и планомерно, начиная от простого к сложному;

применять показ личного примера взрослого;

в процессе деятельности создавать ситуации,требующие включения детей в сотрудничество со взрослым;

создавать ситуацию успеха;

давать детям разнообразные задания, выполняя их сначала совместно, а затем самостоятельно.

Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий».

 

 

 

Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения, объяснять, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Таким образом, формирование трудовых компетенций является

основополагающим условием успешного самоопределения личности».

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции

у детей с   ограниченными возможностями здоровья  через творческий час

 

В ходе школьных проектов, мероприятий   обучающиеся постепенно формируют социально - трудовые компетенции, а  личностная направленность в процессе обучения  представляет  возможность каждому обучающемуся сделать в дальнейшем самоопределение, реально выбрать для себя  из мира профессий свою специальность для трудовой деятельности,  по душе и возможностям.

Хотелось  бы закончить свое выступление притчей

- Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя.

 Мудрец, улыбнувшись, сказал: 
— Завтра вы узнаете об этом. 
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. 
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: 
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. 
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. 
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики. 
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… 
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. 
— Нет, — сказал Хинг Ши, — 
главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........ 

(Мы с вами на верном пути)

- Как эта притча связана с нашей темой? В чём заключаются главные задачи учителя? Пробуждать жажду знаний, организовывать самостоятельную деятельность по достижению образовательной цели, поддерживать, подавать личный пример связывать практику школьной жизни с практикой повседневной жизни. И, главное, не забывать о воспитании человека, формировании духовно-нравственной личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».

Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта....

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, си...

Выступление на заседании МО учителей естественного профиля на тему "Формирование проектно-исследовательской компетенции на уроках физики»

        Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообр...

Протоколы заседаний ГМО учителей технологии и ШМО эстетического цикла

Протокол заседания ГМО учителей технологии. Мастер-класс Котляровой С.В....

Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме: «Дистанционное обучение»

Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме: «Дистанционное обучение»  Онлайн-образование растет — и очень быстро. Конечно, карантин сыграл с...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...

Преподавание учебного предмета «Технология» в современных условиях. (Доклад на заседании РМО учителей технологии 21.12.2021 года

Дистанционное обучение — это не страшно (точнее, страшно, но первое время, пока осваиваешься). И не плохо. Давайте посмотрим, что можно делать дистанционно, не огра...