Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина (с комментариями из практики и опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»)
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Алексеева Ольга Николаевна

Материал предназначен для педагогов. работающих с детскими общественными объединениями  и  активами первичных отделений РДШ. диагостика - неотъемлемый инструмент для педагога. позволяющий  видеть развитие и рост детского объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_a.n.lutoshkina_s_kommentariyami.docx428.07 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Users\User\Desktop\шапка Центра РДШ.jpg

Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина

(с комментариями  из практики и  опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»)

Алексеева О.Н.

методист ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32»,

районный координатор РДШ,

апрель 2021

Лутошкин Анатолий Николаевич (1935-1979):Кандидат психологических наук, доцент.

Научные труды  связаны с вопросами подготовки кадров для детских и молодежных формирований, социально-психологическими проблемами  коллектива,  психологией и педагогикой  работы организаторов детских и юношеских объединений.

Для  осмысления и изучения  эмоциональных явлений в группах и коллективах  и для перевода сложных психологических терминов на язык, доступный пониманию педагогов-практиков и самих подростков А.Н.Лутошкин использовал метод «эмоционально-символической аналогии».

Характер взаимоотношений   в детской организации и школьных классах  Анатолий Николаевич  выразил  формулой «коллектив в организации – организация в коллективе».

Представить его взгляды на детское движение помогают некоторые положения из его книги «Как вести за собой».

 «Нужно уважительно относиться к стремлению подростка  стать взрослым, помогать ему  входить в «наш мир», осваивать его…

…Удовлетворенность своим местом в детской организации приходит только в том случае,  если подросток  чувствует себя там нужным, полезным,  активно участвует  во всех ее делах.

Мысленно подчеркните  в сложном слове «самодеятельность»  «сам». Так вот, если этим «сам» будет все время вожатый или учитель, организация потеряет интерес для ребят…

Все дела  должны вызывать  у ребят интерес, быть эмоционально привлекательными, включать в себя элементы игры, романтики…

Лишь участие наших ребят в разных делах, постоянное их стремление быть  участниками целого комплекса дел создают  некое  нравственное «поле» в коллективе, на котором хорошо  произрастают ребячья  инициатива, творчество, - то, в чем проявляется активность».

Некоторые печатные труды:

«Как вести за собой»: старшеклассникам об основах организаторской работы (издания 1978, 1981, 1986 гг)

«Эмоциональная жизнь детского коллектива» (1978 г)

«Эмоциональные потенциалы коллектива» (1988)

Диагностические методики

Из  книги «Как вести за собой»

«Цветопись»

«Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают  ваши товарищи, как и под влиянием чего формируются и  изменяются их  настроения, можете воспользоваться  приемом цветописи.

Цветопись – это цветовой дневник настроения. Перед вами форма цветодневника:

ФИ

Мое настроение сегодня

К восторженное

О радостное, теплое

Ж светлое, приятное

З спокойное

С неудовлетворительное, грустное

Ф тревожное, напряженное

Ч упадок, уныние

На плотном листе бумаги  - семь цветовых полос. Каждая цветная полоса –условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены  буквенными обозначениями. К-красный, О-оранжевый, Ж-желтый, З-зеленый, С-синий, Ф-фиолетовый, Ч-черный.  Цветовые полосы можно получить  методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько ребят примет участие в этой работе. ..

…Ежедневно, в  одни и те же часы (лучше после  занятий, в конце дня) вы раздаете  цветодневники  каждому из ребят и просите  их самостоятельно, не советуясь ни с кем, проставить в правой стороне дату напротив той цветовой полосы, которая обозначает  их настроение  к этому времени.

Однако, перед  тем как начать работу, надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный  мир каждого, и вторгаться туда бесцеремонными расспросами  не совсем прилично.  А поэтому нужно:

-получить согласие всех добровольно вести в течение  определенного времени цветодневники;

-гарантировать ребятам тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;

-убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Каждый раз, после того как ребята  сделают отметки  в цветодневниках, вы их собираете.

Следующий этап -  обобщение данных. С этой целью составляется таблица, куда ежедненвно  переносятся цветными карандашами или фломастерами данные  из индивидуальных  цветодневников: напротив каждой  фамилии соответственно закрашиваются  квадртики таблицы…

ФИ

Числа месяца

5

6

7

8

А-ва А.

О

З

З

Ж

Б-ов С.

С

Ж

З

Ж

В-ва М.

С

З

О

О

Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постоянно  раскроется  удивительная картина.  Живописный цветовой ковер  даст вам возможность  увидеть настроение, и  в какие дни  преобладает у ребят, в целом  в коллективе: по вертикали: - у всех вместе  и у каждого в отдельности  в течение дня; по горизонтали -  у каждого и у всех  на протяжении  всего времени изучения.

Анализируя цветоматрицу, обратите внимание  на то,  как эмоционально  откликаются ребята на  ту лили  иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу,  можно выяснить,  оставило ли то  или иное событие  в коллективе  значимый след в переживаниях ребят, кто  наиболее близко  воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись  поможет помочь определить, существует ли  единство в переживаниях ребятами значимых  ситуаций. Если нет такого единства, задумайтесь,  что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло  ребят, возможно, что  не на столько сплочен, чтобы проявить единство переживаний…»

Из практики:

«Цветопись» могут проводить  как и сами дети, так и педагоги. Для анализа можно использовать  цифровые значения, присвоив каждому цвету порядковый номер. Тогда «цветоматрицу»  вы получите в виде графика.

«Цветопись» можно использовать и как рефлексию, после проведения различных событий и дел.

Из  книги «Как вести за собой»

( знак * -  замена авторского  слова  на понятие для  сегодняшнего времени)

«Мишени»

«Проявление высшего уровня активности – это когда человек действует не только по поручению , но и по совести, потому что он иначе не может…к такому пониманию позиции   *каждого  следует стремиться  в своей работе с *объединением.

По каким признакам можно судить  о степени сформированности  активной жизненной позиции? Прежде всего,  по делам его.  Конечно, не нужно  после каждого проведенного дела  бежать к тому или иному …и выяснять,  что у него произошло там, «внутри». Тем более что невозможно выработать  так сразу активную позицию,  проведя  какое-то одно мероприятие.  Лишь участие наших ребят в  разных делах, постоянное их  стремление быть  участниками целого комплекса дел  создают такое  нравственное «поле»  в коллективе,  на котором хорошо  произрастают  ребячья инициатива, творчество – то, в чем проявляется активность. Это и нужно уметь увидеть.

Хотите узнать, как  сами ребята  оценивают свою  позицию в  *объединении и какой они  ее  предпочитают видеть? Предложите им  однажды нарисовать  на листах бумаги две такие «мишени».

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\мишени.jpg

Пусть эти круги обозначают работу *объединения. 1-й  круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива, предложения. 2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют.  3-й круг – активность  и пассивность здесь соседствуют рядом; этих ребят трудно бывает  поднять,  на  то лили иное дело, но они его выполняют,  если с них потребуют. 4-й круг – в делах  *объединения  участвуют   редко, и то в качестве зрителей, исполнителей.  5-й круг – предпочитают избегать  общественных  дел, отказываются  участвовать в общей работе.

После того как вы  объясните ребятам  назначение этих кругов, попросите их отметить  в правой «мишени» знаком + , как далеко от центра круга  находится каждый;  во второй – где бы каждому хотелось быть. Листы должны быть подписаны.

Когда соберете  листы,  перенесите с их   полученные ответы на свои «мишени», - эти две  итоговые «мишени» должны быть  крупнее. Разместите  по кругам «мишеней»  номера ребят по списку.  Перед вами  возникнет картина самооценки ребятами  их реальной позиции и  делаемого положения в *объединении. Обычно в *объединении, который живет полнокровной  активной жизнью, большинство отметок будет располагаться  в 1, 2, 3-м кругах. Это для первой «мишени». Вторая «мишень» расскажет нам о степени удовлетворенности  ребят своей позицией в *объединении. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем то, которое они занимают, это должно  стать сигналом для вожатого, для его действий…

…Хорошо, если такой опрос  ребят вы проведете  в начале или  в конце года, а после этого проанализируете,  что изменилось  в *объединении  в результате  ваших усилий.  Разумеется, «мишени» не могут являться единственным  объективным показателем позиции *ребят. Но они  помогут вам  проанализировать  действительное положение дел на практике и в оценке ребят.

Из практики:

Этот метод хорошо дополняет  метод «наблюдений», определяет «вектор» работы с объединением.

Можно  попросит самих детей в микрогруппах  проанализировать полученные данные и сделать выводы. Это  даст возможность   ребятам  в дальнейшем самим скорректировать  свою позицию  в положительную сторону, в сторону самосовершенствования.

Из  книги «Как вести за собой»

( знак * -  замена авторского  слова  на понятие для  сегодняшнего времени)

«От «песчаной россыпи» к «горящему факелу»

(прим: метод широко известный под названием «Какой мы коллектив?»)

«Даже очень хороший организатор не сможет  длительное время  один н6естии  тяжкое бремя  руководителя, если  у него не будет  твердой и надежной опоры  под названием коллектив. Вот почему  сверхзадачей организатора  является  формирование и сплочение коллектива..

Что значит  «формировать»? Это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму. Но, люди не кусок глины, поддающийся  любому  воздействию. Этот человеческий  материал может сопротивляться, неожиданно  принимать  непредусмотренные  мастером-организатором  формы, «уплывать» из его  рук.

Слово «сплотить» означает плотно соединить,  добиться единства. Сплочение людей не механическая  подгонка одного к другому…

…Одно из удивительных свойств  коллектива – его способность к саморазвитию…

…Организатор должен быть дирижером, руководить, управлять процессом  становления коллектива, его формированием.  Он не волен заставить  дружить ребят, но помочь каждому  раскрыться, показать свои  лучшие стороны…-это ему под силу. Организатор может создавать такие условия,  в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание станут  необходимыми для всех ребят.

Формирование и сплочение коллектива  - это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться.  Только сообща  можно штурмовать  пик, именуемый «коллектив».

 «Песчаная россыпь».

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося и удовлетворения всем, кто в ее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе  может быть *командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того,  когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.  Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим  звеном здесь еще являются формальная  дисциплина и требования старших.  Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно себя  проявить , так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дает погаснуть огню, –  организаторы, актив.

Группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил  подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов  группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус –  символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за  помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах.  Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа  и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя  группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.»

Из практики:

Ребята  оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своей группой, узнать, как оценивают ребята его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех , кто недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Ребята обсуждают,  разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше групповое сообщество и почему, что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении ими перспектив его развития.

Климат в коллективе (по А.Н.Лутошкину)

Используя схему, следует  прочесть сначала предложенные слова , затем  справа и после этого  знаком «+» следует отметить в средней части листа ту оценку, которая  наиболее соответствует  истине.

Оценки означают:

+3 свойство, проявляется в коллективе всегда

+2 свойство проявляется в большинстве случаев

+1 свойство проявляется достаточно часто

0 ни это, ни противоположное свойство (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в  одинаковой степени

- 1 достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа)

-2 свойство проявляется в большинстве случаев

-3 свойство проявляется всегда

Положительные особенности

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое  и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленный, пессимистический тон

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между  группировками внутри коллектива существует  взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более  тесному общению, выражают  отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют  равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются  с добрыми побуждениями

Критические замечания  носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпимым к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит  эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»

В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находит оклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь  им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если  нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять  на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует  справедливое отношение  ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется  на «привилегированных» и «пренебрегаемых», эдесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство  гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам  и поощрениям  коллектива здесь относятся равнодушно.

Для представления общей характеристики психологического климата коллектива, надо сложить  все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат  может служить  условной характеристикой психологического климата  большей или меньшей благоприятности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ для родителей воспитанников старшей группы № 2 и специалистов Колпинского района Санкт-Петербурга

Роль игры для речевого и умственного развития ребенка Программа выступлений специалистов: 1. Визитная карточка ГБДОУ № 34. Заведующий Германова Маргарита Александровна....

Круглый стол «РАЗВИТИЕ АПК И МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ ЗАДОНСКОГО РАЙОНА»

Задачи занятия образовательные: углубление знаний и  расширение кругозора  студентов в области экономики на примере Задонского района;развивающие: развитие познавательного интереса, развитие...

Самая злая кража - кража доверия ребёнка.Анатолий Николаевич Лутошкин - ученый, педагог.

laquo;Практические рекомендации по социальному проектированию».1.                  Зачем это нужно учащимся....

Круглый стол для педагогических работников образовательных учреждений по теме: «Опыт работы образовательных организаций Ярцевского района в формировании экологической культуры обучающихся».

Сегодня мы говорим об экологической  культуре   как показателе  практического отношения человека к природе.Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с нео...

Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс

Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...

Система организаторских отношений как нормы жизни районного объединения ДЮОД "Круглый Стол ДМОО Центрального района"

Создание условий и системы развития организаторских отношейний  в детском объелдинении - один из актуальных вопросов  по организации дизнедеятельности в коллективе. Внутреннее самоуправление...