Психолого – педагогические аспекты оценивания на уроке
консультация

Смирнова Анна Владимировна

Психолого – педагогические аспекты оценивания на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические аспекты оценивания на уроке

Выдержки из Положения о системе контроля и оценки знаний учащихся.

1. Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. Оценки и отметки – та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Тем более что школьная отметка – результат не только работы ученика. В ней соединяются характер и стиль работы учителя, его отношение к ученику, настроение педагога.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ (позволяют отследить уровень знаний всех учащихся), среди которых:

- стартовый контроль (в начале учебного года или перед изучением нового крупного раздела). Цель: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него ЗУН, необходимый для продолжения обучения.

- тестовая диагностическая работа (на входе и выходе). Цель: проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках учебной задачи.

- самостоятельная работа (проводится на этапе овладения понятием (алгоритмом) и имеет небольшой объем). Результат фиксируется в классном журнале, но не учитывается при выставлении отметки за четверть.

- тематическая проверочная (контрольная) работа (проводится по ранее изученной теме). Результат заносится в классный журнал и учитывается при выставлении отметки за четверть.

- итоговый контроль (апрель – май). Цель: комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Результат фиксируется в классном журнале и учитывается при выставлении отметки за четверть.

- промежуточная аттестация (ежегодно во второй половине мая). Цель: установить соответствие полученных результатов обучения образовательным целям. Результат учитывается при выставлении годовой отметки. От промежуточной аттестации по решению пед. совета могут быть освобождены учащиеся, имеющие особые успехи в изучении отдельных предметов, победители предметных олимпиад и научно-практических конференций школьного, районного и областного уровней.

Текущие отметки выставляются на основании критериев оценок, представленных в программе по каждому предмету.

Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку, в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

2.  Промежуточная аттестация

В ходе анкетирования педагогов было выявлено затруднение: «скачкообразная» работа некоторых учащихся приводит к затруднению при выставлении итоговой отметки.

- Четвертная (полугодовая) отметка по предмету выставляется с учетом не менее трех отметок, полученных учащимся за устные и посменные ответы (лабораторные, практические, контрольные работы) в течение четверти. При выставлении отметок учитель руководствуется следующим:

  • Отметка «5» выставляется при наличии большего количества отличных отметок, при отсутствии неудовлетворительных отметок (но неудовлетворительная отметка не учитывается, если учащийся в течение четверти (полугодия) показал более высокие знания по этому же материалу и получил удовлетворительную отметку).
  • Отметка «4» выставляется при наличии большего количества отметок «4», при отсутствии неудовлетворительных отметок (но неудовлетворительная отметка не учитывается, если учащийся в течение четверти (полугодия) показал более высокие знания по этому же материалу и получил удовлетворительную отметку).
  • Отметка «3» выставляется при наличии большего количества удовлетворительных отметок.
  • Отметка «2» выставляется, если учащийся не усвоил изученный материал и имеет в основном отметки «2».
  • Учащимся, которые находились на лечении в лечебном учреждении, где проводились учебные занятия, учитывают отметки, полученные в лечебном заведении.
  •  Учащиеся, пропустившие 2/3 занятий в течение четверти (полугодия), не аттестуются.

Каждому ученику предоставляется возможность в течение учебной четверти (полугодия) повторно ответить (сдать зачет) по любой изученной теме. В случае, если учащийся показал при ответе сформированность ЗУН по этой теме (разделу, курсу0, ему выставляется в журнал рядом с ранее полученной отметкой новая, которая и учитывается при выставлении отметки за четверть.

  • При выставлении отметки за четверть (полугодие) в случае наличия у ученика всего спектра отметок, целесообразно сосчитать их среднее арифметическое и выставить за четверть (полугодие) отметку, предварительно округлив ее до целого числа по «правилу округления».
  • При выставлении отметок за четверть в случае их равного количества или среднее арифметическое всех отметок есть число в пределах от 2,5 до 2,6, то следует учитывать отметки за проверочные (контрольные) работы (например, поровну «3» и «4», но за к/р) в основном «3», то за четверть выставляется «3» и наоборот).
  • Пря выставлении годовых отметок решающее значение имеют итоговые отметки за II полугодие (например, 4, 4, 3, 3, - год «3», 4, 5, 5, 4 – год «5»).
  • При возникновении спорных ситуаций (например, 4, 3, 3, 4 или 5, 5, 4, 4 решающее значение имеют отметки за к/р. И если за к/р больше троек, то год «3», пятерок – год «5»).

3. Педагогические аспекты оценивания.

Среди педагогов нашей школы было проведено анкетирование, в ходе которого учителя высказывали свое отношение к оцениванию учащихся.

1.   Школьнику нужно объяснять, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами.

1. нужно - 11

2. не обязательно

3. не нужно

2. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем оценки за всю сделанную работу.

1.        согласен - 9

2.        не согласен - 1

3.        не знаю - 1

3. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость.

1. согласен - 2

2. не согласен - 7

3. не знаю - 2

4.Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли.

1. как правило - 10

2. редко - 1

3. в этом нет необходимости.

5. Оценка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом.

1. согласен - 8

2. не согласен - 3

3. не знаю

6. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа.

1. да, это справедливо - 5

2. нет, это не верно.

3. это спорный вопрос. - 6

7. Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей.

1. регулярно. - 3

2. изредка - 8

3. нет, на это никогда не остается времени.

8. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания.

1. да, это достижение результата – объективный критерий оценки. - 6

2. нет, важно учесть и нестандартные способы решения - 4

3. не знаю - 1

9. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга.

1. Да, не следует увлекаться чем –то одним – похвалами или замечаниями. - 7

2. нет, положительных оценок должно быть больше - 3

3. нет, полезнее преобладание отрицательных оценок.

4. не знаю - 1

10. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь.

1. обязательно - 10

2. не обязательно – 1 (можно и помочь)

3. помогать во время опроса не нужно.

11. Активность школьников на уроке еще не показатель продуктивности их работы.

1. нет, это взаимосвязанные моменты - 3

2. да, поэтому саму по себе активность не стоит высоко оценивать

3. да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают. - 8

12. Оценивая работу ученика, нужно учитывать, не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенный в эту работу.

1. это нужно делать только в начальных классах

2. такой учет необходим во всех классах - 10

3. не знаю, нужно ли это делать вообще. - 1

13. В условиях современной школы щадящие оценки исключены.

1. да, это проявление процентомании - 1

2. нет, это гуманно по отношению к детям - 2

3.трудно сказать - 7

4. не знаю - 1

14. Если из-за оценки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументировано.

1. согласен - 9

2. не согласен

3. не знаю - 2

15. Полезно противопоставлять (для себя) учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению

1. не согласен - 2

2. согласен - 6

3. не знаю - 3

16. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе

1. да - 8

2. нет

3. не всегда - 3

17. Выставляя оценку, следует объяснить ученику, за что она поставлена.

1. да всегда - 10

2. да, иногда - 1

3. нет, это ученик должен понимать сам.

18. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках.

1. изредка - 2

2. всегда - 7

3. практически это недостижимо. – 2

В ходе анкетирования педагогов было выявлено затруднение: 

- трудно оценить ученика, когда его знания и старания не совпадают (необходима кропотливая работа самого учителя: увидеть пробелы в знаниях ученика, выполнить ряд заданий на устранение этих пробелов, использовать старательность и желание ученика работать для того, чтобы добиться качественного результата, который и отразит качество нашей работы),  

- прогулы и опоздания ученика, который при этом хорошо справляется с предметом (опоздание – это показатель дисциплинированности ученика, но на отметку он никак не влияет, а вот прогулы необходимо отрабатывать, но уже во внеурочное время, тогда и желания прогуливать у ученика больше не возникнет).

4. Остановимся на ошибках, которые допускают учителя при оценивании учащихся:

  • в ходе традиционного опроса чаще всего проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся (хорошо успевающих учащихся опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих, даже если слабоуспевающий вызывается ответить сам, что может отбить у слабоуспевающего ученика все желание отвечать).
  • в момент опроса создается нервно-напряженная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске. Некоторые учащиеся закомплексованы, им проще ответить на тот же вопрос письменно и получить более высокую оценку.
  • неправильность суждений некоторых учителей о том, что если учащиеся не овладевают знаниями на должном уровне, то это только вина самих учащихся, следствие отсутствия у них интереса и прилежания к учебному труду. (На самом деле если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются много учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и детьми).
  • субъективное отношение к некоторым учащимся (одна и та же одинаково выполненная работа может быть оценена учителем с разницей в 1-2 балла).
  • не берутся во внимание мотивы учения школьников.
  • оценивание знаний осуществляется по конечному результату, не учитываются сама проделанная работа старания, усердие ученика, которые и привели к результату.
  • порой остается без внимания не выполненное д/з.
  • не отрабатываются пропуски учебных занятий, и как следствие «пробелы» в знаниях, что приводит к низкому качеству знаний по предмету.
  • в контрольно-измерительных материалах, предлагаемых в качестве контрольной работы, содержатся задания на проверку знаний, которыми на данный момент учащиеся не обладают.
  • при повторном ответе или при ответе не в срок учащимся ставится та же оценка, что и при первичном опросе.
  • при выборе отметки не все учителя учитывают реальный уровень развития учащихся и не предвидят последствия.
  • не все учителя четко проговаривают критерии оценивания устного ответа или письменной работы учащихся.


5. Психологические аспекты оценивания.

Многочисленные исследования, проведенные по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Во избежание неблагоприятного воздействия оценки учителя на ученика педагогами и психологами была разработана система требований, которым отвечает педагогическая оценка. Оценка должна быть:

1.        Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребенке.

2.        Адекватной, то есть соответствующей реальным показателям конечного результата – количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям.

3.        Мотивированной – содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.

4.        Критической, то есть содержать указания на определенные недостатки в работе.

5.        Стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало

6.        Дифференцированной, то есть расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки.

7.        Заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности.

8.        Выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника, как в значимости оценки, так и полученных результатов.

9.        Понятной – четко и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей.

10.        Уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на собственные ошибки.

Удовлетворить на практике всем требованиям не так легко. Ведь один и тот же результат разными учениками в зависимости от их способностей, уровня развития, начальной подготовки достигается разной ценой. Оценка должна создавать условия для успешной учебной деятельности, формирования положительных устремлений ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого – педагогические аспекты оценивания на уроке

Слайд 2

Стартовый контроль Тестовая диагностическая работа Самостоятельная работа Тематическая проверочная (контрольная) работа Итоговый контроль Промежуточная аттестация Отслеживание уровня усвоения знаний и умений происходит через:

Слайд 3

Текущие отметки выставляются на основании критериев оценок (в программе по каждому предмету) Конечная цель системы контроля и оценки - перевод внешней оценки во внутреннюю самооценку, достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования Система контроля и оценки знаний учащихся:

Слайд 4

Промежуточная аттестация

Слайд 5

Выставить итоговую отметку на основании среднего арифметического учетом отметок за тематические проверочные (контрольные) работы Решающие – итоговые отметки за II полугодие ( 4, 4, 3, 3, - год «3», 4, 5, 5, 4 – год «5 ») Решающие – отметки за к / р (4, 3, 4, 3 и за к / р больше троек – год «3») Промежуточная аттестация (спорные ситуации):

Слайд 6

1. Школьнику нужно объяснять, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами. Результаты анкетирования: 4 . Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли.

Слайд 7

Результаты анкетирования: 12. Оценивая работу ученика, нужно учитывать, не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенный в эту работу 10. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь

Слайд 8

14. Если из-за оценки возник конфликт , авторитет учителя предполагает сохранение выставленной оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументировано Результаты анкетирования: 17. Выставляя оценку, следует объяснить ученику, за что она поставлена

Слайд 9

3. Достигается нужный воспита - тельный эффект, если сравнивать учеников , имеющих разную успеваемость Результаты анкетирования: 2. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем оценки за всю сделанную работу

Слайд 10

6. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа Результаты анкетирования: 5. Оценка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом

Слайд 11

8. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания Результаты анкетирования: 7. Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей

Слайд 12

11. Активность школьников на уроке еще не показатель продуктивности их работы Результаты анкетирования: 9. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга 18. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках

Слайд 13

16. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе Результаты анкетирования: 13. В условиях современной школы щадящие оценки исключены

Слайд 14

Ошибки при оценивании учащихся:

Слайд 15

оценка объективная адекватная мотивированная критическая стимулирующая дифференцированная заинтересованная выразительная Понятная уважительная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Психолого-педагогические аспекты подготовки к ГИА.

Психолого-педагогические  аспекты  подготовки  к  ГИА....

Психолого-педагогические аспекты работы со студентами-первокурсниками в системе СПО

Творческая работа, написана на основании  опыта работы классным  руководителем в группах первого курса колледжа....

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вопросам обучения лексике методистами уделяется довольно большое внимание. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений.Методика обучения...