МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЕЛАХ КЛАССНОГО И ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА»
учебно-методический материал

Зуева Елена Николаевна
При проведении одного из классных часов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагаются три текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

«МЫ - КОЛЛЕКТИВ? МЫ - КОЛЛЕКТИВ... МЫ - КОЛЛЕКТИВ!»

Цель: определить стадии развития коллектива класса.

Ход проведения. При проведении одного из классных часов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагаются три текста.

Все начинается с интереса

(первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам - мальчикам и девочкам. В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к коллективному дню рождения, на котором предстоит защищать свое время года - когда кто родился.

«Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - так будут называться группы, где придется творчески действовать вместе мальчикам и девочкам, — ведь они родились в одно время года.

Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, а каждый учащийся. Когда что-то готовится, создаются специальные группы - советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: м коллектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь класса теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа - это стремительный рывок на пути ко второму этапу.

Все дела творчески - иначе зачем?

(второй этап)

У класса достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом.

В коллективе - самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало - «для кого старался: для других или для себя?», насколько осознанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны страдать!», насколько развито умение совершать хорошие поступки - «хотеть хорошего - это еще мало». В составе классного самоуправления побывали почти все ребята.

У учеников класса есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее. В творческих группах или объединениях разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные: дежурство по школе, работа на овощебазе.

Придумывать дела - самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем.

В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам - «поэты», «психологи», «ученые», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески — иначе зачем?»

В классе сложилось коллективное мнение - общие оценки по самым разным вопросам. Например, «мальчик должны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки неприлично!»

У класса есть даже свои законы (правила, принципы) - в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.

Ребята очень ценят коллектив своего класса. Они говорят; «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то необыкновенное», «думать, спорить, убеждать потом создавать - главное в нашей жизни»,

Конечно, в классе порой спорят по очень серьезным вопросам - бывает, что за делами не умеют заметить настроение каждого. Подчас ребята главное видят в том, что «мало»

или «много» сделали, «хватило» или «не хватило» творчества. А кому из товарищей стало радостней от их дел этот вопрос задают себе еще не все.

«Примерили» ориентиры к своему классу? Соответствуете? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден еще один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап еще впереди.

Жить для радости людей

(третий этап)

Для большинства учащихся класса главная цель - улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый.

У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям и стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей - значит для них «гореть, а не тлеть!»

В классе, по-настоящему дружном, учащиеся искренне, заботливо относятся друг к другу, стремятся жить «ради улыбки товарища».

Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям. В классном коллективе богатая духовная жизнь - определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, музыка и живопись, собственные размышления и общение со сверстниками и взрослыми.

Ребята умеют работать над собой — воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.

Класс и каждый ученик занимаются нравственным самовоспитанием. На этом этапе работы непочатый край. Встречаются большие трудности, испытания, но тем радостнее победы.

Ваш класс именно такой? Значит, вы одолели новый этап развития коллектива. Можно двигаться дальше.

Обработка полученных результатов. Общее мнение учащихся класса о том, на каком этапе развития находится классный коллектив, является групповой самооценкой уровня

развития классного сообщества. При поиске сходства и различий жизнедеятельности в данном классе с предложенными для обсуждения этапами развития коллектива можно

выявить сильные и слабые стороны ученической общности, определить основные направления формирования классного коллектива.

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЕЛАХ КЛАССНОГО И ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА»

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом: «Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже? Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса бук! которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения.

Ответы могут быть такими: 

н - никто;

м - меньшинство;

п - половина;

б - большинство;

в - все.

Сколько человек придет на классное собрание

1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и бес покоит одноклассников?

  3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

6. Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

1. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

2. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

3. Чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

4. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

5. Потому что работа будет интересной?

 6. Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха 

1. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

2. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

3. Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

4. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

5. Ради интересной жизни в лагере?

6. Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход 

1. Если его цель — сбор краеведческого материала для музея?

2. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

3. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

 4. Если поход - часть турслета, который организует ваш коллектив? 5. Просто потому, что интересно?

6. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

1. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

2. Чтобы и после уроков побыть вместе?

3. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

4. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

5. Потому что программа вечера очень интересна?

6. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н — никто;

м — меньшинство;

 п — половина;

б — большинство;

 в — все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика выявления математической одаренности учащихся 5-х классов в рамках ранней профилизации

В прошлом году на базе четвертых классов  был создан профильный математический класс. Для диагностики данных, подходящих для профильного обучения использовалось множество методик. Интеллект, мате...

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Выявление коммуникативных склонностей учащихся....

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой

Данная методика предназначена для выявления уровня коммуникативных компетенций учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юноше...

«Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчаровой)»

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся...

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога"...

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Данная методика предназначена для выявления уровня коммуникативных компетенций учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Интерпретация результатов проводится в соответстви...