Работа по развитию речевого дыхания
методическая разработка

Хасанова Диля Маликовна

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Как развивать речевое дыхание? Об этом вы узнаете в статье ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_ag.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей 1классников «Артикуляционная гимнастика – это просто!»

Дыхание

Работа по развитию речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное). Существует два типа дыхания: речевое и неречевое. При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание, в отличие от неречевого (автоматического, физиологического) является произвольным. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. ∙ При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При выполнении дыхательных упражнений кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка, также они положительно влияют на работу органов пищеварения. Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивают несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, наличия аденоидов, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания является следующее: - вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения; - путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы на одном выдохе.

Уважаемые родители! Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений: - дутьё через соломинку в стакан с водой; - надувание воздушных шаров; - дутьё на разноцветные вертушки; - игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке; - пускание мыльных пузырей; - дутьё на одуванчики весной. При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот. А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха! Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать: ∙ вдох и выдох через нос; ∙ вдох и выдох через рот; ∙ вдох через нос, выдох через рот; ∙ вдох через рот, выдох через нос. Такую игру мы называем «Осенний туман». А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на выдохе и не поднимал слишком высоко плечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...

Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"

Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Мастер - класс с родителями «Работа над развитием речевого дыхания»

Цель: данного мероприятия: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи:Информировать родителей о видах дыхания, о значении речевого дыхания;Познакомить с...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...