Креативное мышление у обучающихся
учебно-методический материал (9 класс)

Никитина Марина Валерьевна

функциональная грамотность (текст к презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya_u_obuchayushchihsya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления у обучающихся

Слайд 1 Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового продукта.

Слайд 2 Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности, – трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности, – это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление

Один из способов развития творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера: это проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность их то, что они допускают множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от обучающихся большой самостоятельности мышления.

Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Каким образом можно развивать критическое мышление на уроках обществознания?

Слайд 3. Иллюстрации в учебнике – возможность выдвинуть свои идеи: учащимся необходимо придумать и описать (или изобразить) вымышленную ситуацию. (посмотрев на картинку они должны придумать тему конфликта, показанную на фотографии, Возможные причины конфликта, диалоги, модели поведения, способы решения.)

Слайд 4. Представлен рисунок, который иллюстрирует содержание параграфа (например, тема: «инфляция»). Нужно придумать свой рисунок, свое видение понятия.

Слайд 5. Какими знаниями и профессиональными умениями должны обладать люди разных профессий, изображенных на иллюстрациях. Дополнить перечень интеллектуальных и рабочих профессий будущего.

Или Составить рассказ по таблице (вторая картинка справа). Какая точка зрения на происхождение политики кажется наиболее убедительной

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РУБРИКИ задания на изображение смыслов (понятий, терминов,идей текста) : составить портрет многонациональной России, социальный плакат, пропагандирующий ЗОЖ, написать эссе, сочинение и т.п

Слайд 6-8 Синквейн- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США. Считается , что этот методический приём способен стимулировать умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, способности анализировать, делать выводы, коротко формулируя их.

Классический традиционный синквейн составляется подобным образом: 1 строка  - это тема, существительное или местоимение 2строка- два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее (признаки, свойства)

3 строка: три глагола или деепричастий, раскрывающие действия

4 строка: мнение автора об описываемой теме

5строка: суть темы, состоящий из одного слова – синоним к первой строке, обобщающее слово (как правило существительное)

Последний слайд: Для погружения обучающихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.

В течение урока для отработки какого-либо понятия обучающимся предлагается прием «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?

Обучающиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают . Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.

Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

На уроках обучающимся как можно больше надо предлагать разнообразные творческие задания. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, письмо к…, составление синквейна и так далее.

Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут обучающимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

Формирования креативного мышления у обучающихся

Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства.Привычка разм...

Задания по формированию креативного мышления обучающихся

Задания для формирования  креативного мышления обучающихся...

Семинар "Развитие креативного мышления у обучающихся"

Семинар "Развитие креативного мышления у обучающихся"...

Развитие креативного мышления обучающихся на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает стратегии развития креативного мышления обучающихся на уроках английского языка....

Рабочая программа факультативного курса "Креативное мышление" для обучающихся 6-8 классов

Представленный материал относится к Модулю "Развитие функциональной грамотности обучающихся"...

Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.

Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, который понимается как способность человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового ...