Применение технологии педагогических мастерских при построении урока в соответствии ФГОС
учебно-методический материал

Штро Любовь Ивановна

Данная технология,  на мой взгляд, позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе, а значит, происходит формирование УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shtro_l.i.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии педагогических мастерских

 при построении урока в соответствии ФГОС

Штро Любовь Ивановна,

 учитель биологии и химии,

 филиала МБОУ ВСОШ №1  -  Учхозская СОШ

Высокогорского муниципального района  РТ

         Технология «Педагогическая мастерская» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Данная технология,  на мой взгляд, позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе, а значит, происходит формирование УУД. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание. Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять.  Главное  отличие  мастерской   от   урока, лекции, семинаров  в том, что  даже  самая  лучшая  традиционная  форма  несёт  в  себе  принцип: “Делай, как я  или   делай  лучше  меня”.  Закон  мастерской: “Делай по-своему, исходя  из   своих  способностей, интересов  и  личного  опыта”. Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребенка, способствует активному восприятию обучающимися  учебного материала,  повышает интерес к процессу обучения,  а также   позволяет формировать УУД в процессе урока. На мой взгляд,   алгоритм проектирования педагогических мастерских  очень близок со структурой урока по ФГОС. 

           Алгоритм проектирования педагогических мастерских  в сравнении со структурой урока по ФГОС - урока усвоения новых знаний

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – все то, что побуждает ребенка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. На этой фазе учащиеся формулируют, ставят проблему.  ( по ФГОС  этап урока  -Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. ) 

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создается информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы ее решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идет работа по выполнению заданий, которые дает учитель.(По ФГОС -Актуализация знаний)

 Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Дается одно задание на весь класс, идет работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. (По ФГОС- Первичное усвоение новых знаний)

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. (По ФГОС -Первичная проверка понимания)

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). (По ФГОС -Первичное закрепление)

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществленной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.(  рефлексия  подведение итогов занятия- по ФГОС)

Почему мастерские оказались нужны современному учителю?

1. Интерес к занятиям возникает у всех, кто становится участником мастерской.

2. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей

3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.

4. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и совместное творчество.

 Заключение. Мы вынуждены искать новое, чтобы идти в ногу со временем. Но при этом не забывать о закономерностях возраста, о личном благополучии детей, их умении пользоваться полученными знаниями. Главной  целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Применение описанной технологии придаёт урокам особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к предмету, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждается в процессе урока. Чтобы понять эту технологию, нужно в ней поучаствовать, поприсутствовать на уроке другого педагога, составить и провести свою пед.мастерскую. Нельзя пед.мастерскими заменить уроки, ими нужно их разнообразить, помня о том, что «доводы до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б.Паскаль, фран. философ 17 века)

 Список   литературы:

  1. Макаренко О.В. «Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся», Саратов 2012г.
  2. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская. "Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
  3. Павлова, И.Р. Педагогическое ателье.- Казань: Вестфалика, 2008г.– 38 с.
  4.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.2. Структура уроков в рамках деятельностного подхода 3. Методы обучения4. Информационно – комму...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»

Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"

По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...