Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями
материал для подготовки к егэ (гиа)

Шелестюк Елена Владимировна

выступление на заседании ШМО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_iom.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

 как средство развития детей с разными учебными возможностями

Шелестюк Е.В., учитель русского языка МБОУ СШ №21

 

На сегодняшний день единый государственный экзамен (ЕГЭ или ОГЭ в 9-х классах) стал единственной формой государственной аттестации выпускников российских школ, инструментом управления качеством образования. С помощью ЕГЭ и ОГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. 

Новая форма сдачи экзамена, внедрение новых образовательных стандартов потребовали использование новых авторских разработок и методик.

В связи с этим я считаю, что актуальной  на сегодняшний день является разработка Индивидуального  образовательного  маршрута  как средства   развития детей с низкими учебными возможностями. Осознание актуальности данного нововведения позволит учителям сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей.

Участвую в этой форме сдачи экзамена с 2008 года, поэтому существует своя система подготовки к аттестации учащихся по предмету, которая даёт неплохие результаты:  В 2008 году результаты ГИА выше регионального: русский язык – средний балл 3,9; литература – 4,3. В 2014 году обучающиеся 9-х классов при 100% успеваемости на экзамене по русскому языку в новой форме показали качество 70%. В 2015-2016 учебном году качество знаний учащихся составило по русскому языку 65%, по литературе – 79%, а по результатам ГИА 2016 года по русскому языку при 100% успеваемости и 88% качества средний балл составил 4,3 балла. По результатам ГИА в новой форме по литературе при 100% успеваемости средний балл – 4, качество 67%. Это позволяет сделать вывод о стабильности качества знаний по русскому языку.

С целью эффективной подготовки выпускников к ГИА в работе с учащимися возникла необходимость разработки системы  для отслеживания уровня сформированности  знаний, умений и навыков. И опыт показал, что внедрение ИОМ помогает ликвидировать пробелы в знаниях, осуществляет психолого – педагогическую поддержку ребенка, тем самым повышает уровень учебной мотивации.

Методика моей работы заключается в следующем:

1)подготовка к ГИА учащихся начинается с пятого класса. Для этого активно начинаю внедрять  после изучения разделов  уроки – зачеты, состоящие из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части дети отвечают на вопросы, оценивающие  базовый уровень ( образовательный стандарт) по данной теме. На практической части урока предлагаются тестовые задания. Учитель работает на уроке с каждым  учеником индивидуально, выявляет пробелы в знаниях, фиксирует в своей тетради. Остальные работают самостоятельно. Учащиеся, которые не справились с зачетом или имеют желание получить иную оценку, затем работают с одноклассниками, которые лучше всех усвоили темы раздела. Только после сдачи зачета проводится контрольная работа по изученному разделу, и это уже не тест, а диктант с грамматическими заданиями.

Диктанты анализирую, выписываю каждую ошибку ученика, и такие записи ведутся в течение всех шести лет, пока ученик учится в школе. Поэтому можно проследить, с какими знаниями пришел ученик в 5 класс и чего он достиг к окончанию 11 класса.

2)Также с 5 по 11 классы работаем с пособиями «Тесты для промежуточной аттестации» Н. А. Сениной издательства «Легион», «ЕГЭ без проблем» Н.В.Смирновой издательства ИРО Екатеринбурга.  Ученики под руководством учителя заводят специальные тетради «Подготовка к ЕГЭ», которые ведутся с 5 класса. Дети выполняют предложенный вариант дома, а в начале урока учитель называет верные ответы, дети ставят «+» или «-».  Коллективно  объясняют свое решение при выполнении тестового задания, ошибки разбираются. Такая работа проводится во всех классах систематически.

3)В течение учебного года провожу несколько «пробных экзаменов», чтобы ученики тренировались в выполнении видов заданий, видели свои сильные и слабые стороны изучаемых тем. После каждого тренировочного мероприятия провожу полный анализ работы с разбором заданий.

4)С целью эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ в 11 классе,  к ОГЭ  в 9 классе практикую ведение индивидуального маршрута.

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развития человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Считается, что обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различие в темпе и степени усвоения материала. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в котором происходит формирование личности. По своей сущности индивидуальное обучение есть ни что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса заданий, однако, если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учётом учебных возможностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Работа с индивидуальными образовательными  маршрутами:

  1. В содержательную структуру индивидуального образовательного маршрута положены «Перечень проверяемых элементов содержания по кодификатору», которые обязательно предлагаются в спецификации экзаменационной работы.
  2. Механизм мониторинга прост:  ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут.
  3. Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (обще учебные умения и навыки) ему необходимы.
  4. Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания.
  5. В результате ликвидации пробелов в знаниях ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

С самого начала учебного года даю нужную информацию о ОГЭ или ЕГЭ учащимся и родителям, чтобы создать положительный психологический настрой и снизить тревожность детей.

В заключение еще раз отмечу, что для достижения цели –сдачи ЕГЭ на высоком уровне -необходимо сотрудничество учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Большой упор необходимо направить на  включенность детей в сам процесс познания, помочь детям осознать практическую ценность теоретических сведений, научить учеников учиться, а не только «натаскивать» на тестирование. И обновление системы образования, то есть новые федеральные стандарты, учат детей самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Критически мыслящий ученик с багажом глубоких, прочных знаний и хорошо сформированных умений справится с любыми экзаменационными испытаниями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуальный план подготовки  учащихся  к основному государственному экзамену по русскому языку в 2015-2016 году.

Учитель МБОУ «СШ №21»  города Нижневартовска Шелестюк Е.В.

Цель: обеспечить  качественную подготовку  обучающихся 9Б,9В классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена.

Задачи: организовать эффективную работу по подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку всех категорий обучающихся

  • слабоуспевающих обучающихся (с низким уровнем обучаемости по русскому языку),
  • обучающихся, имеющих средний уровень обучаемости по предмету,  
  • обучающихся, имеющих пробелы в знаниях по причине пропуска уроков, часто болеющих учеников (низкий уровень обученности).

Мероприятия

Сроки/формы организации

Примечание (категория)

Информационная работа

1

Знакомство с возможными формами прохождения ГИА по русскому языку  (ОГЭ, ГВЭ)

Сентябрь/ на уроке

Все обучающиеся

 9 Б, 9В кл

2

Знакомство с демоверсией ГИА по русскому языку

Октябрь/на уроке

Все обучающиеся

 9 Б, 9В кл

3

Обучение заполнению бланков ответов

Ноябрь/на уроке

Все обучающиеся

 9 Б, 9В кл

4

Знакомство обучающихся с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ГИА

Ноябрь/на уроке

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл

5

Оформление стенда в кабинете №401 с размещением материалов по вопросам ГИА по русскому языку : бланки ответов, демонстрационный вариант, опорные задания, инструкцией для учащихся, другое

Обновление в течении

Сентябрь - Май

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл

6

Оформление сводных ведомостей по результатам проведенных срезов

Сентябрь - Май

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл

7

Информирование о результатах репетиционных экзаменов на уровне школы

Декабрь, апрель

(по плану работы)

Все обучающиеся

  9 Б, 9В кл

8

Знакомство обучающихся с приказом

 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного  государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году»,

Февраль/ через стенд, на уроке

Все обучающиеся

 9 Б, 9В кл

9

Информирование по вопросу изменений в Порядок проведения ГИА

Сентябрь – Май/на уроке, через стенд

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл

10

Информирование родителей о результатах подготовки обучающихся к ГИА  по русскому языку

В течение года на родительских собраниях

Родители всех обучающихся

Мероприятия по обеспечению  качественной подготовки обучающихся к ОГЭ

1.

Диагностическая работа по выявлению пробелов в знаниях обучающихся, планирование коррекционной работы, распределение обучающихся по группам

Сентябрь/на уроке

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл  

2.

Организация работы коррекционных групп

Октябрь/составление графика консультаций, дополнительных занятий

По группам

3

Репетиционный экзамен по русскому языку   (на уровне школы, города с соблюдением процедуры проведения ОГЭ)

Декабрь

апрель

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл  

4

Многократное проведение  пробы сил по русскому языку, ведение мониторинга результатов обученности ( тематические срезы на уровне учителя)

Январь-май

Все обучающиеся

9 Б, 9В кл

5

Отработка технологии проведения  экзамена  по русскому языку в  форме ОГЭ (на уровне учителя)

Декабрь-Май

Все обучающиеся

  9 Б, 9В кл

6

Анализ результатов

В течение года

Все обучающиеся

  9 Б, 9В кл

7.

Повышение эффективности уроков   русского языка через внедрение новых технологий

В течение года

Все обучающиеся

  9 Б, 9Б кл

8

Организация самостоятельной работы обучающихся

В течение года

Все обучающиеся

 9 Б, 9В кл

9.

Курсы по выбору

В течение года

Все обучающиеся 9Б, 9В классов

Коррекционная работа по ликвидации пробелов

1.

Составление ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для различных категорий обучающихся

Октябрь

-со слабоуспевающими м обучающимися

-с высоким уровнем обучаемости

-имеющих пробелы по причине пропуска уроков

2.

Проведение дополнительных занятий, консультаций

С 27.10.15 по 25.05.16 (график консультаций)

Осенние каникулы (график дополнительных занятий)

Зимние каникулы

(график дополнительных занятий)

Весенние каникулы

(график дополнительных занятий)

По категориям обучающихся

3.

Дифференцированный подход к обучающимся при организации уроков  русского языка

В течение года

По категориям обучающихся

Работа по развитию учащихся, имеющих высокий уровень обученности по предмету

1.

Отработка опорных заданий повышенного уровня

В течение года

с высоким уровнем обучаемости

2.

Участие в олимпиадах

В течение года

с высоким уровнем обучаемости

Работа с родителями

1.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам оказания содействия обучающимся при подготовке к ГИА по русскому языку

В течение года

По категориям обучающихся

2.

Профилактические беседы с родителями обучающихся, имеющих пропуски уроков

В течение года

Родители данной категории обучающихся 9Б, 9В

Взаимодействие с учителями, психологом

1.

Взаимодействие с классным руководителем по вопросу текущей успеваемости, посещаемости учебных занятий, реализации ИОМ

В течение года

По категориям обучающихся

2.

Взаимодействие с психологом школы  по вопросу особенностей обучения

В течение года

По категориям обучающихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык

 ___________________________, учаще_____ 9__   класса

Элемент содержания

Уровень задания

Максимальный балл

Тренировка

дата

Затруднения

2

 Текст как речевое   произведение. Смысловая и    композиционная целостность

текста. Анализ текста

Б

1

3

Выразительные средства    лексики и фразеологии.    Анализ средств      выразительности

Б

1

4

Правописание приставок.    Слитное, дефисное,     раздельное написание

Б

1

5

Правописание суффиксов   различных частей речи    (кроме -Н-/-НН-).    Правописание -Н- и -НН- в   различных частях речи.   Правописание личных  окончаний глаголов и    суффиксов причастий     настоящего времени

Б

1

6

 Словосочетание

Б

1

7

 Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.   Подлежащее и сказуемое как   главные члены предложения

Б

1

8

Осложнённое простое  предложение

Б

1

9

 Пунктуационный анализ.  Знаки препинания в   предложениях со словами и   конструкциями,    грамматически не связанными   с членами предложения

Б

1

10

Синтаксический анализ    сложного предложения

Б

1

11

 Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в  сложносочинённом и в   сложноподчинённом    предложениях

Б

1

12

Синтаксический анализ   сложного предложения

Б

1

13

Сложные предложения с   разными видами связи между   частями

Б

1

14

Сложное предложение

Б

1

Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык

 ___________________________, учаще_____ 9__   класса

Сжатое изложение

Уровень

баллы

Дата тренировки

затруднения

1

Информационная обработка текстов различных стилей и

жанров.

Б

7

ИК1 Точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы (3)

2

ИК2 Применил один или несколько приемов сжатия текста , использовав их на протяжении свего текста

3

ИК3. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Соблюдается абзацное членение текста

2

Практическая грамотность

 Б

10

К1.Соблюдение орфографических норм.

   2

К2.Соблюдение пунктуационных норм.

   2

К3.Соблюдение грамматических норм.

   2

К4.Соблюдение речевых норм.

   2

Ф1.Соблюдение фактической точности.

   2


Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык

 ___________________________, учаще_____ 9__   класса

Сочинение - рассуждение

Уровень

Баллы

Дата тренировки

15

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность   текста.

     В

9

К1.Привести рассуждение на теоретическом уровне.

    2

К2.Привести 2 аргумента и указать их роль в тексте.

    3

К3.Смысловая цельность текста.  Речевая связность и последовательность.

    2

К4. Композиционная стройность и завершенность        

    2

Практическая грамотность

 Б

10

К1.Соблюдение орфографических норм.

   2

К2.Соблюдение пунктуационных норм.

   2

К3.Соблюдение грамматических норм.

   2

К4.Соблюдение речевых норм.

   2

Ф1.Соблюдение фактической точности.

   2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»

Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»

Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...

Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...