Духовно-нравственнное воспитание на уроках немецкого языка
статья

Чиковкина Наталья Александровна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  воспитание на уроках немецкого языка

 

         «…современный мир переживает глубокий кризис - религиозный, духовный и национальный. Из него надо найти выход. Этот выход надо каждому из нас найти, прежде всего, в себе самом, творчески создать его, убедиться и удостовериться в его верности. И только потом можно будет указывать его другим»

И.А. Ильин

«Императив духовности является единственным критерием выживания человека в третьем тысячелетии.»

А.Е. Акимов, академик РАЕН

Духовность - состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах, поступках. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы поведения. Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка -  это, прежде всего, взаимодействие с представителями разных культур в формирующемся межкультурном воспитательном пространстве. Прикосновение к личности другого человека требует тонкой душевной организации и высокой нравственной культуры от того, кто совершает это прикосновение. Фундаментальную основу человеческой культуры составляют духовные ценности, которые нельзя передать – к ним можно только приобщиться.

Какие ценности формируются при обучении коммуникации и межкультурному  взаимодействию, создаются ли условия для духовно-нравственного развития личности гражданина России, во многом зависит от гражданской позиции преподавателя иностранного языка. Через язык передается культура народа, ценностные приоритеты, связанные с утверждением своей роли в социальной сфере, удовлетворяющие в потребности в общении, позволяющие осуществить самореализацию и дающие возможность удовлетворения практических возможностей.

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. «Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что Россия оказалась у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации». (Из «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»).  Если даже наше общество и сумеет достичь рыночной экономики, стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача педагога. Своей практической задачей считаю не только передачу знаний, умений и навыков, но и выявление и развитие всех сущностных сил ребенка,  внушение студентам сознания собственной неповторимости, побуждение их к самовоспитанию. Теория личностно-ориентированного образования, которой придерживаюсь в работе, направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей.

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем.  (Это и ситуация на Украине, введение Евросоюзом санкций в отношении России и многое другое) В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне, как социальных групп, так и личности. Западные ценности, которые служили во многом ориентиром, утратили однозначно позитивное значение. Поэтому требуется критическое осмысление происходящих в мире и стране изменений, ответственность и самостоятельность в своих педагогических действиях.

 Духовно-нравственное воспитание на моих уроках осуществляется через:

  • создание атмосферы и конструирования ситуаций, вызывающих сопереживание;
  • внедрение переживания в собственное духовное пространство;
  • углубление содержания объекта анализа и рассмотрение его на широком историко-культурном фоне;
  • эмоционально-ценностная оценка-путь к объекту от объекта;
  • творческое переосмысление объекта на основе субъективного духовного опыта, идеалов, представлений.

Достижением можно считать обновление содержания образования посредством интеграции преподавания иностранного языка с другими предметами, что позволяет повысить мотивацию учебного процесса. В результате интегрированного обучения  появляются знания на стыке двух или более учебных предметов, знания другого уровня и системного порядка. Метапредметная деятельностная доминанта обучения иностранному языку - это, прежде всего, мыследеятельностная способность к речетворчеству в частности и творчеству вообще, востребованная во всех видах человеческой деятельности. По принципу интеграции содержания, по способу формирования теоретического, критического, творческого мышления предмет «иностранный язык»- метапредметен. Эмоциональное воздействие таких занятий повышается многократно, студенты активно сотрудничают с педагогами в подготовке и проведении уроков (Пример: исследовательской работы «Молодежь и политика (Нравственные идеи молодежи в разные периоды развития Германии)»).

Интеграция подобного рода может осуществляться только в системе субъектно-субъектных отношений. Именно на уроках иностранных языков педагог обучает умениям слушать друг друга, быть толерантным и проявлять терпимость друг к другу в разнообразных ситуациях: при совместной работе над проектами студентов с разным речевым статусом, в ролевых играх, когда студентами проигрывается целый спектр социальных ролей (построение диалогов на производственную тематику). Занятия иностранного языка являются уроками общения. В процессе обучения студенты овладевают техникой общения, речевым этикетом, приобретают навыки диалогического и группового общения. Обсуждая различные темы в паре или группе, ребята учатся быть речевыми партнёрами, т.е. слушать и слышать товарища. В конечном итоге, умение общаться лежит в основе всего: организации производства и общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания, в основе семейных отношений и отношений между народами.

Общение на уроках иностранного языка происходит как бы в двух сопряжённых плоскостях, в диалоге двух культур – родной и культуры страны изучаемого языка. Именно это является наиболее важным: ведь  ни один школьный предмет не имеет таких широких возможностей воспитывать учащихся в духе интернационализма, как иностранный язык.

Воспитывать учащихся интернационалистами – значит воспитывать в них уважение к другим народам, воспитывать в них чувство солидарности с другими народами, формировать толерантность. Воспитывая в учащихся чувство интернационализма, терпимость к людям другой национальности, возможно одновременно воспитать в них и патриотизм, так как уважение к другим народам обязательно предполагает уважение к своему народу.

На занятиях иностранного языка студенты твердо усваивают, что нет языков высших и низших, как нет и высших и низших рас.

Знакомство с иностранными культурами является важным средством воспитания. Нужно познакомить студентов как можно шире с тем вкладом, который внесли иностранные народы в общую сокровищницу мировой культуры, научить их уважать, ценить и любить культуры этих народов (великие немцы, их роль в истории человечества).

Тексты должны волновать постановкой морально-этических вопросов, проблемами личного и общественного в жизни, вопросами происхождения нравственных норм, идеалов, понятий. Такими темами во всех литературных жанрах выступают проблемы вечных, общечеловеческих ценностей между людьми, а так же актуальные проблемы современности: борьба за мир, охрана окружающей среды и т.д.

Неотъемлемой частью работы преподавателя иностранных языков является организация внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность призвана формировать культурную практику и эмоционально-ценностный компонент российской идентичности. Разнообразие форм внеурочной деятельности помогает создать условия для самовыражения учащихся (Уже в первом семестре началась подготовка к проведению недели немецкого языка в апреле текущего года, отбор и анализ поэтических произведений о ВОВ, особое внимание уделено отношению немцев к происходящему в годы войны, большой интерес вызывает у студентов тема концлагерей). Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо – чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Закончить выступление мне хотелось бы словами Ефима Израилевича Пассова: «Человек духовный не тот, кто что-то знает и умеет, а тот, кто обладает устойчивыми ориентирами, управляющими его деятельностью в любой сфере: культурой созидательного творческого труда, культурой разумного потребления, культурой гуманистического общения, культурой познания, культурой мировоззрения.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012

Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...