Обобщение инновационного педагогического опыта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».
методическая разработка
Цель опыта:
1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
2. Обучение педагогического состава учреждения новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу (семинары, практикумы, заседания МО).
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_innovatsionnogo_opyta.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Сургутского района
«Центр детского творчества»
Обобщение инновационного педагогического опыта
«Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».
методиста
высшей квалификационной категории
М.А. Шамриной
2019-2020 учебный год
1. Формальные параметры
1.1. Карта инновационного педагогического опыта реализации проекта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».
1.2. Автор-разработчик педагогического опыта: Шамрина Марина Александровна, методист, образование – высшее, Тбилисский государственный университет, 1980 год, филолог, преподаватель русского языка и литературы; высшая квалификационная категория по должности «методист». Общий педагогический стаж работы – 38 лет, в данном учреждении – 28 лет, стаж работы по занимаемой должности – 18 лет.
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества».
1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта –
3 года.
1.5. Адрес педагогического опыта: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества», микрорайон 6, строение 50, город Лянтор, Сургутского района, Тюменской области, ХМАО - Югры.
Тема инновационного педагогического опыта: «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании». Над реализацией данного проекта работаю три года. Основная его цель - создание условий в МАУДО «ЦДТ» для выявления, развития и сопровождения одаренных детей, реализации их потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
2. Содержательные параметры
2.1. Актуальность педагогического опыта.
Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов - людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа.
Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы.
Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одарёнными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:
- неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
- отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;
- недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;
- недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;
- недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.
Работа с одарёнными детьми заставляет пересмотреть многие педагогические стереотипы. Обучение таких детей требует совместных усилий всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может, в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашего Центра системы работы с одарёнными детьми. Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Администрация нашего учреждения мотивирует педагогический коллектив на непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности одарённых обучающихся.
Таким образом, все эти проблемы продиктовали необходимость создания данного инновационного проекта, задачей которого, прежде всего, является разработка наиболее подходящей для нашего Центра модели работы с одарёнными детьми.
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта.
Содержательной формой представления инновационного опыта является педагогический проект, в котором пошагово описываются все этапы работы с одарёнными детьми в Лянторском центре детского творчества.
Сущностью инновационного опыта является - создание условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала одарённых обучающихся.
Основные направления реализации проекта:
1. Формирование системы работы с одарёнными обучающимися в учреждении.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.
На первом этапе инновационной деятельности была разработана программа «Одарённые дети» и составлен план её реализации, в котором определялись основные направления деятельности.
Педагог – главное звено в работе с одарённым ребёнком. Поэтому, уже на этом этапе работы над реализацией проекта, службой мониторинга учреждения было проведено анкетирование педагогов по теме «Одарённые дети», которое позволило выявить уровень их знаний и практических навыков. Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.
В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой центра детского творчества им была оказана научно-методическая и информационная поддержка. Организованы: работа постоянно действующего семинара, методические учёбы по проблемам одарённости, мастер - классы, открытые занятия опытных педагогов в рамках предметных методических объединений, дан цикл консультаций по проблемам одарённости.
В центре детского творчества 258 объединений 6 направлений деятельности: художественное (сценическое и декоративно-прикладное творчество), физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, техническое, естественнонаучное, туристско-краеведческое. Поэтому для нас было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у каждого ребёнка. Педагогический опыт работы подсказал нам, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.
Работа по выявлению одарённости у обучающихся включала в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, круге интересов, особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих
возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка, экспертная оценка продукта деятельности детей.
Но индивидуальное своеобразие феномена одарённости, потребовало от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
1. В какой области проявляются повышенные способности ребёнка:
в практической, познавательной, художественно-эстетической или коммуникативной деятельности.
2. В какой форме проявляется его одарённость: явной или скрытой.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решал, какие задачи работы с одарённым ребёнком в каждом конкретном виде деятельности являются для них приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Следующий этап реализации проекта решал главную задачу - составление гибких программ индивидуального развития одарённых детей учреждения. В помощь педагогам были разработаны практические рекомендации по составлению таких программ, в которых обозначено главное требование –содержание учебного материала программ должно быть адаптировано к особенностям интересов обучающихся и:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных
обучающимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих
привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Опираясь на эти рекомендации, педагоги образовательного учреждения составили программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации и разработали календарно-тематические планы.
Последним этапом реализации проекта в нашем центре детского творчества стало обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение.
Инновационная направленность педагогической деятельности каждого образовательного учреждения предполагает включение педагогов в процесс введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.
Данный проект ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера: проблемного и проективного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Проект построен на следующих принципах:
1. Гуманизм - учёт возможностей и природных задатков ребёнка, определение его способностей, создание условий для самопознания и самореализации каждого одарённой личности.
2. Демократизм – развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов, возможность свободного волеизъявления, самодеятельности и самоутверждения личности одарённого обучающегося.
3. Научность и интегрированность – обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.
4. Индивидуализация и дифференциация – вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.
5. Природосоответствие - учёт многогранности и целостности природы ребенка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.
6. Социализация - исследование проблемы как - педагогического явления.
В рамках индивидуализации обучения детей с высоким умственным потенциалом, педагоги нашего Центра используют основные стратегии обучения: «ускорение», «интенсификацию», «проблематизацию», «обогащение», «индивидуализацию обучения», «исследовательское обучение».
Одновременно с внедрением в образовательный процесс инновационных стратегий обучения детей с повышенными способностями, основываясь на опыте работы, были разработаны рекомендации по моделированию проблемных занятий: применение в обучении одарённых детей методов творческого характера, полностью соответствующих их уровню познавательной активности и интересов: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. При моделировании проблемных занятий педагоги учреждения используют тренинговые методы и предметные ситуации, которые позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; применяют наиболее оптимальные формы организации познавательной деятельности для этой категории обучающихся:
- «парно-индивидуальный» - его структура включает в себя два основных элемента: «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний»;
- «группо-парно-индивидуальный» - структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».
Но, отбирая разнообразные методы и формы обучения одарённых детей, педагоги центра детского творчества учитывают то обстоятельство, что - индивидуализация обучения должна осуществляться не только со стороны педагога, но и со стороны самого ребенка, который самостоятельно осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности.
И самым главным опытом инновационной деятельности в Лянторском центре детского творчества является то, что мы используем такой мощный ресурс для развития детской одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Данный опыт является альтернативой традиционному подходу к обучению, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
2.4. Методологическая база педагогического опыта.
Методологическая база педагогического опыта предусматривает:
- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения (нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики);
- по отношению к личностному становлению одарённых детей (развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей);
- по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе управления);
- по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения (дифференцированная, индивидуальная, групповая);
- по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования проблемы соотношения одарённости и творчества в философии;
- теория одарённости в психологии и педагогике;
- положения гуманистической психологии и педагогики;
- междисциплинарный подход, предполагающий интегративное изучение понятия одарённости в контекстах наук о человеке как субъекте деятельности и культуры;
- культурологический подход, предполагающий формирование духовно-нравственных ценностей, культуры мышления, поведения, деятельности человека;
- деятельностный подход, способствующий преобразованию педагогического сознания, развитию способностей, предопределяющих успешность профессиональной деятельности;
- личностно-ориентированный подход, предполагающий учёт и раскрытие индивидуальных, творческих особенностей обучающихся.
Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта.
Одарённость – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Область проявления повышенных способностей обучающихся:
- в практической деятельности;
- в познавательной деятельности;
- в художественно-эстетической деятельности;
- в коммуникативной деятельности.
Вид одарённости:
- литературные способности;
- художественные способности;
- музыкальные способности;
- спортивная одарённость;
- лидерские способности;
- творческая одарённость;
- способности к научной деятельности.
Технологии обучения:
1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем - как базовую. Преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. Творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одаренных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
5. Здоровьесберегающие технологии. Направлены на сохранение физического, психического здоровья, нравственного и духовного здоровья.
6. Игровые технологии. Способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
Стратегии обучения:
«Ускорение». Увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала.
«Углубление». Стратегия эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
«Обогащение». Качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
«Интенсификация». Изменение не темпа обучения, а увеличение объёма, или, говоря точнее, повышения интенсивности обучения.
«Индивидуализация обучения». Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых детей.
«Обучение мышлению». Развитие творческого (критического, рационального) мышления.
«Проблематизация». Стимулирование личностного развития обучающихся: использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций.
«Исследовательское обучение». Активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера.
Педагогический мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.
Новые условия образовательной деятельности центра детского творчества способствовали появлению новых потребностей и запросов педагогов, одарённых обучающихся и их родителей:
- разработка дополнительных образовательных программ, как основного содержания обучения и развития воспитанников Центра;
- разработка, апробация и внедрение инновационных педагогических технологий, которые соответствуют возрастным особенностям, творческим способностям обучающихся и специфике системы дополнительного образования;
- работа по созданию информационного банка данных;
- проведение психолого-педагогического анализа результатов реализации проекта;
- изучение перспектив в дальнейшей работе с одарёнными учащимися;
- материально-техническое обеспечение проекта;
- комплектование методического и учебных кабинетов соответствующей учебной и научно-методической литературой, необходимыми средствами обучения.
Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что работа над реализацией проекта даёт возможность реализовать многочисленные потребности одарённого ребёнка - как личности. Он имеет возможность применять уже имеющиеся знания, нарастить новые, реализовать в практической деятельности имеющиеся навыки, проявить себя, выделиться, продемонстрировать свои сильные стороны. Это меняет место одарённых детей в иерархии учебной группы. Познавая обучающегося, педагог имеет возможность использовать сильные стороны его характера, приглушить негативные, одним словом, корректировать поведение подопечного. Решение названных проблем является задачей нашего опыта.
Цель опыта:
1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
2. Обучение педагогического состава учреждения новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу (семинары, практикумы, заседания МО).
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.
Инновационная направленность представляемого проекта потребовала от педагогического состава не только совершенствования форм и методов обучения одарённых детей, но и обновления идеологии всей деятельности учреждения: внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований по проблемам одарённости.
Ни для кого не секрет, что обстановка психологического комфорта строит отношения с обучающимися на субъект-субъектной партнёрской основе учебного взаимодействия, создает высокую мотивацию обучения, порождает стремление к творчеству.
Работа над реализацией проекта требует тесного взаимодействия обучающегося и педагога, что даёт возможность последнему учитывать особенности каждого обучающегося и одарённого, в особенности.
Так как в реализацию представляемого опыта вовлечены и родители одарённых обучающихся, служба мониторинга и диагностики учреждения способом анкетирования и тестирования, выявила, в первую очередь, мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.
У одарённых детей есть свои психологические особенности и трудности развития. Задача каждого педагога нашего учреждения: оказывать психологическую поддержку в решении основных проблем одарённых детей.
Отсутствие педагога – психолога в Лянторском центре детского творчества отчасти затрудняет нашу деятельность в этом направлении. Но каждый педагог, особенно опытный, по большому счёту, является и психологом. Поэтому мы успешно проводим диагностику психологического состояния одарённых обучающихся методом педагогического наблюдения, с помощью стандартизированных тестовых заданий, игровых и тренинговых методов. Это помогает нам создать комфортные психологические условия для всех обучающихся и одарённых, в частности.
2.7. Социальная направленность педагогического опыта.
Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребёнка, выделяют, прежде всего, биологические факторы и факторы внешней среды. «Если врождённые качества личности, её индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опыта, врастании его «в человеческую культуру», в адаптации в социокультурной среде» (Л.С. Выготский).
Среди социальных факторов ведущими являются - родительская семья, детские разновозрастные коллективы и сообщества. Поэтому дополнительное образование детей в данном, конкретном, случае может предоставить каждому ребёнку возможность свободного включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных наклонностей и способностей.
Представленный педагогический опыт определяет формы распространения изменений:
- на общепедагогическом уровне - влияние данного опыта на образовательный процесс в целом;
- на методическом уровне - результаты опыта важны для решения общих вопросов методики и технологии преподавания, обучения и воспитания.
Новизна педагогического опыта характеризуется новыми подходами в области обучения и воспитания одарённых детей, открытием новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания.
Одним из важнейших направлений деятельности учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки здорового образа жизни.
Знания, приобретаемые одарёнными детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проект даёт возможность детям самостоятельно накапливать опыт. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка.
2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.
Представленный педагогический опыт - результат поиска новых технологий организации работы с одарёнными детьми в Лянторском центре детского творчества.
Практическая значимость опыта - это всегда выход на конкретного потребителя и предполагает ответы на вопросы: кому, когда, где и как использовать этот инновационный педагогический опыт.
В нашем случае, педагоги Центра детского творчества очень позитивно отнеслись к представленному педагогическому опыту. 20 из 23-ёх педагогов дополнительного образования всех направлений деятельности учреждения приняло участие в реализации проекта.
Формула успеха в том, что проблема создания стройной системы работы с одарёнными детьми в нашем учреждении уже давно назрела. Было просто необходимо приступить к систематизации форм, методов, стратегий обучения, создать чёткую модель инновационной деятельности.
Я думаю, немаловажным будет упоминание и того факта, что наше учреждение первым в Сургутском районе включилось в инновационную деятельность такого рода. И уже на первом этапе работы с детьми, обладающими повышенными способностями, мы консультировали и давали практические рекомендации по организационным вопросам работы с одарёнными детьми методистам и педагогам центров детского творчества района.
Возможность воспроизведения данного опыта достаточно реальна, потому что, во-первых, в проекте пошагово описываются все направления деятельности и мероприятия, направленные на обучение и воспитание одарённых обучающихся. Он доступен для воспроизведения (возможно, с небольшими коррективами). Во-вторых, я думаю, что большинство учреждений дополнительного образования детей, по меньшей мере, нашего района примкнут к инновационной деятельности и представленный опыт работы с одарёнными детьми будет для них полезен.
2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
Нормативно-правовую основу работы с одарёнными детьми в составляют следующие документы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Закон РФ «Об образовании».
- Подпрограмма «Одарённые дети»
- Устав.
- Программа развития.
Информационные ресурсы: методическая литература, библиотека.
Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации, Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации.
Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование.
Кадровые: педагоги дополнительного образования учреждения, методисты, администрация.
Материальные затраты на: поощрение педагогов, целенаправленно работающих над развитием детской одарённости, приобретение специальной литературы, информационное обеспечение проекта.
3. Результативные параметры
3.1. Эффективность педагогического опыта
Результативность, как критерий инновации, означает определённую устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов.
Задача исследования заключалась, прежде всего, в определении целесообразности и эффективности использования выбранных нами методик обучения в реальных условиях педагогической практики.
Применение инновационного опыта в учреждении привело к качественным изменениям, во-первых, в построении воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, в реализации на практике принципов педагогики развития и сотрудничества, в-третьих, создалась атмосфера уважения, доверия и успеха для каждого члена педагогического коллектива, в-четвертых, расширились возможности для организации продуктивного общения с родителями.
Изучение продуктов творчества одарённых обучающихся проводится нами традиционными методами: педагогическим наблюдением, в беседах, диалогах, дискуссиях. А так же методами анкетирования и педагогического тестирования (психология, предоставив педагогике такой инструмент для анализа, тесно с ней соединилась, отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).
Эффективность работы в этом направлении определяется успехами обучающихся на: выставках, конкурсах, фестивалях, интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, а также в спортивных соревнованиях разного уровня.
Благодаря таким мероприятиям наблюдается положительная динамика заинтересованности одарённых обучающихся в посещении объединений центра детского творчества, растёт интерес детей к занятиям, расширяется кругозор обучающихся, повышается «качество знаний», развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности обучающихся.
Как показали результаты мониторинговых исследований, реализация представленного проекта способствует повышению качества обучения одарённых детей.
Участие одарённых обучающихся в мероприятиях различного уровня
в 2019-2020гг
За последние три года одарённые обучающиеся становились победителями и лауреатами:
На международном уровне: 10 раз
В российских мероприятиях: 7 раз.
В областных мероприятиях: 4 раза.
В окружных мероприятиях: 5 раз.
В районных мероприятиях: 29 раз.
В городских мероприятиях: 27 раз.
В учрежденческих – 43 раза.
Мониторинг показал, что в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых обучающихся.
40% одарённых обучающихся, закончивших наше образовательное учреждение, поступают в ВУЗы по профилям обучения в Центре детского творчества.
Банк данных о выпускниках 2019-2020 гг
№ | Ф.И.О. выпускника | ВУЗ | факультет, специальность |
1 | Григорьева Виктория | СургутскийГУ | Дизайн интерьера |
2 | Секу Мария | Ханты-Мансийский колледж-интернат искусств | Отделение дизайна |
3 | Гайдучок Алиса | Киевский архитектурно-строительный университет | Факультет «Архитектура», специальность«Дизайн архитектурной среды» |
4 | Медет Елена | Ленинградская академия художеств им.Репина | Факультет живописи |
5 | Гусельникова Мария | УрФУ | Факультет журналистики |
6 | Оверченко Александра | Тюменский ГУ | Факультет журналистики |
7 | Федорова Александра | Чувашский ГУ | Факультет журналистики |
8 | Гаврилова Анастасия | Сибирская государственная академия физической культуры г.Омск | Факультет «Спортивная гимнастика» |
9 | Нестеренко Ирина | Сургутский ГУ | Биологический факультет |
10 | Виноградова Алина | Сургутский ГУ | Факультет «Физкультуры и спорта» |
11 | Бабий Виталий | Ивано-Франковский педагогический университет им. Стефаника В.С. | Факультет «Искусство», отделение «Эстрадный вокал» |
12 | Иванова Алина | Уральская ГАХА. Филиал Югорская гос. архитектурно-художественная академия г.Ханты-Мансийск | Промышленный дизайн |
13 | Тыщенко Артём | Сургутский ГУ | Факультет «Графика и дизайн» |
14 | Насырова Динара | Уральская ГАХА. Филиал Югорская гос. архитектурно-художественная академия г.Ханты-Мансийск | Архитектурный дизайн |
15 | Макушина Татьяна | Югорский ГУ | Художественное отделение, специальность «Вокал» |
16 | Ронжина Екатерина | Югорский ГУ | Художественное отделение, специальность «Вокал» |
По итогам реализации данного проекта проводились: экспертиза и апробация образовательных программ, мониторинг результативности работы педагогов с одарёнными детьми, который показал, что: педагоги имеют необходимые навыки, обладают достаточными теоретическими и практическими знаниями и умениями, владеют современными педагогическими методиками.
В процессе работы над реализацией проекта были созданы:
- нормативно-правовая база;
- система диагностики развития одарённости детей;
- банк данных одарённых обучающихся;
- система повышения психолого-педагогической компетентности педагогов.
- методическое обеспечение инновационной деятельности;
- портфолио одарённых детей и банк результативности творческих работ
обучающихся;
- система работы с одаренными детьми;
- банк образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одаренным детям;
3.2. Распространение педагогического опыта.
Обобщение и распространение моего педагогического опыта проходило в рамках профессионального сообщества. Была организована работа постоянно действующего семинара: «Одарённый ребёнок. Работа с одарённым ребёнком». В своей деятельности ведущую роль я отвожу консультативной работе. В период реализации проекта были проведены методические учёбы на темы: «Роль дополнительного образования в обучении одарённых детей», «Понятие одарённости в педагогике и психологии», «Признаки одарённости», «Принципы и методы выявления одарённых детей», «Тесты для определения одарённости», «Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми», «Технология мастерских», «Концепция социального интеллекта».
С сообщениями на тему «Тенденции развития индивидуализации обучения в условиях модернизации современного образования» выступала на педагогическом совете, проводила семинары - практикумы на темы: «Алгоритм работы с одарённым ребёнком», «Разработка программ индивидуально развития одарённых обучающихся».
Обобщение собственного опыта на перечисленных выше мероприятиях было представлено в виде методических разработок.
Для повышения результативности инновационной деятельности учреждения мною были разработаны:
1. Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов).
2. Карта достижений обучающихся в этих мероприятиях.
3. Уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребенка в течение учебного года, отслеживались с помощью карты творческого развития. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.
4. Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации Программы отслеживались по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
5. Алгоритм работы с одарённым ребёнком, который позволил определить уровень: интереса к занятиям, ЗУН и качества усвоение программного материала в течение всех этапов реализации проекта.
6. Технологические карты анализа занятий, которые способствовали повышению профессионального уровня педагогов.
7.В качестве форм тиражирования данного педагогического опыта могут явиться следующие мероприятия различного уровня:
- консультации, практикумы, открытые занятия, досуговые мероприятия;
- обучающие, деловые игры, мастер - классы, педагогические мастерские и семинары;
- конференции, презентации, выставки, ярмарки, фестивали, публикации;
- конкурсы индивидуальных программ развития одаренных детей.
3.3. Стабильность педагогической эффективности.
Стабильность педагогического опыта в том, что в реализации педагогического проекта в течение последних трёх лет приняло участие 87% педагогов учреждения и их обучающиеся.
Данный педагогический проект оказал положительное влияние на качество образования в учреждении. Об этом говорят мониторинговые исследования качества знаний и уровня обученности одарённых обучающихся. В сравнении с данными на 2018 учебный год - 78%, сегодня эта цифра составляет - 100%.
Рейтинг обучающихся по результатам итоговых аттестаций - 100% одарённых детей получают свидетельство об окончании образовательного учреждения.
3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.
Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашем учреждении показало, что они не только отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.
В 2019 году в реализацию проекта включилось 6 педагогов-новаторов, имеющих достаточную подготовку для работы с детьми, отличающимися повышенными способностями и 6 обучающихся объединений: «Журналист» (педагог Ашкарова М.А.), «Бисерные фантазии» (педагог Бондаренко Н.П.), «Концертино» (педагог Гордейчук И.П.), «Кукольный театр» (педагог Шамрина М.А.), «Художественная гимнастика» (педагог Шарипова В.Р.).
2020-2021 учебный год. Количество педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, увеличилось до 13 человек. К реализации проекта присоединились: Андреева Е.А (объединение «Рукодельники»), Емельянова В.В. (объединение «Театр миниатюр»), Иноземцева О.Е. (объединение «Аэробика и шейпинг»), Малеева Ж.И. (объединение «Кройка и шитьё»), Стексова Т.А. (объединение «ИЗОстудия Радуга»), Сулиашвили Г.П. (объединение «Семицветик»), и 8 обучающихся этих объединений.
3.5. Публикация педагогического опыта в печати.
Данный педагогический опыт опубликован на http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, представлен в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения. В настоящее время мною подготовлен материал «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании» для публикации в научно- методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». Планируется издание материалов эффективного опыта работы педагогов с одарёнными детьми, проведение научно-практической конференции на муниципальном уровне, издание сборников творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...
Обобщение инновационного педагогического опыта
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативно...
МОДЕЛЬ обобщения передового педагогического опыта (ОППО) работы педагога по одной из проблем
Модель обобщения передового педагогического опыта по теме "Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС"....
обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»
в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...
Работа с одарёнными детьми в дополнительном образовании
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании (в декоративно-прикладном творчестве)...
Модель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании
Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образовани...
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в центре детского творчества. В последние годы система дополнительного образования детей из &l...