Выступление на педагогическом совете по теме "Дистанционная форма обучения"
статья

Кукла Светлана Александровна

Материал статьи содержит описание опыта реализации дистанционных форм обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

 

         В России датой официального старта развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера, и он точно не исчезнет в ближайшие годы.

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». Наиболее полное определение таково:

Дистанционное обучение (слайд 4) – это «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».

Иначе говоря, ДО -  это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании» (слайд 5): 

  1. Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о  «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
  2. В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя.

Наиболее широкое распространение в школе получили следующие (слайд 6):

Опосредованная

Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося, кроме того, для обучающихся с 1 по 6 класс очевидна необходимость вовлечения в учебный процесс родителей обучающихся, которые помогают использовать данный ресурс.

Интерактивная (слайд 7 )

  1. Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
  2. Использование программы Zoom. Она предоставляет сервис видеотелефонии,  который позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно, с 40-минутным ограничением для бесплатных аккаунтов. Предусмотрено множество дополнительных возможностей: демонстрация экрана, общий доступ, общение в чате. Одним из серьезных недостатков программы является слабая система безопасности и защиты данных. Поэтому, если в школах эта программа получила наибольшее распространение, то ВУЗы отказались от нее в пользу Microsoft Teams
  3. Программа Microsoft Teams  предназначена для конференц-связи, рабочих разговоров и удаленного обучения. Разработчики предусмотрели четыре основных аспекта Микрософт Тимс:

- чаты – коллективы могут объединяться в групповых или личных переписках, обсуждая те или иные вопросы, пересылать различные файлы, обмениваться стикерами и т. д.

- вызовы – обычные голосовые общения для общения, разбора каких-либо моментов и т. д.,

 - собрания – так называются видеозвонки (видеоконференции), в которых может принимать участие от двух человек до десяти тысяч, при этом предусмотрено множество дополнительных возможностей: демонстрация экрана, общий доступ и далее по списку.

К недостаткам этой программы можно отнести сложность регистрации, так как предусмотрено три типа учетных записей: личная, рабочая и учебная, и в каждом из случаев процесс регистрация может сильно разниться; кроме того, доступ к собранию может осуществляться только при включении участника в группу

Самостоятельная (слайд 8)

Цифровые образовательные платформы и сервисы:

- «Российская электронная школа» (РЭШ), на портале РЭШ представлены рабочие программы по каждому предмету, календарное и тематическое планирование, конспекты уроков и дополнительные материалы по теме, например, виртуальные лабораторные работы, которые позволят наблюдать действие тех законов, о которых рассказывают в классе (https://resh.edu.ru);

- платформа группы компаний «Просвещение», предоставившая  образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов и сервисам цифровой образовательной среды. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний, инструкции для комфортного использования и интеграции цифровых решений в образовательный процесс (https://www.prosv.ru);

- LECTA – платформа корпорации «Российский учебник», сочетающая в себе обеспечение учащихся учебными материалами в электронной форме, инструментами контроля эффективности процесса обучения, тренажеров по подготовке в ГИА, аудио- и видеоприложений, интерактивных атласов и др.

https://rosuchebnik.ru/);

- ЭОС «Русское слово» – облачный сервис среды, работающий онлайн и объединяющий в себе необходимый образовательный, издательский и пользовательский контент. На сегодняшний день бесплатный доступ к ЭОС «Русское слово» включает электронные формы учебников федерального перечня и рабочие тетради, методические пособия и интерактивные тренажёры, а также сторонние ресурсы и авторские материалы педагогов (http://russlo-edu.ru);

- Онлайн-библиотека издательства «Академкнига/Учебник» предоставляет бесплатный доступ к полному комплекту учебников и учебных пособий для обучения в режиме дистанционного обучения. Можно воспользоваться ресурсами индивидуально или объединиться в виртуальный класс (http://akademkniga.ru);

- Учи.ру – интерактивная образовательная платформа, соответствующая ФГОС и ПООП, значительно усиливающая классическое школьное образование. (https://lp.uchi.ru/distant-uchi).

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

 

Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны, но, тем не менее, они есть (слайд 9)

  • Персонификация обучения. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала, при этом не регламентируется время выполнения задания;
  • Дистанционное обучение предоставляет возможность получить больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате обучения, в том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.»,  что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением,
  • Обучение обучающихся, имеющие ограниченные возможности;
  • Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации.
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней;
  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий обучает и работе с ним, таким образом, решается и двойная задача; нельзя отрицать спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы, умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций формирует навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии;
  • Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению, снятию эмоционального напряжения;
  • Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.
  • Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии; (слайд 10)
  • Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести (слайд 11):

  • Отсутствие личного взаимодействия обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно,  особенно в начальных классах, эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может;
  • Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как  большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно,
  • Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.), для этого нужна хорошая техническая оснащенность;
  • Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме;
  • Необходимость работать с мотивацией учеников, работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник, его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы, и не существует такой компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции,
  • Отсутствие границы между рабочим и свободным временем, работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается, поэтому люди нередко перерабатывают; с другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома»;
  • Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает новые возможности перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, но только при условии преодоления указанных недостатков.

Востребованность дистанционного обучения в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что, надеемся, позволит минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.

 Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит и рушится. Не нужно поддаваться панике: никто не требует от нас идеальных решений прямо сейчас. Все, чему мы  сейчас научимся, станет бесценным профессиональным багажом в будущем.

РАБОТАТЬ

НЕЛЬЗЯ

НЕ РАБОТАТЬ

Где стоит Ваша запятая?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Выступление на педагогическом совете. Дифференцированный подход в обучении слабовидящих детей.

В дифференцированном подходе, главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов....

Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"

laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....