Формирование общих жизненных компетенций у обучающихся с глубокой умственной отсталостью
материал

Миронюк Юлия Леонидовна

Ведь заболевания у детей влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности, они способствуют социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo1.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общих жизненных компетенций у обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в коррекционных учреждениях и других, где обучаются такие дети, направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Под жизненными компетенциями обучающихся с умственной отсталостю мы понимаем систему способностей детей с интеллектуальной недостаточностью адекватно действовать в различных социальных ситуациях, самостоятельно принимать верные решения и нести ответственность за собственные поступки.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

 Для детей с интеллектуальной недостаточностью четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования  ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции обучающихся.

  Это соотношение, по сути своей, отражает уровень активности и степень независимости жизни, к которой мы готовим детей с интеллектуальными нарушениями, учитывая их возможности и ограничения. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в жизни. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку в повседневной жизни на данный момент развития. Если овладение академическими знаниями в основном направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция создает условия для развития отношений с окружающим миром на каждом моменте его жизни.

Целью формирования жизненной компетенции является введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Составляющие жизненной компетентности:

1.     Социальный интеллект (способность к адаптации, приспособляемость, стрессоустойчивость);

2.     Социально – бытовая умелость;

3.     Ориентация в социальном окружении, умение устанавливать контакты с людьми;

4.     Эмоционально – волевая саморегуляция;

5.     Социальный контроль поведения (нормативность поведения);

Из этого можно сделать вывод, что основным направлением работы является  подготовка детей к жизни.

При этом решаются следующие задачи:

•         дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);

•         научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;

•         сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.

Главным показателем работы на момент обучения является то, что у детей появляется:

- желание посещать школу,

- находиться в коллективе детей,

- взаимодействовать друг с другом,

- посильно принимать помощь специалистов,

- принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Наиболее значимые для обучающихся умения, которые необходимы им сейчас в процессе обучения и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. 

•         Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

•         Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

•         Овладение навыками коммуникации.

•         Осмысление  картины мира и ее временно-пространственной организации.

•         Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

•         Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в организации жизни.

•         Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.)

          Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

•         Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.

•         Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка,  чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.

•         Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, общежития, столовой, мест общего пользования).

Овладение навыками коммуникации.

•         Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)

•         Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.

•         Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)

 

Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.

•         Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.

•         Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).

•         Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)

Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

•         Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)

•         Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)

•         Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)

   Для детей с интеллектуальной недостаточностью особенно актуальным является формирование социально - значимых компетенций. Но, опираясь в обучении, на подражание и повторение, компетентность не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.

Обязательным условием при формировании жизненных компетенций являются:

- профессионализм педагога (применение различных технологий, методов и приемов в образовательном процессе: личностно – ориентированный подход, технологии диалогового взаимодействия, технология дифференцированного обучения, интегрированного обучения, проектная деятельность, игровые, информационные технологии, информационные технологии; связь с жизнью, приемы и способы повышения мотивации)

- создание  развивающей среды (коррекционные игры и упражнения, наглядный, раздаточный материал и т.д.)

   Применяя все наши знания, педагогическое мастерство, взаимодействие со всеми службами мы поможем нашим обучающимся получить не только знаниями, но и  овладеть так необходимыми им жизненными компетенциями. А это очень важно, это и детство, которое проходит в образовательном учреждении и будущая самостоятельная жизнь в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы  по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...

«Формирование базовых учебных действий у детей с глубокой умственной отсталостью»

В настоящие время учителя коррекционных школ постепенно начинают строить свое планирование на основании требований ФГОС для детей с ОВЗ.  И необходимо строить программу на формирование у детей ба...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...