Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе.
методическая разработка

Будкина Наталья Николаевна

В статье перечислены приемы здоровьесбережения, которые можно применять на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_vystuplenie_na_mo.docx91.34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей естественнонаучного цикла

по теме

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе.

             «Забота о человеческом здоровье, тем более  здоровье  ребенка –

 … это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических

 и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

 (В.А. Сухомлинский)

 Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или  отсутствие культуры здоровья.

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной Организации Здравоохранения). Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;

г) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении  собственного здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к сбою механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Встает вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс”.

 Задачи, стоящие перед учителем:

- применение в образовательном процессе  здоровьесберегающих технологий;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.

По словам профессора Н.К.  Смирнова,  «здоровьесберегающие образовательные технологии —  это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся». Понятие  «здоровьесберегающая технология»  относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

              «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии,  применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.

3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

                 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

                Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

            Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

              Пропаганда здорового образа жизни - также важный фактор здоровьесбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какие-то ценные рекомендации или советы.

             Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни (50-55%), затем - экологические факторы (20-25%), биологическая наследственность (20%), недостатки, дефекты здравоохранения (10%). Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Здоровьесбережение  на  уроках  математики.

Основной подход в моей работе - это личностно-ориентированное  обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению.  В своей работе проблему здоровьесбережения детей  стараюсь решать на каждом этапе урока.

Комфортная психологическая обстановка на уроке, улыбка,  спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка - все  это  способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок  не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.

 Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах,  группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала  необходимо  помнить:  один  и  тот  же  учебный  материал  может  быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и  др.),  каждое  из  которых  обладает  своими  дидактическими  возможностями. Поэтому  средства  обучения  математике  необходимо  подбирать  так,  чтобы  дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при  этом  «визуалы»  смогли  увидеть,  «кинестеты»  –  ощутить,  «аудиалы»  – услышать.  Средства  обучения  должны  снимать  физическое  напряжение  и усталость;  включать  учащихся  в  деятельность  по  освоению  предметного содержания  своей  внешней  привлекательностью,  преодолевать  отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включать элементы игровых технологий. Например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево. Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть  от  сидячей  работы,  но  и  заодно,  повторить  признаки  делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146… В старших классах можно предложить детям показать руками графики различных функций. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.

Обучение на уроке провожу с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.). Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы, математическое лото, уроки-путешествия, соревнования, эстафеты, математические регаты, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия  позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории. Учащимся старших классов предлагаю деловые игры, смотры знаний, марафоны знаний, практикумы. С целью привития интереса школьников к математике мною  проводятся конкурсы и викторины, школьные олимпиады, интегрированные уроки.

Например, вопросы из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку, позволят улыбнуться,  переключиться  и немного отдохнуть.

1) Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник,  золототысячник)

2) Без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики? (без дроби)

3) Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ-  элекТРИчка).

4) Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

5) Назовите музыкальную меру длины. (ми-ля-  МИЛЯ)

6) Какую форму имеют бульонные кубики? (форму параллелепипеда, а   вовсе не куба)

7) Вечнозеленый конус - это…..    (кипарис)

8) Что есть у каждого слова, растения, уравнения?  (корень)

9) Назовите среднее арифметическое портфеля и рюкзака; трамвая и поезда; женщины и рыбы; велосипеда и мотоцикла; пианино и баяна; туфельки и сапога; носка и чулка   (ответы: ранец, электричка,  русалка, мопед, аккордеон, ботинок, гольф )

10) На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом», «направо» (на 180 и 90 градусов).

11) Батон разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (2)

12) Решить анаграммы: РТКААДВ (квадрат).

13) Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку, и наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12)

14) Кузнец подковал тройку лошадей, вбивая в каждую подкову по 2 гвоздя. Сколько гвоздей понадобилось кузнецу? (24)

Другой пример: в 5-6 классах при изучении  обыкновенных дробей можно предложить   старинную задачу о лесорубах, которая вызывает у ребят живой интерес и много споров. (Как  правило, я  даю  ребятам  подумать до следующего дня, посоветоваться дома с родителями. А  на следующем  уроке мы  ее разбираем.)

Задача: Два лесоруба, Никита и Павел, работали вместе в лесу и сели завтракать. У Никиты было 4 лепешки, у Павла -7 лепешек. Тут к ним подошел охотник.

-Вот братцы, заблудился в лесу, поделитесь со мной хлебом-солью.

11 лепешек было разделено поровну на троих. После завтрака охотник нашел у себя в карманах гривенник (10 копеек) и копейку и подал лесорубам. Охотник ушел, а они заспорили, как поделить эти деньги. Никита говорит: «Деньги надо разделить поровну». А Павел возражает: «За 11 лепешек - 11 копеек. У тебя было 4 лепешки, значит, тебе - 4 копейки. У меня было 7 лепешек - значит мне 7 копеек». Кто из них прав?

(Ответ: Нужно отдать   Павлу - 10 копеек, а Никите - 1 копейку. Объяснение: Каждый из них съел по 11/3 лепешки, а отдали охотнику по - разному: Павел отдал 10/3 лепешки, а Никита отдал 1/3 лепешки.)

Устное задание на уроке алгебры. Вычислите, из полученных букв составьте слово.

C:\Users\ADMIN\Desktop\Безымянный.png

В 9 классе на уроке алгебры по теме «Последовательности»  можно привести пример последовательности Фибоначчи  (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих). Интересно, что каждое третье число этой последовательности – четное, каждое четвертое делится на 3, а  каждое пятнадцатое оканчивается нулем. Числа Фибоначчи встречаются в «золотом сечении», в расположении семян подсолнечника, в шишках растений, в цветке ромашки. Фибоначчи  (13 век, Италия) изучал размножение кроликов и заметил  эту закономерность, которая потом стала носить его имя. Я всегда показываю ребятам фокус с последовательностью Фибоначчи, который им очень нравится и они пытаются его повторить. Потом мы этот фокус «разгадываем», т.е. объясняем.

Фокус: Я прошу ребят в тетрадях столбиком записать 10 чисел так, чтобы это была последовательность Фибоначчи. (Предлагаю первые два числа взять однозначные, чтобы ребятам было легче считать). У каждого получается своя последовательность Фибоначчи. Затем прошу каждого посчитать сумму этих 10 чисел и записать отдельно этот результат, чтобы никто не видел. Потом я объявляю, что я могу эту сумму почти мгновенно назвать, лишь только я увижу саму последовательность Фибоначчи. Ребята, конечно, не верят мне  и сомневаются. Затем я прохожу по рядам и у каждого ученика, посмотрев в тетрадь на его последовательность, почти мгновенно называю ответ. Все совпадает, ребята в изумлении и хотят узнать, в чем секрет фокуса. (Секрет прост: Когда я смотрю на последовательность Фибоначчи, на самом деле меня интересует только 4-й с конца член этой последовательности, т.е. 7-й член. Я его  быстро (устно) умножаю на 11 и получаю результат. Фокус основан на факте: При сложении всех членов этой последовательности  всегда получается сумма в 11 раз большая, чем 7-й член. Мы с ребятами потом проделываем небольшую работу по доказательству этого фокуса, т.е. в общем виде складываем все члены последовательности, приводим подобные, выносим за скобки 11 и получаем результат.

Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни,, питания, спорта, о  вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики, основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье. В ходе решения таких задач ученики узнают много новых фактов о своём теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

Роль учителя очень велика, так как задания призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, а учитель комментариями по ходу выполнения заданий будет помогать систематизации знаний.

Задачи о здоровье для 5 класса.

1. Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых, будет курящих людей в мире к 2025 году?      Ответ: 1 млрд.  700 млн. человек

2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?            Ответ:   42 мг

          3. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут.  На сколько сокращает  себе  человек жизнь  ежегодно, если  он курит ежедневно 10 сигарет в день?                              Ответ:  на 365 часов, т.е. на 15 дней.

          4. Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?     Ответ: 1,2 часа.

         5.   Сердце  нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов  в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?       Ответ: 7200-14400 ударов.

  1. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?       Ответ: 94 кости.
  2. Скорость передачи сигналов по нервным путям 430 км / час. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2 с?                   Ответ: почти 240 м.
  3.  Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145 см?     Ответ: 2 км 88 м.

Для 6 класса:

  1. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь  курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 65 лет? (Ответ: почти на 10 лет)
  2. В России каждые 9 секунд умирает 1 человек   от болезней, вызванных курением. Сколько в России умирает ежемесячно, ежегодно от курения?  
  3. Голова человека составляет 1/8 размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 21 см?          Ответ: 168 см.

      4. Длина новорождённого составила 52 см. Какова длина его головы, если она составляет ¼ его тела?               Ответ: 13 см.

      5. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?              Ответ: на 15 лет. 

    (Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни).

     6. Масса крови взрослого человека составляет 3/40 от массы его тела. Сколько литров крови у человека массой 72 кг? Если у человека 6 л крови, то сколько приблизительно он весит?            Ответ: 5,4 л; 80 кг.

    7. Человеческие волосы обычно прекращают расти, достигнув длины в 90 см, что составляет 25% от наибольшей документально подтверждённой длины. Какой длины волосы удалось вырастить польской крестьянке в 18 веке?                   Ответ: 3,6 м.

    8.  Человеческий глаз отчётливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет всего 2/25 от способностей насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха, пролетающая над классом?   Ответ: 300 кадров. 

 (Глаз человека менее совершенен, чем глаз насекомого. Насекомые могут различать до 300 изображений в секунду, максимальные возможности человека – 30 изображений в секунду).

Для 7 класса (тема «Составление уравнений»):

  1. В скелете новорождённого сына на 94 костей больше, чем в скелете счастливого отца. Вместе у них 506 костей. Сколько костей у родителей младенца вместе, если у всех взрослых людей число костей в скелете одинаково?                                         Ответ: 712.

2. У саранчи мышц в 1,5 раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них 1500 мышц?                  Ответ: на 300.

3. Количество литров крови у ребёнка приблизительно на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько литров у каждого, если вместе у них 8 л?         Ответ: 5 л и 3 л.

4. За 70 лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов?           Ответ: 1 000 кг.

5. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует. Какова продолжительность жизни человека?    Ответ: 75 лет.

  (Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так как в это время мозг переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна). 

Для 8 класса :

1. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4. Какова масса мозга среднего человека?               Ответ: 1,4 кг.

2. Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтверждённая длина ногтя.                                                              Ответ: 94 см.   (На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синеватый и синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белёсыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. Белые точечки или полоски могут быть связаны с нарушениями в работе пищеварительной системы).

Для 9 класса (тем  «Решение задач на составление систем уравнений»)

1. Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного человека.                                   Ответ: 24 л/с.    (Нормальный пульс человека – 60-80 ударов в минуту. Ритм современной музыки достигает 200-250 ударов в минуту. Жесткие ритмы стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку организма).

2. Масса скелета взрослого человека 9 кг. Произведение массы воды, входящей в состав скелета, на массу твёрдых веществ, составляющих кости, на 31 меньше, чем разность квадратов их масс. Сколько воды входит в скелет взрослого человека?                 Ответ: 2 кг.

3. Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи.            Ответ: 33 см.  

  Исследовательские и проектные  работы на тему здоровья и здоровьесбережения (например, на тему «Интернет: за и против», «Курение и здоровье человека»).  В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление, приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Применение дидактических игр и  «игровых  технологий»  дает  достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса на уроке. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно применять любым учителям-предметникам. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа. Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и взрослых тоже, успешнее решают те вопросы и проблемы, которые им предлагают в игровой форме.

Здоровьесбережение, безусловно,  зависит  от  объема  и  уровня  сложности  домашнего  задания.  Если ребенок  не  справился  с  домашним  заданием  два-три  раза,  он  теряет  интерес к этому  процессу.  Поэтому  к  дозировке  домашнего  задания  и  мере  сложности нужно  относиться  со  всей  ответственностью:  соизмерять  объем  и  сложность с возможностями  ученика.  Приобщаю  к  выполнению  домашних  заданий  своих учеников  таким  образом:  даю  задания  по  трем  уровням,  то  есть  ребенок  сам выбирает себе объем задания по силам.

Перечисленные приемы здоровьесбережения могут применять в работе и другие учителя, адаптировав материал к особенностям преподавания своего предмета.

     

 Список литературы:

      1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

  1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
  4. Алимова Т. М. Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы  [Текст] : методическое пособие / В. Н. Касаткин. – М. : РОО «Образование и здоровье», 2003.
  5. Н. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва. Аст-пресс.1999г.
  6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
  9.  Биология: Энциклопедия для детей. - М., 1997.
  10.  Задачи с параметрами. /П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский, - М. С. Якир. - М., 1999.
  11.  Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - М., 2001.
  12.  Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.
  13.  Нестандартные задания по математике: 5-11 классы./В.В. Кривоногов. - М., 2000.
  14.  Нечаев М. П. «Современный кабинет математики». - М.:5 за знания, 2006.
  15.  Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС/ Е.Ю.Лукичева. - СПБ, 2013.
  16.  Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.
  17.  Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики

В данной статье приводятся примеры задач , которые помогают  задуматься о ценности здоровья учеников и их близких . Задачи по различным темам можно успешно применять на уроках математики  в ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики

О практическом использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения математики...

Физкультурные минутки с математическим содержанием как элемент применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Описаны примеры физкультурных минуток с математическим содержанием - элементы применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе.

Дается краткая характеристика здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Приводятся примеры из опыта работы....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в старшей школе

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в старшей школе...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе...