"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника".
статья

Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно- волевые качества, развивает чувства и эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Введение.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и духовного воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

 «Сказка пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка». В. А. Сухомлинский

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном  добра над злом. Именно через сказку  дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как  «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными  представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости,  а  значит, происходит заложение основ  моральных и духовных ценностей.  Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях  между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар  переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.

Актуальность данной темы вижу в следующем, а именно: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении ребёнка, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

             Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и  является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  

Цель: сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи:1. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.

Методы и приёмы работы со сказкой.

1.Словесные.

Приёмы: чтение, беседа, пересказ, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей

2.Практические.

Приёмы: игра драматизация, театрализованные игры, речевые игры и упражнения, инсценировка, рисунок.

3.Наглядные.

Приёмы: рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, работа с мнемотаблицами, выставки.

Работу по ознакомлению детей со сказками я провожу поэтапно.

Основные этапы работы со сказкой.

1.Подготовка к сказке. На первом этапе проводится подготовительная работа, знакомство с главными героями. Активно используется наглядный материал: иллюстрации, игрушки. Вся эта работа в дальнейшем помогает лучшему усвоению содержания сказки

2.Знакомство со сказкой.

 Перед началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их на прослушивание. Вся эта работа поможет сконцентрировать внимание детей.

3.Беседа по сказке.

После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.

4.Рассуждаем по сказке. Разнообразные задания и виды деятельности должны способствовать более полному проникновению в содержание сказки и решать некоторые образовательные задачи.

- задания на воспитание добрых чувств

- речевые игры и упражнения по сказке

- театрализованные игры

5.Повторение сказки. В работе используется наглядный материал, словесные дидактические игры: «Начни сказку», «продолжи сказку», «Закончи сказку» и т.д.

Работая со сказками, соблюдая данные этапы происходит более качественное запоминание и знание сказки, что позволяет впоследствии использовать данные знания в разных формах работы.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, духовного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества

Духовно-нравственное воспитание  в сказке: выяснения главного смысла сказки (чему учит? На что нацеливает?).

Если рассмотреть несколько сказок, то мы увидим, что…

Сказка «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце. Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.
           
Сказка «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях. В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.

Сказка «Гадкий утенок». В  нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них. Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек. История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее.

Сказка «Бременские музыканты» учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации. В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах. В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника. Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.

Сказка «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким. Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.

Сказка «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.

Сказка «Дюймовочка» учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он. Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим.

Сказка «Аленький цветочек» учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее. Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила. Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.

Сказка 12 месяцев— светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.

Сказка  «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди. История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение. Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя,ктостарше,актоглавнее.
            Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов.

Заключение.

В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

 Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Формируя нравственные представления у ребёнка в младшем школьном возрасте мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.

По словам философа и педагога И. А.Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Список литературы:

1.Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности»

2.О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;

3.В.А. Сухомлинский «О воспитании»

4.Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год

5.К.Д. Ушинский «Правила воспитания личности ребенка»

6.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

Педагогический опыт по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Опыт работы педагога по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»....

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...