Технологизация образовательного процесса: проблемы и перспективы.
консультация

Киселева Елена Александровна

Технологизация является основным фактором для улучшения результатов педагогического процесса путем не только совершенствования методов, средств и форм обучения, но и совмещения их с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологизация образовательного процесса: проблемы и перспективы. Технологическая культура педагога.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, направленных на повышение качества образования, через снижение доли репродуктивной деятельности обучающихся и самореализацию их познавательной и творческой активности обусловлено разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, основанного на компетентностном подходе.  

Современные образовательные технологии направлены на вариативность, дистанционность и индивидуализацию образовательного процесса, развитие академической мобильности обучающихся всех возрастов и разного уровня образования.

Технологизация является основным фактором для улучшения результатов педагогического процесса путем не только совершенствования методов, средств и форм обучения, но и совмещения их с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля образовательного процесса. Это комплекс конкретных действий, основанных на объективных законах педагогики и поэтому обеспечивающих достижения результата, соответствующим предварительно поставленным целям.

В «Глоссарии современного образования» рассматривают несколько подходов к определению понятия «образовательная технология»:

1. «систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования»;

2. «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению»;

3. «...выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов».

Образовательная технология - это целостную педагогическую деятельность педагога и обучающегося, основанную на конкретной идее, принципах организации, взаимосвязи целей, содержания и методов образования и содержащую в себе ряд функций (индивидуально - групповую, информационно–диагностирующую, организационно – развивающую, деятельностно – эвристическую, духовно–гуманитарную и мотивационно – управленческую функции).

Акцент в данном определении мы ставим на понятии «целостная педагогическая деятельность», модель которой представлена в трех аспектах: концептуальном, содержательном и процессуальном. Следовательно, и в структуру образовательной технологии входят концептуальная основа, содержательные и процессуальные компоненты.

Концептуальная основа – это руководящая идея, модель предстоящей деятельности, позиция обучающегося в образовательном процессе.

Содержательный компонент – это общие и частные цели образовательного процесса, дидактическая структура учебного материала и формы его представления.

Процессуальный компонент – это реализация на практике спроектированной модели образовательного процесса через практическую деятельность обучающихся, направленную на усвоение знаний и умений, основанную на особенных методах, средствах обучения.

Основным компонентом в этой структуре является концептуальная основа. Изучив её, педагог может осмысленно использовать образовательную технологию, подстраивая к конкретным условиям своей педагогической деятельности.

Образовательная технология должна соответствовать критериям технологичности, которые основаны на методологических требованиях, а именно:

1. концептуальность – основана на конкретной научной теории, которая включает психологическое, философское, дидактическое и социально-педагогическое подтверждение достижения образовательных целей;

2. управляемость – механизм, позволяющий гарантировать достижения запланированных результатов, через проведение многоэтапной диагностической проверки текущих результатов образовательного процесса. Управление процессом ведется на основе использования диагностических тестов, которые позволяют предоставить обратную связь в образовательном процессе и координировать деятельность по достижению запланированных результатов через варьирование средствами, методами и целью, разработанных на анализе результатов обратной связи. Гарантией достижения запланированных результатов является эффективное управление процессом образования качественно спланированного образовательного процесса;

3. системность подтверждается наличием основных признаков системы: проектирование образовательного процесса с учетом взаимосвязи всех частей, логикой и целостностью;

4. эффективность – гарантия достижения запланированного результата в соответствии с оптимальными затратами в условиях конкуренции.          Оптимальному образовательному процессу свойственны следующие характеристики:

  •  целенаправленное проектирование образовательного процесса, выполненное с помощью анализа и оптимизации всех его элементов;
  •  доступность обучения и выполнения образовательных программ через оптимизацию уровня усвоения знаний и навыков посредством установления категорий учебных целей на основе государственных образовательных стандартов;
  •  оптимальное использование учебного времени, активизация обучающихся, развитие личности через использование личностно-ориентированных технологий;
  •  наличие систематического диагностического тестирования и управляемости образовательным процессом, на основе использования современных информационных средств для обеспечения систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний и навыков;
  •  возможность по единожды разработанной документации многократно осуществлять образовательный процесс,
  •  воспроизводимость обеспечивает многократное использование другими педагогами в различных группах и гарантирует достижения запланированного результата на основе разработанной педагогико - технологической карты к каждому модулю (теме) образовательной программы;        
  •  динамичность – перспектива развития или трансформации технологии в образовательном пространстве, с целью её эволюционного развития.

Необходимость применения технологий в образовательной практике не требует доказательств, но ещё существует проблема готовности педагога к их творческому применению. Современные тенденции в образовании показывают, что в настоящее время недостаточно знать о существующих образовательных технологиях, а необходимо уметь эффективно применять их в своей профессиональной деятельности. Таким образом, мы видим прямую зависимость понятий «образовательная технология» и «профессионально – педагогическая культура». По мнению Евгении Васильевны Бондаревской, академика РАН, д.п.н., культура педагога относится к основным характеристикам целостной личности педагога, который способен к диалогу культур, а образовательная технология – это одна из педагогических ценностей, которая рождена личностным опытом педагога – творца. Следовательно, можно говорить о творческом осознании понимания технологии: с одной стороны, представление образовательной технологии, как составляющей  технологической культуры педагога, а с другой – как возможность самореализации индивидуальности современного педагога в образовательной среде.

Проанализируем содержание понятия «технологическая культура педагога» и её уровни. Технологическая культура – это сложная подвижная система, составляющими которой являются разные уровни педагогической практики.  Появление этого понятия направлено на ликвидацию отставания процесса внедрения современных образовательных технологий в сознание и практическую деятельность педагогов и активизация их творческого потенциала в отношении создания новых технологий в русле гуманитарной парадигмы. Все звенья этой системы подлежат оцениванию:

  •  педагогическая позиция и профессионально-личностные качества;
  •  технологические знания и культура педагогического мышления;
  •  технологические умения и опыт творческой деятельности;
  •  творческая индивидуальность;
  •  позиция обучающихся по отношению к образовательной технологии.

Технологическая культура педагога предполагает наличие нескольких уровней, каждый их которых зависит от степени сформированности её компонентов. Так же в индивидуально-личностном плане отличие уровней друг от друга заключаются в разной степени осознания педагогом своей профессиональной позиции и творческой индивидуальности, уровня освоенности педагогической техники и технологий.

Разбирая структуру педагогической культуры педагога, можно обозначить три уровня.

Первый уровень (обозначим его, как нормативно – репродуктивный) относится к педагогу, который не имеет всех необходимых профессионально-значимых качеств. Это педагог, осуществляющий педагогическую деятельность по образцу или в соответствии со строго заданным алгоритмом (т.е. на репродуктивном уровне), без опоры на технологические знания, не способен к творчеству и как следствие не добивается высоких результатов в образовательном процессе. Это педагог, который работает четко по инструкциям и рекомендациям и как бы «удалено» или «номинально» реализует образовательную технологию. Нормативно-репродуктивный уровень так же имеет свои подуровни:

  •  знакомство – репродуктивная деятельность педагога, который не может без посторонней помощи применить технологические знания об образовательной технологии в своей педагогической деятельности;
  •  алгоритмический – репродуктивная деятельность педагога, способного по заданному алгоритму реализовывать отдельные фрагменты технологии, но без адаптации под конкретные педагогические условия;

Второй уровень (обозначим его, как адаптивно-эвристический)  относится к педагогу, обладающему необходимыми качествами и осуществляющему свою профессиональную деятельность с опорой на технологические знания. Это педагог, который адаптирует образовательную технологию к конкретным условиям, он имеет склонность к творчеству, но не испытывает постоянного к нему интереса и потребности и, соответственно, имеет средние результаты образовательной деятельности.

Третий уровень (обозначим, как креативно – творческий) относится к педагогу, обладающему всеми необходимыми качествами и осуществляющему профессиональную деятельность по использованию технологических знаний и образовательных технологий на творческом уровне. Он имеет стабильную потребность в творческом росте, добивается устойчивых высоких результатов в образовательной деятельности. Такой педагог может называться педагогом-исследователем.

Образовательную технологию, как процесс по качественному изменению обучающегося, представляют формулой:

Образовательная технология = цели + задачи + содержание + методы + формы обучения.

Процесс организации и реализации образовательной технологии зависит от основных дидактических принципов, которые призваны помочь педагогу определить содержание, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  •  принцип научности и доступности;
  •  принцип системности и связи теории с практикой;
  •  принцип сознательности и активности обучающихся в обучении при руководящей роли педагога;
  •  принцип наглядности;
  •  принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.

Педагогика находится в постоянном поиске путей достижения наиболее высокого результата в работе с обучающимися и регулярно совершенствует свои средства, методы и формы. Но значительное число эффективных методик не позволяет решить проблемы стабильности в обучении, а также гарантировать достижения высоких результатов каждому обучающемуся. Очевидно, что для решения данных проблем необходимо продолжить совершенствование методик, но совместить процесс их накопления и эмпирического отбора с выбором цели и отработкой системы контроля процесса образования. На это и направлен процесс технологизации. Педагогика, оперативно реагируя на изменения социальных условий и требований, создает новые подходы и формы организации образовательного процесса. С целью усовершенствования образовательного процесса и повышения качества образования через повышение заинтересованности обучающихся, все актуальнее воспринимается призыв к переходу от отдельных методик на педагогические технологии.

Образовательный процесс, построенный на технологии, имеет значительные преимущества, по сравнению с процессом, построенном на методике, а именно:

  •  основой технологии является четко определенная цель. В технологии цель – это центральный компонент, что позволяет определить степень её достижения, а в традиционной педагогике проблема целей не является ведущей и степень достижения определяется приблизительно;
  •  в технологии конечная и промежуточная цели определены точно и диагностируемы, что является основой для разработки объективных методов контроля их достижения;
  •  технология сводит к минимуму возникновение ситуации, когда педагог вынужден использовать педагогические экспромты, подбирая доступные варианты.

Методические разработки занятий были ориентированы на педагога и его виды деятельности и воспринимались каждым педагогом по-разному, что позволяло по-разному организовывать деятельность обучающихся. Технология проектирует образовательный процесс и определяет структуру и содержание учебно–познавательной деятельности обучающихся, что позволяет достичь высокой стабильности успехов для всех обучающихся.

Основной составляющей педагогической технологии являются методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, направленной на решение образовательных задач.

Наиболее распространенной классификацией, из сложившихся в истории дидактики, является следующая классификация методов обучения:

- по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся: лекция, беседа, решение задач, работа с книгой, рассказ, демонстрация, инструктаж, упражнения;

- по источнику получения знаний: словесные, использование технических средств, просмотр кино- и телепередач, наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей), практические (практические задания, тренинги), анализ и решение конфликтных ситуаций;

- по степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительный, проблемный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый;

- по логичности подхода: индуктивный, аналитический, дедуктивный, синтетический.

Близко к данной классификации проходит классификация методов обучения, разработанная по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся.

Основным критерием для выбора метода служит характер деятельности и степень самостоятельности и творчества, так как от направленности и внутренней активности обучающихся зависит успех образовательной деятельности.

В данной классификации выделено пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый или эвристический и исследовательский. Каждый последующий метод увеличивает степень активности и самостоятельности обучающихся в деятельности.

Так при объяснительно–иллюстративном методе обучающиеся получают знания из лекций или методической литературы, через экранное пособие. Обучающиеся воспринимают и осмысливают факты, оценки, выводы и остаются в рамках репродуктивного мышления.

Репродуктивный метод позволяет применять изученный материал на основе правила или образца. В данном случае деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, выполняется по четким инструкциям, предписаниям и правилам по аналогии с показанными образцами ситуаций.

Метод проблемного обучения позволяет обучающимся стать свидетелями и соучастниками научного поиска. Перед изложением нового материала педагог ставит проблему, формулирует познавательную задачу и, раскрывая различные подходы, систему доказательств, сравнивая точки зрения, показывает способ решения поставленной задачи. Данный метод является наиболее популярным в образовательной деятельности.

Частично-поисковый или эвристический метод основан на организации активного поиска решения выдвинутых или самостоятельно сформулированных познавательных задач под руководством педагога или опираясь на эвристические программы, указания. При использовании данного метода мышление приобретает продуктивный характер под руководством и контролем педагога или самих обучающихся на основе работы по программам или учебным пособиям. Данный метод позволяет использовать возможности компьютерных программ.

Исследовательский метод направлен на организацию и выполнение обучающимися действий поискового характера: наблюдение, измерения на основе анализа материала, постановки проблем и задач после самостоятельного изучения литературы и других источников. Исследовательский метод позволяет наиболее полно проявить такие качества, как инициатива, самостоятельность, творческий поиск. Таким образом, методы учебной работы переходят в методы научного исследования.

Образовательные технологии обладают качественной спецификой, которая отражает способы образовательной деятельности. Основанием для выбора педагогом определенной образовательной технологии служит ряд критериев.

Основным критерием для выбора технологии, прежде всего, является уровень самостоятельности обучающихся в учебной деятельности. При помощи образовательной технологии можно предугадать степень репродуктивности и творчества обучающихся. В этом понимании крайними будут технологии, которые нацелены на организацию репродуктивной и творческой деятельности обучающихся. Между ними можно обозначить множество переходов и соответствующих технологий – от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.

Дидактически выделить технологию возможно на основе структуры деятельности. Так как необходимо сформировать у обучающихся полный цикл познавательного процесса и профессиональной деятельности, то основным принципом для формирования будет подбор технологий, которые направлены на обучение:

  • выявлению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, умению ставить познавательные задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, основанного на осознании личной значимости процесса познания и результата;
  • технологии, которые обучают планировать, проектировать, моделировать;
  • технологии, которые обучают составлять учебные задачи, выдвигать и разрабатывать гипотезы, управлять решением задач, осмысленному прослеживанию гипотетического метода решения обучающимися, формированию способов решения нормативно–стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задач;
  • технологии, которые решают профессиональные задачи в конкретных условиях, проверяют правильность и эффективность решения, оценивают результат и вносят необходимые коррективы;
  • технологии, которые оценивают ситуации, предполагают афферентный синтез состояния образовательной системы и уровня готовности обучающихся к восприятию новых знаний.

Применяя технологию целевого назначения необходимо помнить, что цель – это наиважнейший показатель в оценке результатов деятельности, именно в ней заложена модель будущего. Цель, которая отражена в образовательном процессе, становится интересной при условии её осознания и перерастания в личностный смысл. Внутренним смыслом обучения является познавательный интерес, который формируется в деятельности. Благодаря этому образовательный процесс становится активным и творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Электронная доска в учебном процессе : проблемы и перспективы".

Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям!...

"Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условии технологизации образовательного процесса"

Осуществление технологической подготовки педагога позволяет ему овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, а так...

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

"Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”

ldquo;Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”. Ежегодный бюллетень.Выпуск3. Материалы республиканской научно-практической конференции. Изд.БИРО.,Уфа-2005. стр.161....

Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....