Проблема одаренных детей в школе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Брагина Галина Сергеевна

Одаренность - это наличие потенциально высоких способностей у человека. Когда их обнаружить и раскрыть в полной мере? Конечно же, в процессе обучения ребенка в школе.

Всегда ли с лёгкостью можно распознать одаренного ребенка? Как выявить одаренных детей и развить их потенциал? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брагина Галина Сергеевна

ПРОБЛЕМА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Одаренность - это наличие потенциально высоких способностей у человека. Когда их обнаружить и раскрыть в полной мере? Конечно же, в процессе обучения ребенка в школе.

Одаренный ученик выделяется яркими достижениями в той или иной сфере деятельности. В классах, в которых веду занятия все дети разные. Кто – то схватывает новый материал налету, а кому – то нужно несколько раз объяснить, подробно разобрать пройденный материал. Есть дети, у которых по всем предметам отличные оценки. Можно ли это назвать одаренностью? Конечно. У меня училась девочка, которой не могла поставить больше тройки за четверть. Но без нее не обходился ни один концерт в нашем образовательном учреждении. Она всегда исполняла песни так проникновенно, так душевно. И это то же проявление одаренности.

Всегда ли с лёгкостью можно распознать одаренного ребенка? Это далеко не так. На своих занятиях стараюсь выявлять таких детей и развивать их потенциал.

Считается, что все маленькие дети обладают определенными задатками и способностями. Почему же тогда одаренных людей лишь единицы? Не все задатки и способности бывают в процессе взросления востребованы. Поэтому нераскрытые возможности просто угасают и больше не проявляются.

Предлагала детям разных возрастных категорий поучаствовать в конкурсе. Нужно было нарисовать природу родного края. От шестого класса участвовало 66% учащихся, в девятом классе только 41%, а в одиннадцатом – 17 % обучающихся.

Очень редко дети бывают талантливыми во всем. Чаще одаренность встречается, в какой - то определенной области, вымещая, к примеру, какие-либо бытовые навыки. В развитии одаренных детей существует явление, которое называется дисинхронией. То есть они могут быть интеллектуально успешными, при этом их социальное и эмоциональное развитие сильно отстает. [2]

Даже став взрослыми эти люди могут быть абсолютно не приспособленными к жизни. Они испытывают проблемы в общении и не могут решить какие - либо практические вопросы. Причин этому несколько:

1) природные особенности;

2) условия развития.

Что же делать, чтобы выявить и развить одаренность? Использовать различные методики. Например, интеллектуальный портрет, характеристика ученика, карта одаренности, методика оценки общей одаренности. Все это может быть использовано как источник дополнительной информации при выявлении одаренного ребенка. Ориентироваться только на ту или иную методику будет не верно.

Наилучшей формой выявления одаренности является психолого – педагогический мониторинг. К нему предъявляют ряд требований:

  1. Комплексный подход в оценивании поведения;
  2. Продолжительность процесса идентификации;
  3. Анализ поведения ребенка в сферах деятельности близких к его интересам;
  4. Работа экспертов, при оценке продуктов деятельности детей;
  5. Выявление признаков одаренности с учетом зоны ближайшего развития;
  6. Многократное использование множества психодиагностических процедур;
  7. Проведение диагностического исследования в ситуации реальной жизнедеятельности;
  8. Вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность;
  9. Анализ достижений детей в различных мероприятиях;
  10. Использование надежных методов психодиагностики (наблюдение, беседа, экспертная оценка)

Можно выделить две целевые установки процесса развития одаренных детей.

Первая – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а так же действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая – воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а так же создание определенных физических и психологических условий для его развития. [1]

Существует определенная стратегия обучения одаренных детей:

  1. Ускорение. Заключается в учете потребностей и возможностей детей, отличающихся высоким темпом развития.
  2. Углубление. Предполагает более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знаний.
  3. Обогащение. Представляет собой обучение детей разнообразным способам и приемам работы.
  4. Проблематизация. Используются оригинальные объяснения, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

Данная стратегия является компонентом обогащенной программы или существует как специальная тренинговая внеучебная программа.

Из вышесказанного следует, что важнейшей задачей для учителя при работе с одаренными детьми является выявление таких учеников и создание условий для их интеллектуального и личностного роста.

Литература:

  1. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика. Казань. ТГГПУ, 2010. – 56 с.
  2. Юркевич И.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000. - 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение одаренных детей в школе

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете...

Проблемы одаренных детей

В данной презентации рассматриваются основные проблемы одаренных детей....

«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

        Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые  свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...

«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

        Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые  свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...

Проблемы одаренности детей на уроке физическая культура.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...