"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».
методическая разработка

Расторгуева Олеся Юрьевна

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_izucheniyu_russkogo_yazyka.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

для выступления на ШМО учителей

 

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Расторгуева О.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из серьезнейших проблем настоящего времени – это падение интереса обучающихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично излагать свои мысли.

Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-отличники отличались вполне посредственными способностями.

«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.

Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.

В современной образовательной системе роль учителя не сводится к роли транслятора знаний, а заключается в мотивировании обучающегося к учебной деятельности, в привлечении всех обучающихся класса к активной творческой работе на уроке, в ходе которой каждый ребенок должен прилагать интеллектуальные усилия.

Как сделать урок русского языка интересным? Данный вопрос давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ответов находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Мой подход к обучению - это мотивация,совместная деятельность учителя и ребенка, вовлечение последнего в работу посредством новых развивающих технологий.

Система повышения учебной мотивации   на уроках:

Разнообразные формы и методы работы на уроке

 

Дифференцированный подход


Мотивация


Индивидуальный подход

 

Благоприятный психологический климат

 

 

Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка:

1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный.  Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. На классных часах продолжается языковедческая работа по речевому этикету: «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы» и т. д. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.

2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята.

3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос.

4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.

Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.Например, на доске запись: Школьники соблюдают правила дорожного движения. – Соблюдайте, школьники, правила дорожного движения.Сравнить: чем отличаются эти предложения, и перейти к теме урока «Обращение» в 5 кл.

Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока. Например, при объяснении суффиксов существительных такую задачу можно поставить в ходе нового материала, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Меняется смысл от одной только буквы.

Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку.

5. Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в основную, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры: «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму), «Четвертый лишний» (развитие логического мышления), загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), работу с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух соревновательности. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

  Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.

Упражнения и приёмы для развития мотивации.

1.Нестандартные уроки как средство мотивации.

(Урок – игра, урок – путешествие, урок – КВН, урок – экскурсия и т. д.).Такая его форма, как путешествие, особенно эффективна при повторении изученного. Например, на уроке учащиеся могут побывать в «Королевстве спряжений», прогуляются по «Лесу частицы «Не», искупаются в «Реке времен», побывать в деревне Дедушки Корня, и в Королевстве приставок Пре- и При-, на станции Крепкий орешек.

2. Инсценирование грамматических сказок позволяет соблюдать единство научности и занимательности. Помогает поддержать интерес к предмету.

 3. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока.

4. Нестандартное начало урока: загадка, шарада, необычное задание, прием метафоры – притчи. 

5.Закрепление правил в игре с мячом. Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

 6. «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

 7. «Автор». … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

8. «Фантазёр». На доске записана тема урока.

 – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме – игры: «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму), «Четвертое лишнее» (развитие логического мышления), загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), работу с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух соревновательности.

11. Игра «Поработай учителем». У каждого ученика на столе лежит карточка с предложениями. Задание: определи и исправь ошибки. Каждый ученик подписывает свою карточку и выполняет задание.

12. «Да-нетка». Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит: – связывать разрозненные факты в единую картину; – систематизировать уже имеющуюся информацию; – слушать соучеников. Например, загадано какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать можно только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание» морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

13. Кластер. Это способ графической организации материала. Посередине чистого листа (доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи. Вокруг «накидать» слова или предложения, идеи, подходящие по данной теме.

14.Синквейн – стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций чувств, сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Синквейн форма свободного творчества, развивает мышление, значит учит думать, обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу. При внешней простоте формы синквейн мощный инструмент рефлексии и мотивации.

Синквейн состоит из пяти строк:

1 строка – тема (существительное);

2 строка – 2 прилагательных или причастия;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – предложение или фраза;

5 строка – вывод (1слово).

Русский язык

Живой, удивительный

Учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

Познание.

Учитель
мудрый, справедливый

Учит, объясняет, творит.
Много идей - мало времени.
Призвание.

15. «Подскажи словечко». (Восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму).

16. «Четвертое лишнее». (Развитие логического мышления).

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон. 

Таким образом, хочется отметить, что, подбирая эффективные методы и формы обучения, любые действия учителя должны быть направлены на достижение одной цели – обеспечение запланированной продуктивной деятельности сообразно индивидуальным способностям обучающегося. Формировать мотивацию - это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову ребенка, а возможность поставить его в такие условия, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом прошлого опыта и внутренних устремлений самого обучающегося.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности

В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности...

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.

Статья предназначена для учителей русского языка и литературы коррекционной школы (для детей с ОВЗ) и коррекционных классов, для учителей классов с интегрированным обучением....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.

Формирование учебной мотивации - это основная  проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов обучения - это основной показатель в работе над этой проблемой....

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...