Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"
статья

Доклад  "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_mart2018.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования личностно-развивающего

обучения на уроках русского языка и литературы.

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла.

Учитель: Ерёмина С.А., март 2018 год.

         Личностно-развивающее обучение акцентирует внимание не только и не столько на усвоении знаний и развитии познавательной сферы ученика, сколько на становлении его личности, оно реализует задачи и обучения, и воспитания. Поэтому в таком обучении необходимо учитывать механизмы развития ценностно-смысловой сферы воспитанника и факторы формирования готовности к саморазвитию, создавать соответствующие условия и ситуации. Различие воспитания и личностно-развивающего обучения заключается в том, что первое реализуется в многообразных видах деятельности (трудовой, игровой, познавательной, эстетической, коммуникативной и пр.), а обучение – преимущественно в учебно-познавательной. С учетом специфики такой деятельности можно конкретизировать условия личностного развития ребенка в обучении:

· уважение и принятие ученика как самоценной личности, опора на положительное в нем, помощь в преодолении трудностей и в решении возникающих проблем;

· обеспечение личностной вовлеченности учащегося в учебную деятельность, возможности удовлетворять в ней познавательные и социальные потребности, апробировать и утверждать собственные позиции, качества, смыслы;

· реализация индивидуализации обучения, обеспечение разнообразия содержания, форм, методов обучения, предоставление учащимся возможности выбора в соответствии с собственными способностями, потребностями и интересами;

· целенаправленная организация осмысления приобретаемых знаний и умений, их значения в жизнедеятельности, поддержка формирования собственной позиции ученика по отношению к изучаемым объектам и явлениям, позитивного отношения к обучению и развитию;

· обеспечение взаимосвязи разных элементов опыта: знаниевого и деятельностного, житейского и научного, рационального и эмоционального.

Реализация данных условий может осуществляться разными способами. Например, субъектный подход в обучении предполагает акцент на развитии ребенка как субъекта учебной деятельности, который вовлечен в нее и способен самостоятельно контролировать и регулировать эту деятельность.

Как указывалось выше, субъект – это источник активности, автор, творец, инициатор преобразований действительности и самого себя. Согласно Е.Д. Божович, «субъект учения – это школьник, который не только усваивает (или даже «присваивает») содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности; при этом регуляция и рефлексия включают не только рационально-логические операциональные, но и личностно-смысловые аспекты»

Становление ребенка как субъекта деятельности – длительный процесс. В целенаправленно созданных условиях к старшему школьному возрасту формируется подлинный субъект учебной деятельности, который:

– ориентирован на ценности познания, развития, творчества, являющиеся источниками соответствующей мотивации учебной деятельности;

– владеет умениями саморегуляции для ее организации и контроля;

– осознает свои возможности и ограничения, себя как творца преобразований в самом себе;

– способен ставить задачи саморазвития и понимает, зачем это надо;

– не только ориентирован на результат, но и увлечен самим процессом познания и саморазвития, что открывает возможности для творческого поиска как подходов к решению учебных задач, так и новых способов осуществления учебной деятельности.

Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы  уроков русского языка и литературы:

- Формирование орфографических навыков  обучающихся.

- Обогащение лексического запаса детей.

- Овладение нормами литературного языка.

- Формирование навыков связной устной и письменной речи.

- Развитие творческих способностей  обучающихся.

Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность и интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.

В схеме данная система выглядит так:

К формированию грамотности я веду учеников сознательным путём, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план и тезисы.

Обогащение лексического запаса детей.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом.

Творческие работы (сочинения, рефераты) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем смысл. 

 Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка.

На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика. Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи  обучающихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: школьники  участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов.

У  обучающихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось не только на формировании общей культуры, но и на их гражданской позиции, на духовно-нравственном становлении.

Овладение нормами литературного языка

  • Отработка орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм
  • Уроки по культуре устной и письменной речи

На любом уроке русского языка во главу обучения я ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо. Стараюсь вводить в урок, в факультативные занятия такие виды работ, которые обеспечивают активность детей, вооружают их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогают ориентироваться  и в жизненных ситуациях.   

Работая по системе развивающего обучения, я пришла к убеждению, что лучшим помощником на уроке является опорный конспект.  На уроках русского языка можно успешно  применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.

Лучший способ пробудить интерес – эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, – лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные»  места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места,  которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.  Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, но и путем  нового вида контроля за усвоением знаний – тестирования.  Система   работы с тестами позволяет мне поэтапно готовить учащихся к сдаче ГВЭ. С целью повышения эффективности урока я применяю такой вид работы, как составление алгоритма. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает мне контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий.

На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей использую  разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. Для успешного усвоения нового материала обучаю  схематизации правил. А в конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий. 
Разноуровневые задания на уроках русской литературы используются при фронтальной работе с классом. Вначале в обсуждение текста включаются самые слабые учащиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. Затем к ним присоединяются ученики среднего уровня, для которых ответы на первые вопросы не вызывают затруднений. На заключительном этапе работы с текстом адресую самые сложные вопросы учащимся продвинутого уровня, которые, кроме того, обобщают мнение, высказанные слабыми и средними учениками. 
Чтобы пробудить интерес к наблюдениям за художественной структурой стихотворения, выявляя её смысл, необходима разработка дифференцированных учебных заданий различного уровня сложности. 
Слабые   учащиеся   могут   использовать   опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме.

Основная цель   уроков   игровой   педагогической   технологии – создание условий для   проявления   познавательной  активности  учеников.  На мой взгляд,  наиболее  приемлемая  для реализации таких задач форма урока - беседа   с   элементами   проблемно-поискового   подхода,   переходящая   в  дискуссию.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт

творческой   деятельности   учащихся.   Ученики   изобретают,   исследуют, сочиняют,  создают  новый для  себя  образовательный  продукт, а, значит,  развивают  способности  и  реализуют  личностный  творческий потенциал.

Личностно - ориентированная технология позволяет  использовать различные типы уроков: урок-диалог, урок-размышление, урок - деловая игра, урок-взаимообучение, урок-презентация, урок-защита проекта и т.д.

Изучая литературное произведение,  использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.

 Психологический климат урока - это необходимый элемент личностно-ориентированной технологии.

   Литература по своей сути предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку литературы достаточно просто игнорировать его личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их понимать себя, другого человека - важнейшие вопросы, которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.

Таким образом, технология развивающего обучения  помогает мне добиться следующих результатов:

1) формирование у  обучающихся самостоятельности мышления, творческих способностей;

2) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;

3) повышение активности  обучающихся во внеурочной работе по предмету;

4) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;  

5) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;

6) активизируются контакты с учителем.

       На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей  обучающихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

Таким образом, в технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.  Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы  обучающиеся имели  потребность в самоизменении и были  способными удовлетворять ее посредством учения, то есть  хотеть, любить и уметь учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...