Доклад на РМО учителей исскуства «Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями».
статья

Перепечина Надежда Васильевна

Обобщен материал по вопросу приобщения особенных детей (ОВЗ) к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_19.11.21moya_na_rmo.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями».

(Перепечина Н.В. - учитель музыки

Вырубовского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ№1»)

         В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         В связи с этим введено   понятие  «дети с особыми образовательными потребностями». Это новый, еще не устоявшийся термин; он призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", «дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии".

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

        --- Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые  призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.

                     

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

-- В этом смысле огромно значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Процесс музыкального обучения для таких детей, несомненно, отличается от обычных занятий со здоровыми детьми - в организации постановки целей, требованиях к восприятию и усвоению знаний, навыков и умений……

Первая встреча человека с музыкой происходит еще в раннем детстве. С самых первых дней жизни он слышит ее в исполнении мамы, улавливая теплоту, душевность, любовь в интонациях родного голоса. Колыбельные, потешки, прибаутки сопровождают ребенка на протяжении всего  детства.

Музыкальные занятия  можно назвать окошком в мир музыки. Именно на основе музыки, в процессе общения с ней развитие ребенка идет по качественному пути. Новое постигается ребенком деятельно и всегда в поле обозрения того, что им уже освоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта.

Что характерно - такие дети всегда с нетерпением и с большой радостью ждут музыкальных занятий, а для педагога это очень важно- видеть желание и отдачу ученика. А когда ещё видишь изменения, происходящие в психоэмоциональном состоянии наших детей, просто начинаешь верить в волшебство музыки.

Огромно значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека.

Работа по музыкальному воспитанию в школе осуществляется в соответствии с различными видами музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- пение;

- музыкально-ритмические движения.

Сфера этих основных видов расширяется за счет включения элементов песенного, танцевального, игрового творчества, а так же игры на детских музыкальных инструментах и инсценирования. Процесс музыкального воспитания организуется в виде групповых и индивидуальных занятий, либо иных по форме, тематических развлечений, праздничных утренников, музыкально-литературных викторин и других разнообразных форм, выбор которых зависит от конкретных целей данной учебно-воспитательной единицы, а так же от уровня мастерства и творческих способностей педагога. Итак, развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Однако, нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в  детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям.

Основная задача  в процессе воспитания детей с аномальным развитием включает в себя:

- стимуляции потенциальных возможностей;

- помощь в преодолении трудностей социальной адаптации;

- вовлечение ребенка - инвалида в мир прекрасного путем активизации его творческого потенциала и  возможностей.

-- Пение включает в себя так же работу над развитием артикуляционного аппарата: артикуляционную гимнастику, дидактические игры на развитие голоса, органов дыхания, мимических групп мышц, стабилизирует нервную деятельность. Способствует решению проблем в речевом плане. Пение обогащает ребёнка новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов,

 Слушание музыки обогащает внутренний мир ребенка - инвалида, пробуждает в нем способность к сопереживанию, сочувствию, действует успокаивающе, расслабляюще или наоборот, - побуждает к действию и активности в зависимости от настроения и характера музыкального произведения, учит ребенка мыслить, фантазировать, творить.

Важную роль играют музыкально-ритмические упражнения. Это целый раздел, куда как составляющая входят упражнения для развития определенных частей тела, рук или ног. Музыкально - ритмические игры способствуют снятию замкнутости, застенчивости, закомплексованности, вызывают положительные эмоции, формируют желание принимать участие в музыкально - игровом действе совместно с педагогом или другими детьми на совместных концертах. В таких играх у них формируется нравственное начало, дружелюбие и доброжелательность к окружающим людям.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики, координации движений, слуха ритмического, тембрового, звуковысотного, укреплению памяти. Музицирование привлекает даже самых робких и инертных детей, пробуждает в них активность в выражении чувств радости и удовольствия от возможности общения с музыкальными инструментами. Участие в оркестре сочетает в себе приобретение навыков игры на детских музыкальных инструментах с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и ощущения собственной значимости, что благотворно сказывается на коррекции эмоционально-волевой сферы. Игра на детских музыкальных инструментах имеет так же и профессионально - ориентационную направленность, поскольку приобретенные умения и навыки в данном виде музыкальной деятельности в будущем могут помочь обрести профессию и стать средством к жизнеобеспечению.

Для реабилитационных целей используется разножанровая музыка, которая выступает иногда не только как самостоятельное средство, но и как дополнительный фактор, интегративный элемент к другой основной деятельности (рисование, лепка, театрализация и т.д.).

Большое значение для успешности коррекционной работы имеет  - развитие творчества. Соприкосновение с музыкой, с изобразительным искусством стимулирует ребенка к созданию собственного творческого продукта, так как сопряжено с эмоционально-образной сферой и способствует самовыражению маленького индивида. Музыка часто соответствует уже имеющему настроению, либо способна изменить его в позитивную сторону. А сочетание организованного процесса музыкального воспитания со свободной музыкальной деятельностью вне занятий, а так же художественно-досуговые мероприятия, дает наиболее глубокий результат и в формировании культуры, и в коррекции имеющихся у данной категории детей в познавательной, эмоциональной, личностной сферах.

--- Активное вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в художественно-эстетическую деятельность осуществляется путем организации концертов, конкурсов с их непосредственным участием. 

 Но далеко не каждый из педагогов готов работать с «особыми» детьми. Кроме знаний, нужны терпение, искренняя заинтересованность в результате, человечность, доброта.

Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдать следующие условия:

 - Замедленный, в отличие от здоровых детей, темп обучения;

  • оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
  • опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
  • дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

На Занятия с детьми-инвалидами, в отличие от занятий с обычными детьми много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, внешней обстановкой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка.

Также - обучая таких детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.

В процессе занятий  отмечается прилежность у этих учеников, необычайная чувствительность к музыке;

Работать с детьми инвалидами очень трудно. Собирая по крупицам малые успехи ребенка  - повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Хочется ещё сказать, что эти дети всё могут и всё умеют, но делают это по-своему. И это нужно понять, принять, подстроиться... И тогда совсем не будет страха в обучении таких детей.

Заключение.

       В каждом образовательном учреждении существует  такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.

Литература.

  1. Безруких М.М. Проблемные дети. М.,2000 – с. 56.
  2. Власова Т.А. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.,1973 –

 с.  112-113.

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.М.,1995-  с. 49.
  2. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.2002 – с. 89.
  3. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия /Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб., 2002 – с. 78-80.
  4. Психокоррекция:теория и практика / Под ред. О.Н.Усановой, Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя М.,1995 – с. 64.
  5. Петрова В.Г. Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Данный материал предназначен для педагогических работников, которые работают с детьми с ОВЗ....

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....