Доклад «Школьный буллинг как причина возникновения суицидального поведения у несовершеннолетних»
статья (5 класс)

Погорельцева Татьяна Александровна

Данный доклад можно использовать для выступления на педсовете, психолого-педагогическом семинаре, на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_bulling.docx188.3 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино

Доклад

«Школьный буллинг как причина возникновения суицидального

поведения у несовершеннолетних»

44036-1

Подготовила: Погорельцева Т.А.

2022 год

    Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность несовершеннолетних, безнадзорность и зависимое поведение подростков – являются следствиями проблемы насилия над детьми.

   Существует много причин, которые приводят к эмоционально-нестабильному состоянию в разном возрасте. Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы познакомить вас с материалом, который может быть использован для профилактики суицидального поведения. Информация  носит информационный характер, включает в себя алгоритм, как действовать в данной ситуации.

     Чтобы разобраться в причинах рассмотрим возрастные особенности и причины возникновения суицидального поведения:


Возрастные особенности суицидального поведения

hello_html_6d1156d7.png

Причины возникновения суицидального поведения

Конфликты в семье

Несчастная любовь

Результат употребления наркотиков, алкоголя

Ощущение безысходности ситуации

Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой)

Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо

Суицид шантажного толка

Школьное насилие

– это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю.

Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.

Насилие бывает: физическое, сексуальное, психическое, эмоциональное, пренебрежение интересами и нуждам ребенка, самоистязание. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
      Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, педагоги или воспитатели, а так же школа как социальный институт.  Однако ситуации насилия взрослыми в школе и семье, жестокого обращения в детской среде чаще всего отрицается и умалчивается по принципу, чтобы «сор не вышел из избы». Обнаруживается несостоятельность педагогических кадров, родителей, иных структур в совладении с насилием несовершеннолетних.

Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений

Хэйзинг (от англ. hazing - издевательство) - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.

Мобинг (от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот, кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.

Дедовщина издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.

Буллинг – длительная, умышленноая физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации. 

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира.

Буллинг – (от английского bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация.  В более широком смысле – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, возникает длительный конфликт.  Однако единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.

 Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопровождаться агрессией, враждебностью, соперничеством, трениями. Но сами по себе они не создают условия для возникновения буллинга.  В ученических классах речь часто идет о власти и влиянии, в результате которых возникают группировки и несправедливые отношения. Отдельные случаи проявления грубости и наглости получают «место» для стабильной реализации. Если на такие инсценированные конфликты не обращают внимания и не прорабатывают, то из них может развиться буллинг.

Школьный буллинг - длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Формы школьного буллинга

Ученик-ученик; взрослый-ученик; ученик-взрослый.

 Как правило буллерами (так называют инициаторов буллинга) становятся:

- дети, воспитанные в условиях материнской депривации;

- дети, воспитывающиеся родителями-одиночками

- дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни  

- дети из властных и авторитарных семей

- дети из конфликтных семей  

- дети с низкой толерантностью к стрессу

- дети с низкой успеваемостью

Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор)

испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

- импульсивны и легко приходят в ярость;

- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

- не испытывают сочувствия к своим жертвам;

- если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;

- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;

- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Поведение агрессора определяется по следующим показателям:

Физическая агрессия.

Словесный буллинг.

Запугивание.

Изоляция.

Вымогательство.

Повреждение имущества.

Выходки буллеров происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу, как в классе, так и в школе в целом. За человеком окончательно закрепляется статус слабого. Появляется эффект привыкания: его неадекватное поведение теперь воспринимается как такое, в котором он сам же и виноват. Человек сам начинает верить в то, в чем его обвиняют. Своими силами он уже не может справиться с ситуацией. Появляются первые признаки нарушения здоровья.

Три существенных признака буллинга:

- неравенство сил,

- повторяемость,

- неадекватно высокая чувствительность жертвы

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

- неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками;

– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,провоцируя агрессию;

– отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок-жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

хорошо ладит с учителями  и плохо со сверстниками;

опаздывает к началу занятий  или поздно покидает школу;

во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

     В  настоящее  время  проблема  агрессивного поведения учеников в школе стоит на одном из первых мест. Уже приходя в 1-ый класс, ребята имеют опыт агрессивного поведения: в детских садах, компьютерные игры, мультипликационные фильмы, которые смотрят дети,   буквально пропитаны насилием и агрессией. Очень часто учителя, психологи, социальные педагоги сталкиваются с родителями, которые тоже учат своих детей агрессивному поведению.

Все работники школ ломают голову  над тем, каким образом,  возможно, снизить агрессивное поведение школьников, начиная  со школьников  младших классов. Одной  из самых трудноразрешимых проблем для педагогического персонала школы является проблема формирования у детей толерантного сознания, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать.

Огромную проблему являет собой буллинг в подростковой среде, так как растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых сложность и противоречивость. На этом этапе частенько закладывается жизненная программа, ведь единожды усвоив позицию «жертвы» либо «агрессора», подросток будет следовать ей всю жизнь. Предупреждение буллинга помогает понизить масштабность данного негативного явления, а также немного сократить перечень задействованных в нем лиц с обеих сторон.

Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура)

Сбор проводится по следующим направлениям:

— от самого пострадавшего;

— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:

— реальность самого буллинга;

— условия осуществления (место, время);

— его длительность;

— основные проявления буллинга;

— его характер (физический, психологический, смешанный);

— интенсивность издевательств;

— их цель;

— число участников;

— их роли:

1. агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву

2. жертва – человек, который подвергается агрессии

3. защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии

4. сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им

5. наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем

— мотивацию каждого из них;

— при каких условиях издевательства не осуществляются;

— события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;

— концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;

— динамику всего происходящего.

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

Скажите ребенку:

Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

        Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Буллинг может происходить в любом классе. Поэтому важно сохранять бдительность, наблюдать за происходящим и при необходимости уметь действовать. Практически у каждого класса и у каждого учителя есть свой собственный опыт в отношении буллинга и, вероятно, также в отношении того, как выходить из такой ситуации.  Этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.

Подростки – самое точное из  «социальных зеркал», и их социально

нездоровое поведение отражает болезни   семьи и общества.
Однако известно, что большинство
   болезней легче предупредить,
чем вылечить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Деструктивные группы в социальных сетях, и их влияние на формирование суицидального поведения у несовершеннолетних»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня с вами я бы хотела поговорить о глобальной проблеме, а именно о том, как деструктивные группы в социальных сетях влияют на формирование суицидального поведени...

Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения  среди несовершеннолетних.Задачи мероприятия:...

Отчет по выявлению и предупреждению суицидального поведения у несовершеннолетних.

Ежеквартально ведется мониторинг суицидального поведения подростков, проводится комплексная профилактическая работа совместно с учителями и родителями, в результате чего подобных явлений не обнаружено...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

Школьный буллинг – как причина возникновения суицидального поведения у несовершеннолетних.

Школьный буллинг –как причина возникновениясуицидального поведенияу несовершеннолетних....