Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Елена Илларионовна Смирнова

В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.  Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Александринская гимназия»

Особенности организации проектной деятельности

 обучающихся на уроках  русского языка и литературы

Выполнила:

Смирнова Елена Илларионовна,                                                                                                                                                                                                                учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

 2020

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и  внеурочной деятельности.

По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское  сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающийся получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый преподаватель со временем её вырабатывает.

Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;  приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Основными требованиями к использованию проектной деятельности являются: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения; проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение); в основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся;  использование исследовательских методов; выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования; работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

 Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы     

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Правила успешной проектной деятельности: в команде нет лидеров, команды не соревнуются друг с другом, все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе, все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Общие подходы к структурированию проекта

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки. 

План действий обучающихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставит цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?)

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий.

5. Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Критерии оценивания работ обучающихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных УУД;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

 Классификация проектов


Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

 Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

- аргументация актуальности принятой для исследования темы,

- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

- определение методов исследования, источников информации,

- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. 

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

Виды проектов по предметно-содержательной деятельности

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта

  1. личностный
  2. парный
  3. групповой

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "обучающийся - обучающийся", "обучающийся - преподаватель", "преподаватель - обучающийся", "обучающийся - класс"  при  помощи  методов, фиксирующих  внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Использование метода учебного проекта на уроках русского языка и литературы

 

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Русский язык  и литература как учебные предметы - плодородная почва для проектной деятельности. Преподаватели-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даёт ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, литературе, изобразительному искусству, прикладному творчеству - могут и должны помогать в работе над проектами в урочной и внеурочной деятельности.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта как на уроке так и во внеурочной деятельности можно представить в виде схемы:

 

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

 

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

         Выполнение заданий требует от обучающихся не только знания содержания материала, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Реализация проектной деятельности на уроке литературы (на примере проекта «Музей «Герои басен И.А.Крылова»)

Литература - один из интересных предметов в школе. С помощью этого предмета  обучающиеся узнают новых писателей, новые художественные произведения, знакомятся с новыми героями. Художественная литература помогает ученикам учиться думать, рассуждать, выражать свои мысли. 

Актуальным и новым для обучающихся является то, что лучше запоминается, то, что можно увидеть, потрогать. Для этого нужен наглядный материал. Если пособие яркое, красивое, то появляется интерес к нему, хочется его рассмотреть, потрогать, запомнить. Так у одной из учениц появилась цель:

создать музей, в котором будут представлены  герои басен И.А. Крылова, выполненные с помощью разных технологий: папье-маше, керамики, изобразительного искусства (Приложение 1).

Задачи, которые поставила перед собой ученица:

1)  Прочитать неизвестные басни И.А.Крылова.

2)  Выбрать техники для изготовления героев произведений И.А.Крылова

3)  Изготовить героев басен для музея как наглядные пособия.

4)  Продумать выставки музея «Герои басен И.А.Крылова».

5)  Использовать материал на уроке литературе при изучении темы "Басни И. А. Крылова".

Новизной данного проекта является то, что наглядные пособия (герои произведений) служат и для изучения литературных произведений и являются предметами декоративного творчества. «Мартышка», «Свинья», "Разборчивая невеста" и "Дуб и Трость" вызывают положительные эмоции, привлекают внимание, у ребят появляется интерес к ним. Ученица считает, что школьникам захочется узнать не только, как выполнены эти пособия, но и прочитать внимательнее художественные произведения, из которых данных героев я взяла. В ее музее будет представлено несколько героев басен И.А.Крылова, это поможет ребятам легче запомнить литературные произведения, потому что пособия, а не тексты легче всего воспринимать и запоминать.

Этапы проекта: 

1 этап:  на этом этапе ученица познакомилась с биографией И.А.Крылова, прочитала незнакомые для нее басни писателя. Для этого посетила школьную библиотеку, изучила информации в интернет – ресурсах.

2 этап: -  изучила литературу по изготовлению героев басен из литературных источников, которые содержат информацию о технике папье-маше, керамике, изобразительному искусству; о методиках изготовления предметов в технике папье-маше, керамике, изобразительном искусстве.

3 этап: - в соответствии с технологией папье-маше и керамики изготовила  героев басен Крылова, декорировала их, выполнила рисунки. Создала музей «Герои басен И.А.Крылова»

         4 этап: - использовала  проект "Музей «Герои басен И.А.Крылова" на уроке литературы при изучении  темы " Басни И.А.Крылова". Для этого продумала названия экспозиций для «Музея "Герои басен И.А. Крылова"; использовала экспонаты, изготовленные с применением техники папье-маше, керамики, а также рисунки.

            Выполненный в технике папье-маше, керамики и рисунков музей «Герои басен И.А.Крылова» был представлен на уроке литературы при изучении темы «Басни И. А. Крылова».

             Наглядные пособия позволяют уйти от обычного восприятия текста,  механического заучивания художественного произведения, помогают представить героев произведений. Мы живём в объемном мире, поэтому объемные предметы воспринимаются лучше и легче, чем плоскостные.

При их использовании ребята активнее работают, внимательнее слушают объяснения, увереннее делают самостоятельные выводы, легче воспринимают материал и запоминают новый художественный текст.

Использование наглядных пособий помогает пониманию учебного материала, его усвоению, укреплению веры в себя, развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядные образы).

В современных условиях учитель должен сделать все возможное, чтобы обучающийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Обучающийся же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

  • зачем?
  • для чего (кого)?
  • как?

 Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для обучающегося проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается обучающимся в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности обучающиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".

          Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. обучающийся должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

         Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

         Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

        Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность.

Список использованной литературы

  1. Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст] / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71.
  2. Байбородова, Л.В. Использование субъектно-ориентированной технологии воспитания в проектной деятельности / Л.В. Байбородова // Воспитание школьников. – 2017. - № 4. – С. 3-10.
  3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.
  4. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
  5. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.
  6. Методика организации исследовательского проекта / А.В. Леонтович. – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с. – (Библиотека журнала «Методист». – 2014. – № 6).
  7. Овечкин, В.П. Особенности учебного проектирования / В.П. Овечкин, А.Е. Причинин // Школьные технологии. – 2017. - № 1. – С. 31-37.
  8. Основы учебно-исследовательской проектной деятельности.pdf https://ciur.ru/shk/SSr_shk/DocLib11/  
  9. Попова, О.А. Мастер-класс для учителей по теме «Проект или ученическая исследовательская работа?» / О.А. Попова, Т.М. Сорочихина, Т.Т. Романова // Эксперимент и инновации в образовании. – 2017. - № 2. – С. 48-51.
  10. Поташник, М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) / М.М. Поташник, М.В. Левит // Управление современной школой. Завуч. – 2016. - № 1. – С. 4-25.
  11. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  12. Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетнева, В.В. Целикова, В.Я. Бармина, М.В. Шуклина. – М.: ИД «Методист».
  13. Проектная компетентность обучающегося как результат основного общего образования: современные подходы к формированию и инновационная практика : материалы межрегиональной интернет-конференции (28 ноября — 2 декабря 2016 года, Нижний Новгород) / ред. коллегия : О. В. Плетенева, В. В. Целикова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2017. — 299 с. — (Сер. «Проектно-дифференцированное обучение»).
  14. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: Методическое пособие / В.Н. Янушевский. – М.: Сентябрь, 2017. – 224 с. - (Библиотека журнала «Директор школы». – 2017. - № 1)
  15. Шкирта Н.В. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы https://open-lesson.net/5237/ 
  16. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. – с.145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...

Особенности организации проектной работы учащихся по технологии

В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способн...

Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г

В данном материале рассматривается,  как  использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы...

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка.

   В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают мето...