Педагогические методики и технологии объективной оценки результатов образования
статья

Сохраннова Татьяна Михайловна

Педагогические методики и технологии объективной оценки результатов образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Сохраннова Т.М.,

                                   учитель высшей квалификационной категории

МКОУ «СОШ №29»

Педагогические методики и технологии объективной

оценки результатов образования

Одним из приоритетных направлений развития отечественного образования является создание общенациональной системы оценки качества. В настоящее время развернута работа по формированию Национальной системы качества образования и Национальной системы оценки качества образования. Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить всех участников образовательного процесса надежной информацией о состоянии и развитии образования на всех уровнях. Доминирующие задачи, которые должны выполняться общероссийской системой образования, заключаются в формировании оптимальных измерителей для различных пользователей, позволяющих эффективно реализовать основные цели системы качества образования.

 В связи с этим особую актуальность составляет параметризация школьного образования, которая предполагает поиск ответов на вопросы: что, зачем и с помощью чего измерять (исследовать, диагностировать, анализировать)? Выявление параметров тесно связано с системным рассмотрением социального заказа общества и личностного смысла учения, готовности образовательного учреждения к осуществлению качественной диагностики.

 Процесс параметризации включает в себя: -определение роли и места мониторинга качества образовательной подготовки учащихся на разных уровнях; -разработку понятийного аппарата качества образования;- определение критериев, показателей, оценки эффективности школьного образования;-определение показателей каждого из выделенных критериев качества.      

 Основными ориентирами модернизации системы контроля и оценки образовательных достижений являются:-открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного;- создание системы оценки выполнения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;-переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях;- стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников  в системе внешнего контроля;-введение, дополнительно к традиционным, новых видов форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей окажет существенное влияние на всю систему оценки контроля результатов обучения.

 Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Система оценивания эффективности процесса обучения и его результатов имеет важное значение в образовательном процессе. Как наиболее объективно оценить необходимые параметры (потенциальные способности, уровень сформированности универсальных учебных действий, набор компетенций, знания, умения, навыки, интерес, уровень мотивации и т. д.)? Какими должны быть методы и средства в каждом конкретном случае?

Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики. В настоящее время в педагогической практике отдельные образовательные учреждения все чаще создают свои собственные оценочные шкалы. Существующая 5-балльная система оценивания противоречит требованиям, которые предъявляет ФГОС. Во-первых, отсутствует критериальный подход оценивания, т. е. отметка выставляется не за результат, достигнутый учащимися, а за урок, устный ответ, контрольную работу и т.д. Ученик плохо осознает, за что он получил отметку. Во-вторых, цифровая отметка учитывает только предметный уровень результатов, игнорируя то, что для оценивания личностных метапредметных результатов необходимы другие выразительные формы. В-третьих, выставляет отметку учитель, не имеющий четко разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Все это требует более эффективных решений и разработок. В последнее время в методической литературе можно найти описания совершенно разнообразных методов, которые могут усовершенствовать процесс обучения. Это такие методы обучения, как тесты, портфолио, проекты, контекстные задачи, кейс-измерители. Все их можно применить в образовательной области «Обществознание». Тест-оценка результатов усвоения общего для всех учащихся программного курса. Им можно заменить традиционные методы оценивания самостоятельные работы и контрольные работы. В последнее время очень распространены методы проект и портфолио. Портфолио позволяет учитывать не только достигнутые учеником результаты в учебной деятельности , но и классифицировать изученную информацию по темам. Проект-сформулированная проблемная задача, которую учащимся необходимо решить. Он позволяет организовать качественный и креативный процесс обучения. Кейсы тоже помогают решать разнообразные задачи, не имеющие единственно верного решения. Контекстная задача –это задача, в условии которой данным является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом, а они должны , используя причинно-следственные связи, ее решить.

С помощью новых методик и технологий оценки результатов образования система оценивания делает учащихся более активными участниками образовательного процесса, способными осознанно выстраивать свою образовательную деятельность от целеполагания до саморефлексии и осуществлять продуктивную и творческую деятельность в процессе учения.

Список литературы

1.  Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Школьные технологии. 2005. №1.,с 181 -195.

2. Звонников В. И.,Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]/ В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

 3. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов/ Науч.ред. В.Н.Ефимов, под общ. ред. Т.Г.Новиковой. – М.:АПК и ПРО, 2004. – 192с.

4.  Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся// Профессиональное образование. 2006. №3.,с 26 – 27.

5.Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1516-1519.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.

Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и...

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

В чём же заключаются новые подходы к оценке результатов образования

В чём же заключаются новые подходык оценке результатов образования...

Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)

Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)...

Методическая разработка "Организация фестиваля «Гимназическое созвездие» как формы системной оценки результатов образования по ФГОС"

В методической разработке описан опыт Организации фестиваля «Гимназическое созвездие» как формы системной оценки результатов образования по ФГОС, который получил общественное признание и с...