Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)
статья

Иванова Инна Константиновна

Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_sot.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Хоринское управление образования»

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на семинар учителей истории и обществознания Хоринского РМО

Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)

 

ФИО     _                       Иванова Инна Константиновна_____                ____

Должность               учитель истории и обществознания ____           _

2021 г.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, Историко-культурным стандартом целью образования в XXI веке является создание наиболее благоприятных условий для социализации школьников, формирования российской гражданской идентичности, развития личности школьников. Исходя из этих требований, МБОУ «Удинская СОШ» поставила перед собой цель - организация оптимального учебно-воспитательного процесса на базе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода. При этом важнейшим результатом образования становится умение выпускника выстраивать личный жизненный проект в контексте социальной и гражданской ответственности, способность учиться и умение инициативно применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, а также поддерживать позитивные социальные ценности.  

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с вышеперечисленными установками: формирование УУД  обучающихся средствами предмета через повышение качества образовательного процесса на основе применения современных образовательных технологий. В преподавании истории и обществознания руководствуюсь требованиями образовательного стандарта: изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций; в результате изучения обществознания школьники  смогут понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём; занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми; действовать в пределах норм морали и права, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

Задачи моей профессиональной деятельности:

  1. Формировать универсальные учебные действия обучающихся, воспитывать социально-значимые качества личности школьника при обучении истории и обществознанию (историко-познавательную, информационную, коммуникативную компетентности школьника; формировать у учащихся  целостную картину общества, адекватную современному уровню знаний о нем; формировать у школьников опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; формировать способности  к личному самоопределению, самореализации; воспитывать чувство общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; способствовать овладению учащимися умению получать из разнообразных источников  и критически  анализировать полученные данные; освоению ими  способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развивать навыки исторического анализа и синтеза. Ученик должен уметь вести дискуссию, разрешать спорные проблемы на основе уважительного отношения к окружающим, владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, уметь определять цели и планировать собственную учебную деятельность и т.д.).
  2. Внедрить современные образовательные технологии в процесс преподавания истории и обществознания в школе: технологии деятельностного подхода, дифференцированного подхода, игровые технологии, ИКТ, технологию развития критического мышления.
  3.  Организовать систему работы в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся (с одарёнными учащимися, коррекционно-консультативной работы с учащимися, испытывающими затруднения в изучении предмета и т.д.).

Для достижения цели я выбрала тему самообразования в межаттестационный период

«Формирование УУД обучающихся через применение современных педагогических технологий». По теме определила задачи:

  1. Изучить современные образовательные технологии (СОТ), обеспечивающие успешность формирования ключевых социальных компетенций учащихся.
  2. Повысить свою квалификацию через курсы по вопросам современной методики преподавания предмета.
  3. Выделить приемлемые для моей работы технологии, методы и приёмы  обучения.
  4. Применять на практике выбранные технологии в педагогической деятельности, совершенствовать содержание и методику проведения уроков.
  5. Разработать в соответствии с новыми образовательными стандартами тренировочно-диагностические материалы в 5-11 классах, позволяющие осуществлять мониторинг усвоения основных тем и разделов каждым учеником; осуществлять контрольно-оценочную деятельность с использованием современных цифровых способов оценивания с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации; вести мониторинг с целью коррекции получаемых результатов.

Предполагаемый результат: внедрение СОТ в учебно-воспитательный процесс, формирование УУД обучающихся, повышение качества образовательного процесса.

Стремлюсь к достижению цели посредством:

- эффективного построения учебного процесса на основе субъект-субъектных отношений, применения современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих индивидуальные особенности развития учащихся;

- применения технологии системно-деятельностного подхода, вовлечения школьников в проектную, исследовательскую, конкурсную деятельность;

- применения  дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, к оцениванию деятельности учащихся; совершенствования методики проведения тематического,  периодического и итогового контроля;  

- создания условий для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, использования на уроках раздаточного материала для индивидуальной работы с учащимися, для формирования УУД и ключевых социальных компетенций учащихся;

- разработки системы интегрированных мероприятий, которые стали традициями учебно-воспитательного центра «Мое Отечество» МБОУ «Удинская СОШ».

Я считаю, что достигать планируемые результаты необходимо, в первую очередь, на уроках, которые должны быть развивающими и личностно–ориентированными. Без знания истории и обществознания невозможно реализоваться в любой сфере жизни. Я ставлю перед собой высокую цель - помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Я считаю, что мои уроки позволяют решить задачи развития личности обучающихся средствами предмета, формирования потребности в самосовершенствовании, поиска своего места в современном мире.

В своей работе я сталкиваюсь с рядом проблем: большинство детей, обучающихся в нашей школе, живут в семьях, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации. Часто в таких семьях нет контроля и заинтересованности в учёбе ребёнка со стороны родителей. Это приводит к увеличению количества детей, имеющих низкие интеллектуальные возможности и низкие учебные навыки. У них схожие трудности: слабо развита речь, низкий уровень внимания, быстрая утомляемость, плохо развита память, высокий уровень тревожности.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет меня перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Ученики являются главными «действующими героями» учебного занятия. Именно «делегирование властных полномочий» детям на уроке стало для меня наиболее сложной задачей. Не скрою, что довольно часто мне хочется взять инициативу в свои руки, но приходится себя останавливать, чтобы дать возможность слабому ученику самостоятельно справиться с заданием и терпеливо выслушать его. Для решения этой проблемы в организации своей работы стараюсь чётко придерживаться плана урока, составленного на основе деятельностного подхода. На каждом уроке вовлекаю учеников в процесс постановки и формулирования целей и задач, стараюсь всегда давать учащимся возможность поразмыслить, сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовые знания.

Начиная работать с учащимися 5 класса, я сталкиваюсь с проблемой адаптации учащихся в новых условиях, преодоления сложного психологического барьера. В этот период у учащихся наблюдается нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как правило, снижение успеваемости. Для решения данной проблемы организую вовлечение каждого ребенка в образовательные ситуации, благодаря которым появляется возможность снять стресс и одновременно развивать у учеников УУД: вступать в учебный диалог; участвовать в беседе; формулировать собственные мысли, выводы; осуществлять совместную деятельность в группах. Особенно помогает в этом игровая технология. Например, в 5 кл. при изучении темы «Древний Египет» предлагаю учащимся представить, что я – древний египтянин, переместившийся на машине времени в 21 век. «Я постараюсь ответить на любые ваши вопросы!» Дети с удовольствием вступают в игру, одновременно рисуя кластер по теме. А на следующем уроке с еще большим рвением сами играют роль древних египтян, отвечая на вопросы одноклассников. В результате и тема изучена и огромный дополнительный материал освоен.

Исходя из выделенных трудностей, я ставлю перед собой следующую профессиональную проблему: формирование УУД обучающихся средствами предмета на основе применения современных образовательных технологий. Для решения которой ставлю перед собой

следующие задачи: выбор наиболее оптимальных технологий; ведение мониторинга сформированности УУД; анализ результативности. Изучив основные СОТ, я пришла к выводу, что понятие «системно-деятельностный подход» интегрирует все направления работы по достижению качественных результатов учебной деятельности.

Такой подход сегодня наиболее актуален, так как он позволяет выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.

Творческое использование возможностей образовательной среды позволяет добиваться хороших результатов в учебной деятельности.

При планировании урока я стремлюсь реализовать следующие основные принципы:

 •    хорошо организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее завершение.

 •    урок должен быть проблемным и развивающим, личностно-ориентированным;

 •    учебные ситуации активизируют деятельность учащихся;

 •    вывод делают сами учащиеся;

 •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

 •    здоровьесбережение (учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей);

 •    урок должен быть добрым.

Переводя тему и содержание урока в учебную задачу, планирую на каждый урок создание образовательных ситуаций. Для этого использую приемы, например, «Яркое пятно», «Противоречие»; составить график или диаграмму по тексту, алгоритм изучения явления или нарисовать кластер, придумать задание к тексту, сочинить синквейн  и т.д.

Стараюсь планировать структуру уроков динамичной. Поддерживаю инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивая приоритет его деятельности. Субъект-субъектное взаимодействие на моих уроках включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализацию целей и анализ результатов деятельности.

Для формирования коммуникативных УУД я использую элементы технологии модульного обучения, которая, по сути, является личностно – ориентированной. Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно – популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной

деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие ученики проявляют заинтересованность, веру в собственный успех, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость.

Моя образовательная деятельность нацелена на формирование у школьников ключевых социальных компетенций посредством применения СОТ на основе психологии усвоения учебных действий. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. «Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...». Об этом писали А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие известные педагоги и психологи. Поэтому организация самостоятельной учебной деятельности обучающихся становится на моих занятиях важнейшим компонентом учебного процесса, который осуществляется на основе компетентностного подхода к содержанию учебных курсов.

Пути решения указанной профессиональной проблемы нахожу в решении задач организации образовательного процесса на основе применения следующих образовательных технологий.

Информационные технологии позволяют организовать более продуктивную деятельность учащихся на уроке. В ходе освоения ИКТ я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (часто одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний. Мною были проведены следующие действия: внедрена система уроков, мероприятий с использованием ИКТ; создана база данных школьников, ведется мониторинг обученности; создана база ЭОР по истории и обществознанию.

 Владея ИКТ, я имею возможность создавать дидактические материалы к уроку (интерактивные игры, тесты, кроссворды и т.п.). В зависимости от уровня класса, возраста учащихся, поставленных задач вариант заданий быстро модифицируется. В последнее время использование мною ИТ при обучении истории и обществознанию значительно расширилось. В своей работе я использую стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса при проведении уроков (5-11 класс); электронные учебники по истории и обществознанию, компьютерные программы-репетиторы; собственные ЦОР, ресурсы Интернета, возможности ИКТ для организации проектной деятельности учащихся.

Формы использования мною ИКТ в процессе преподавания:

1) Интерактивные проверочные работы: использую собственные разработки и коллекции ЦОР. Преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же корректируются). При подготовке к ЕГЭ используем тестовые задания в системе Статград, Решу ЕГЭ. Контроль с помощью ИТ дает возможность быстрее выявить уровень знаний обучающихся. Дети учатся контрольно-оценочной деятельности, у них развиваются навыки самоанализа, формируется адекватная самооценка.

2) Источник информации. Пример: ученики 7 класса рисовали кластеры. Мы их отсканировали, а ученики восьмого класса приготовили конкурс-презентацию по данной теме, используя кластеры семиклассников и найденные в сети.

3) Проблему нехватки наглядности позволяет решить применение ИКТ. Ученики могут просмотреть фрагмент видеофильма, прослушать аудиозапись, совершить виртуальную экскурсию. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность цифровых элементов в сочетании с другими приемами делают урок увлекательным.

4) На уроках истории с использованием интерактивной доски в компьютерном кабинете провожу различные виды работы с контурной картой, ставшие для учеников уже привычными. Опыт показал, что подобная деятельность улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной картой интереснее, чем с обычной.

Метод проектов. 10 лет я работала над методической темой «Использование метода проекта в преподавании истории и обществознания». Здесь огромное значение имеет владение интернет технологиями и технологией сотрудничества. Много лет я применяю работу в творческих группах. Это позволяет привлечь к работе каждого ученика в классе.

Проектная методика это истинно гуманистическая технология. Она обеспечивает не только усвоение учебного материала, но и нравственное развитие обучающихся. Работая над проектом, школьники имеют возможность для самореализации. Для меня важно дать возможность каждому ученику ощутить собственную значимость в выполнении общего дела, создать ситуацию успеха.

Выполнение детских проектов в виде электронных приложений, мини-спектакля или плана индивидуальных занятий (в зависимости от возраста) – это та форма заданий, которая позволяет мне развивать навыки самообразования школьников, обеспечивает усвоение знания на творческом уровне. Использование метода проектов позволило мне индивидуализировать учебный процесс (при делении групп учитываю результаты психологического мониторинга); создать условия для самостоятельной организации учения, развивать творческую деятельность учеников, повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.

Творческие проекты - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп объединяются, чтобы создать выпуск газеты, презентацию, исторический спектакль, фестиваль и т.д. Так, совсем недавно в декабре 2021 г. учащиеся 5-11 классов работали над проектом «Фестиваль культур народов России». Результаты работы были представлены в виде спектакля, художественных номеров, да и сам вечер стал главным результатом.

В младших классах практически на каждом уроке мною применяется игровая технология: операционные, ролевые игры - в зависимости от задач урока. Учебные игры вызывают интерес детей любого возраста, поэтому планирую различные виды уроков: дебаты, аттракцион знаний, заседание учёного совета, «Своя игра», путешествие и т.д.. Часто использую игру «Я - учитель»: выполненную работу одноклассники возвращают на проверку составившим ученикам – «учителям». Так в игре формируются УУД школьников.

Примеры заданий на развитие познавательных УУД 

Тема: «Военные походы фараонов» (5 класс, всеобщая история)

Используется на стадии «Вызов» и «Рефлексия» метод: логические цепочки.

Цель: сформировать первичные исследовательские умения – выделять информацию из  источников и использовать ее для решения задач.

Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая

Оборудование: карта, атласы и контурные карты по теме «Древний Восток»/«Египет и Передняя Азия», текст учебника.

Описание задания:  Ребятам предлагается выстроить логическую цепочку из имеющегося материала ( можно раздавать отдельные листочки на парту, можно на интерактивной доске). В конце урока после изучения темы возвращаемся к логическим цепочками корректируем их.

Критерии оценивания: правильность, полнота, продуманность и аргументированность ответов.

Примеры цепочек:

1 Золотые рудники Нубии- Появление боевых колесниц-Тутмос-Захват добычи и ее дележка.

2 Завоевательные походы фараонов-рост территорий- столица Фивы-обогащение фараона и вельмож-обнищание земледельцев- наемники- чужеземцы.

Тема: «Религия древних египтян» (5 класс, всеобщая история)

 Используется на стадии « Осмысление» метод: инсерт- маркировка текста с дальнейшим заполнением таблицы.( интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления)

Цель: сформировать навыки смыслового чтения, научить основам работы с текстовыми источниками информации

Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах

Оборудование: шаблон таблицы для обобщения полученной информации , текст .

Описание задания: учащиеся знакомятся с текстами источников, заполняют таблицу-шаблон, предлагают свое заглавие к таблице.

Инструкция: ученики получают карточки с письменными источниками по истории Древнего Египта – поэтические и прозаические, художественные и документальные. Их задача – выделить информацию, необходимую для заполнения пропущенных граф в таблице-шаблоне; подобрать подходящее содержанию таблицы заглавие.

Таблица 1.

Боги

Какие силы природы отражали их занятия

Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД 

В принципе на любом этапе работы мы так или иначе формируем данные умения .

Задание 1. Рисуем стоянку первобытного человека.(5класс, всеобщая история)

 Используется на стадии «Вызов» метод: верно-неверно.

Цель: сформировать коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе совместной деятельности, сотрудничества.

Форма выполнения задания: в парах, групповая.

Оборудование: листы бумаги для рисования, карандаши/фломастеры.

Описание задания: учащимся, сидящим рядом, предлагается на основе известной им до изучения материала информации  разработать иллюстрацию по теме «Стоянка первобытных людей». А после мы знакомимся с текстом учебника и исправляем неточности на основе новой информации.

Инструкция: Ставится условие, что идея рисунка должна быть общей, рисунок должен быть наглядным и соответствовать современным научным знаниям.

Критерии оценивания: степень реализации общего замысла (наличие общей идеи, единство смысла), степень наглядности и историчности рисунка, наличие взаимопомощи в ходе выполнения задания, общее эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Примеры заданий на развитие регулятивных УУД 

В первую очередь это методы синквейна, аргументированного эссе, работы с контурной картой.

Тема: «Свободное время». (5класс, обществознание)

Формулируют цель урока – научиться организовывать своё свободное время.

Тема: «Распорядок дня афинянина.» (5 класс, всеобщая история)

Цель: сформировать умение планировать деятельность и время.

Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая.

Оборудование: шаблон-таблица «Распорядок дня» (Таблица 2).

Описание задания: ученики составляют распорядок дня афинского гражданина (мужчины, женщины, мальчика, девочки, слуги, раба, ремесленника, крестьянина, аристократа – на выбор ученика или группы).

Инструкция: ученикам необходимо, опираясь на все доступные им знания об общественной жизни и повседневной культуре греков, заполнить таблицу «Распорядок дня». Затем ученикам предлагается определить основные направления расходования времени своим героем; оценить рациональность использования им своего времени; по возможности, внести коррективы. В конце может быть организована беседа о пользе составления распорядка дня.

Таблица 2. Распорядок дня

Время

Занятие

7.00

Подъем

7.30

Критерии оценивания: соответствие результата работы историческим реалиям Древней Греции; логичность, продуманность, аргументированность полученного распорядка; умение рационально распределить время между различными видами деятельности выбранного героя.

Тема: «Древний Китай»

Использование текста с пропусками. Необходимо на основе изученных тем заполнить пропущенные  слова.

Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).

Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

На севере  китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Одна из основных сложностей при обучении истории и обществознанию - написание эссе. На уроках активно использую чтение с остановками и вопросы Блума (организация чтения с использованием разных типов вопросов). Этот прием использую с 5 класса. Такая работа эффективна при подготовке к решению задач, в которых необходимо умение анализа текста.

При подготовке к написанию эссе помогает составление кластера. В работе учитываю возрастные особенности школьника, который, как правило, не может в полном объеме словесно оформить свои мысли. Считаю, данный факт объясняется недооценкой необходимости развития у детей образной сферы. Одним из эффективных средств формирования умений, на мой взгляд, является собственный рисунок ребенка. При этом я опираюсь на мысль Л.Г. Выготского о том, что рисунок является графическим рассказом ребенка. Отсюда вытекает вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс словесного оформления мысли. Собственный рисунок вносит разнообразие, повышает интерес учащихся к изучению предмета. Вместе с рисунком я использую анализ текста, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, обобщение, план действий и др.

Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках истории и обществознания использую межпредметные связи. Для этого стараюсь рациональнее организовать урочную деятельность и эффективнее проводить работу внеурочную. Так, мы работаем над проектами «Топонимика Хоринского района», «Маршруты Удинской долины», «Летопись Удинского поселения». Таким образом, образовательные цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме.

Для достижения указанных целей применяю системно-деятельностный подход в обучении, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.

Структуру урока планирую следующим образом:

•        мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

•        целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «Вспомнить    →  Узнать → Научиться!»);

•        осознание недостаточности имеющихся знаний (проблемная ситуация);

•        коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);

•        взаимопроверка, взаимоконтроль;

•        рефлексия.

При подготовке к уроку тщательно продумываю свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Планирую проблему, учебные ситуации. Например: «Иван Калита – собиратель земель русских»? Составляю примерный опорный сигнал, который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала выращивается в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

Важнейшую роль играет образовательное пространство. Подбираю наглядность, которая помогает организовать поиск. Активно использую ЭОР. Продумываю содержательно-технологический компонент урока - систему упражнений (диктант по основным понятиям, работа со словарём, анализ документа и т.д.), которые позволяют отрабатывать УУД. Систематичность упражнений есть главная основа их успеха, по словам К.Д. Ушинского.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности. Так, обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, работоспособностью предлагаю задания средней сложности. Дети с неуравновешенным типом нервной системы быстро устают, таким ученикам оказываю систематическую поддержку, меняю виды деятельности.

К примеру, на уроках предлагаю обучающимся задания трёх уровней сложности на выбор. Задания первого уровня рассчитаны на воспроизведение (например, пересказ). Второй уровень сложности предполагает анализ явления (например, установить причины и последствия), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие проблемы (например, дать характеристику исторического явления). Домашнее задание также планирую разноуровневым.

На заключительном этапе занятия провожу итоговую рефлексию: использую эмоциональную оценку обучающимися своей деятельности с помощью опросного листа: «Что вызвало затруднение?» Совместно с учениками выставляем оценки в рабочие карты. Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, так как он видит возможность прогресса.

Применение здоровьесберегающих технологий - это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки, эмоциональную разрядку, отслеживаю психологический климат на уроке, чередую разные виды деятельности. Главное для меня, чтобы мои уроки были уроками сотрудничества, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с заданием, ощущает себя успешным.

Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки как умение работать в группе, высказывать свое личное мнение, выслушивать мнение товарищей, а также создавать благоприятный психологический климат. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Для себя сделала вывод, что при работе в группах дети лучше усваивают учебный материал, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений в лучшую сторону.

    Таким образом, постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы, большую помощь в этом оказывает критериальная система оценивания.

Учебный процесс при освоении учебных программ по истории и обществознанию в рамках формирования ключевых социальных компетенций, выстраиваю таким образом, чтобы помимо приобретения определённого набора знаний и умений, каждый обучающийся смог раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Это заключается в таких умениях обучающихся как самостоятельная организация учебной деятельности (от постановки целей до получения и оценки результата), осуществление проектной деятельности (от выдвижения гипотез, их проверки до владения приёмами исследовательской деятельности), прогнозирование, создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач поискового характера. Это позволяет урокам истории и обществознания играть в воспитании и развитии обучающихся важнейшую роль.

Ссылки на источники

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
  • Яцкина Г.В. Материал по теме: Развитие УУД на уроках истории // 2012. – Социальная сеть работников образования. – URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/09/24/razvitie-uud-na-urokakh-istorii [Дата обращения: 11.04.2015]
  • Сказки и повести Древнего Египта. – СПб.: Наука, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В данной статье  представлены современные образовательные технологии, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания...

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. П...

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознании

Изучение истории и обществознания в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребно...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....