Основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
методическая разработка

Хасанова Диля Маликовна

Выступление на совместном семинаре учителей начальных классов и учителей-логопедов «Формирование лексико-грамматического строя в урочное и внеурочное время»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на совместном семинаре учителей начальных классов и учителей-логопедов «Формирование лексико-грамматического строя в урочное и внеурочное время»

Учитель-логопед Хасанова Д.М.

Основные аспекты формирования

лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Формирование правильного лексического и грамматического оформления предложений является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией. Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.

У детей с ТНР отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Проявления аграмматизмов отмечаются не только в устной речи детей с ТНР, но и при овладении письмом. Аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений нарушений речи. При этом нередко отмечается, что с накоплением словарного запаса увеличивается количество аграмматизмов.

Формирование лексико-грамматического строя речи учащихся является одним из обязательных разделов коррекционной работы на протяжении всего времени обучения. Если проследить динамику формирования речи у учащихся, то окажется, что аграмматизм, постепенно исчезая из обиходной повседневной речи, остается неизменной принадлежностью письменной речи.

В ходе различных исследований установлено, что наибольшие трудности у всех детей с ТНР вызывает употребление предложно-падежных конструкций, преобразование имён существительных, образование имён существительных, согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, образование глаголов движения.

Исходя из выявленных особенностей, можно выделить следующие этапы в работе при формировании грамматического строя речи.

1. Словообразование представляет собой, с одной стороны, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путём соединения, комбинирование морфем. Основным этапом работы должно являться закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа должна быть направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи должно происходить параллельно, после усвоения конкретной морфемы.

2. Формирование словоизменения должно осуществляется с учётом закономерностей развития лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Так, на начальном этапе работы должно проводиться формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Поэтапность заключается в том, что любой грамматический навык основывается на языковом анализе, в процессе которого последовательно проводится работа над:

  • вычленением из предложения лексических единиц и определением их морфологии;
  • установлением связи между лексическими единицами в соответствии с реальным образом в действительности;
  • нахождением грамматической связи между словами и предложениями;
  • моделированием, в процессе которого дети обучаются находить общие закономерности построения предложений;
  • установлением способов графического обозначения этих закономерностей;
  • соотношением записанных предложений с их моделями;
  • составлением модели предложений;
  • составлением предложений по заданным моделям;
  • составлением предложения с последующим моделированием.

Эффективность формирования грамматических понятий обусловлена соблюдением ряда методических условий.

  1. Организация активной умственной деятельности учащихся, сохранение в течение урока активного отношения к изучаемому материалу.
  2. Развитие у учащихся лингвистического отношения к языковым единицам, то есть понимания, для чего существует языковая единица и как ее определить.
  3. Осознание учащимися существенных и несущественных признаков грамматического понятия.
  4. Включение нового понятия в систему ранее изученных понятий.
  5. Раскрытие сущности связи определенных языковых категорий в процессе изучения новой категории.
  6. Использование наглядного материала в процессе изучения нового понятия.

К отбору языкового материала, используемого на занятиях урочного и внеурочного типа, предъявляются следующие требования:

  • предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям учащихся определенного возраста;
  • на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление подбирается хорошо известный материал, усвоенный лексически, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют. Новая лексика и новая грамматическая тема на одном уроке не вводятся;
  • должна соблюдаться последовательность упражнений: упражнения на восприятие всегда идут раньше упражнений на самостоятельное употребление, языковые упражнения – раньше речевых, причем упражнения первого типа направлены на запоминание грамматических единиц, а вторые – на тренировку в употреблении их в речи, т. е. автоматизацию навыков пользования этими языковыми единицами;
  • на уроках развития речи изучаются грамматические конструкции и формы только в практическом плане без грамматической терминологии (она появляется в 3-м классе при условии, что ученики хорошо усвоили значение слова и используют в самостоятельной речи).

Показателями успешности работы по развитию грамматического строя речи при тяжелых нарушениях являются:

  • количественное и качественное усложнение словаря;
  • появление в речи разнообразных синтаксических конструкций;
  • уменьшение количества аграмматизмов;
  • появление развернутой фразовой речи;
  • развитие навыков речевого самоконтроля;
  • развитие коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умени...

Формирование лексико-грамматического строя речи детей коррекционной группы

Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для ...

Занятие по формированию лексико-грамматичекого строя речи для детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме "Рыбы"

Уточнение, закрепление и обогащение словаря детей по лексической теме "Рыбы"...