Реализация Программы целевой модели наставничества в МБУДО ЭБЦ МО г.Братска.
статья

 Наталия Викторовна Молчанова

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование», федеральном проекте «Учитель будущего».

Целью наставнической деятельности в дополнительном образовании выступает воздействие на личность начинающего педагога, на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБУДО «ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Бусыгина И.Г.

заместитель директора

Молчанова Н.В.

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЭБЦ» МО г. Братска

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование», федеральном проекте «Учитель будущего».

Целью наставнической деятельности в дополнительном образовании выступает воздействие на личность начинающего педагога, на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому.

                Наставничество в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Эколого-биологический Центр» муниципального образования города Братска, мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения персонала, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку.

Наставничество в Эколого-биологический Центре – это добровольный вид деятельности социально активных и профессионально компетентных сотрудников. Объединяет их не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять.

Можно выделить некоторые категории педагогов, которые больше всех нуждаются в помощи наставника:

  • молодой педагог – выпускник педагогического ССУЗа или ВУЗа;
  • педагог с опытом работы в учреждениях общего образования;
  • специалист по профилю предмета, не имеющий педагогического образования.

С какими же проблемами зачастую сталкиваются начинающие педагоги? Как правило, нынешним выпускникам педагогических ССУЗов или ВУЗов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования, так как в основном они имеют подготовку по квалификации «учитель». На практике можно наблюдать ситуацию расхождения их базовой подготовки с теми задачами, которые решаются в нашем учреждении.

Именно поэтому необходимо развивать систему наставничества в коллективе, которая бы помогла «начинающему» педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Работа в данном направлении в МБУДО «ЭБЦ» регламентируется локальными актами:

  1. Положением об организации наставничества в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Эколого-биологический Центр» муниципального образования города Братска.
  2. Программой целевой модели наставничества муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический Центр» муниципального образования города Братска.
  3. Положением о Школе молодого педагога.

В МБУДО «ЭБЦ» работают две модели наставничества:

  1. «педагог – педагог»;
  2. «педагог – студент».

Целевой моделью наставничества в МБУДО «Эколого-биологический Центр» является – оказание профессиональной поддержки и практической помощи молодым/начинающим специалистам в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к профессиональной деятельности.

Основная задача руководителя-наставника на начальном этапе становления педагога – это помощь в установлении профессиональных связей в коллективе. Руководитель-наставник определяет профессиональные потребности педагога и, исходя из этого, выстраивает профессиональную общность (пары, триады). Эти связи могут меняться в зависимости от приоритетных индивидуальных задач начинающего педагога.http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2020/06/shched1.jpg?itok=cFqMNFsX

Поддержка происходит в процессе повышения профессиональной компетентности и носит поэтапный характер, включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного) и соответствующих ему профессионально важных качеств. Поэтому наставник выстраивает свою деятельность в три этапа:

  1. Адаптационный этап. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого/начинающего педагога, а также выявляет пробелы в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. Основной этап (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого/начинающего педагога, помогает выстроить ему индивидуальную программу профессионального развития педагога.
  3. Контрольно-оценочный этап. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого/начинающего педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

        Методическая служба учреждения осуществляет шефство на протяжении всего времени становления молодого профессионала, которое происходит в различных формах:

  1. индивидуальное методическое сопровождение педагога педагогом-наставником;
  2. оперативные консультации при подготовке открытых занятий, мероприятий, мастер-классов;
  3. тематические консультации;
  4. занятия в «Школе молодого педагога»;
  5. методическое сопровождение педагогов при участии в конкурсах  профессионального мастерства;
  6. методическое сопровождение педагогов при подготовке к аттестации на квалификационную категорию;
  7. работа по индивидуальной программе профессионального развития педагога.

Так, например, для решения организационно-методических задач выстраиваются профессиональные связи с методистами. Начинающий педагог активно включается в уже традиционные для учреждения механизмы повышения профессиональной компетентности, которые способствуют быстрому и комфортному вхождению в профессию: это посещение педагогических мастерских, методических совещаний, обучающих семинаров, тренингов, деловых игр, мастер-классов, круглых столов и др.

Для обучения и повышения профессиональной компетентности, начинающих педагогов Центра создана «Школа молодого педагога». Слушателями которой являются специалисты, имеющие педагогический стаж работы менее 3 лет, окончившие педагогические профессиональные учреждения, а также молодые специалисты-экологи, окончившие факультет «Экологии» ФГБО УВО «Братский государственный университет», не имеющие педагогического образования.

Цель Школы: обеспечение профессионального становления и роста начинающих педагогов.

Задачи Школы:

  • создание условий для профессиональной адаптации начинающего педагога в коллективе;
  • формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов;
  • формирование индивидуального стиля творческой деятельности;
  • формирование потребности в непрерывном самообразовании.

Планируемые результаты:

  • адаптация и подготовка к профессиональной деятельности начинающего педагога;
  • повышение профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • повышение качества образовательного процесса Учреждения.

Заседание Школы молодого педагога проходят по различным темам: «Методическая деятельность педагога дополнительного образования: подготовка, составление и оформление плана работы с родителями», практикум: «Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса в учреждении», обучающий семинар «Методы, приемы, формы и средства организации деятельности учащихся в системе дополнительного образования», лекция «Учет психологических особенностей детей разного возраста при планировании занятий», педагогическая викторина «С успехом по пути», практикум «Особенности прохождения аттестации педагогов дополнительного образования» и др.

В начале учебного года педагогом-психологом проводится анкетирование «Исследование уровня комфортности молодых и вновь прибывших педагогов в период трудовой адаптации», «Оценка социально-психологического аспекта трудовой адаптации молодых и вновь прибывших педагогов», заполняются диагностические старт-анкеты «Профессиональная деятельность педагога». На основе полученных данных психолог совместно с педагогами-наставниками выбирают траекторию работы с молодыми специалистами.

Все проводимые адаптационные мероприятия помогают безболезненно влиться в коллектив новым специалистам, быстро адаптироваться и эффективно работать.

Так только в прошлом учебном году наши молодые педагоги принимали участие в городских мероприятиях (предлагаемых МАУ ДО «ЦРО» МО г.Братска): онлайн марафон для молодых педагогов и их наставников «Первые шаги», I муниципальный форум молодых педагогов г.Братска, Неделя молодого педагога «Кроссфит компетенций - 2020», Межрегиональный дистанционный слёт педагогических клубов «Профессиональный разговор всерьез и с юмором» и многое другое.

Не умаляя достоинств опытных наставников, отметим преимущества молодых педагогов (педагогический стаж которых до пяти лет, возраст — менее 30 лет):

– новый взгляд на устоявшиеся вещи;

– быстрое и легкое освоение нового, в том числе цифровых образовательных технологий;

– склонность к поиску педагогической индивидуальности;

– отсутствие страха осуждения за ошибки;

– адекватное восприятие критики со стороны администрации и коллег;

– готовность меняться;

– положение «на одной волне» со студентами.

Рассмотрим направления наставничества молодых педагогов над «стажистами».

Цифровая трансформация никого в системе образования не обошла стороной: привычный образовательный контент должен приобрести цифровое воплощение, поэтому разработка электронных образовательных ресурсов стала на сегодня нормой.  Если с подбором учебного материала у педагогов-стажистов не возникает проблем, то оформление его в цифровой оболочке вызывает затруднения.

Аспекты наставничества по модели «молодой педагог — педагог-стажист»:

1.   Совместная разработка электронных образовательных ресурсов.

2. Оказание помощи в организации образовательного процесса в дистанционном режиме с помощью мессенджеров: Skype, Viber, WhatsApp, ВК, Zoom через проведение молодым педагогом мастер-классов, обучающих семинаров по работе в мессенджерах. Использование мессенджеров для установления каналов связи с родителями и обучающимися для оперативной связи и организации продуктивной работы.

3. Демонстрация начинающими педагогами новых цифровых педагогических технологий и инструментов дистанционного обучения, таких как: LearningApps.org,  Google Forms, Padlet  и  др.

4. При подготовке к различным конкурсам. Выбор цифровой платформы для разработки электронного портфолио или сайта педагога, оформление и наполнение его контентом в соответствии с современными требованиями, подбор учебно-методических материалов в электронном формате, оцифровка имеющихся на бумажных носителях материалов.

Таким образом, как показывает опыт наставничества по модели «педагог — педагог» может строиться не только по направлению передачи опыта, педагогического мастерства и т. д. от представителя старшего поколения к начинающему специалисту, но и наоборот. Наставничество — это процесс взаимодополнения, взаимообмена, выравнивания педагогических кадров, причем это взаимовыгодный процесс для обеих сторон.

В нашем учреждении намечается тенденция старения педагогических кадров появилась необходимость в обновлении коллектива Центра. Поэтому с 2017-2018 в Центре, помимо, традиционной формы «педагог-наставник - начинающий педагог» реализуется ещё одна модель наставничества - «педагог-наставник - студент».

В рамках сотрудничества между МБУДО «ЭБЦ» и ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж» составлен договор «О практической подготовке обучающихся по профилю соответствующей образовательной программы». Предметом договора является организация практики со студентами специальностей

44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». Учреждение предоставляет базу для проведения педагогической практики студентов.  Будущие педагоги изучают учебно-планирующую документацию, методическое обеспечение образовательного процесса, посещают и проводят сами занятия, приобретают первый практический педагогический опыт.

При сотрудничестве «педагог-наставник - студент» используется личностно-ориентированный подход, обеспечивающий необходимую осведомленность будущего учителя начальных классов и педагога дополнительного образования о предъявляемых к нему требованиях, в процессе работы с наставником студент знакомится со спецификой деятельности учреждения дополнительного образования, вовлекается в решение задач повышения качества образования и адаптируется в педагогическом коллективе. У него появляется мотивация к профессиональному и личностному росту, он легче вливается в новый коллектив и быстро адаптируется в новых условиях.

Как итог проводимой работы в данном направлении это пополнение педагогического коллектива Центра тремя молодыми сотрудниками-выпускниками Братского педагогического колледжа и Братского государственного университета.

Показатели работы модели «педагог-наставник – студент»:

  1. Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
  2. Овладение методикой проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в соответствии с современными требованиями.
  3. Умение работать с детским коллективом на основе изучения личности ребенка, проведение индивидуальной работы.
  4. Умение проектировать учебное занятие, рабочую программу, дополнительную общеобразовательную программу.
  5. Умение организовывать работу учащихся в профильной смене, экологическом и трудовом отрядах.

        

Что дает работа в рамках Программы целевой модели наставничества:

Для наставника:

  • приобретение опыта работы в качестве наставника;
  • передача опыта работы молодому /начинающему педагогу;
  • создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста.

Для молодого/начинающего педагога:

  • овладение профессиональными навыками и педагогическими технологиями;
  • адаптация в коллективе и получение практической подготовки к профессиональной деятельности;
  • формирование уверенности в своем профессиональном росте;
  • повышение методической грамотности.

Для учреждения:

  • предупреждение оттока кадров;
  • повышение качества образования;
  • повышение уровня аналитической культуры всех участников образовательного процесса.

Практика наставничества отражает давнюю традицию работы с молодым поколением и сейчас является актуальной и распространенной. Наставничество и шефство – это систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества.

Мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого.

При этом не стоит забывать, что это добровольный вид деятельности социально активных людей или волонтеров, которых объединяет не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение строить социальные отношения, получить новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя способным что-то совершать.

От профессионализма педагогических кадров напрямую зависит формирование личностных компетенций у обучающихся, направленных на приобретение навыков адаптации, самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования.

Созданные в Центре тандемы «педагог-наставник - начинающий педагог», «педагог-наставник - студент», через передачу опыта наставника наставляемому, способствуют продуктивному развитию личности начинающего педагога дополнительного образования и студентов, ее социальной адаптации и сформированной уверенности в правильности выбора педагогической деятельности.

Наставничество — не дань моде и не инновация, а традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План «Дорожная карта» Реализации целевой модели наставничества В МКОУ«Брединская СОШ № 4»

laquo;Дорожная карта»Реализации целевой модели наставничества в МКОУ«Брединская СОШ № 4» 2020–2021 учебный год...

Программа целевой модели "НАСТАВНИЧЕСТВА"

Актуальность разработки данной программы.Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит...

Буклет Ресурсного центра для реализации распространения педагогического опыта по направлению: Целевая модель наставничества

Буклет содержит информацию о программе работы ресурсмного центра, а также блок-схему реализации Целевой модели Наставничества в образовательной организации....

Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях

В статье рассматривается вопрос о том, что такое наставничество, какова роль наставника в образовательном процессе....

Реализация целевой модели наставничества в пресс-центре «Поколение»

Презентация к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме,  рассказ о реализации модели наставничества в пресс-центре "поколение"...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...

«О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»

laquo;О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»...