Театрализация на уроках литературы как способ повышения мотивации к обучению.
учебно-методическое пособие

Пашикова Екатерина Андреевна

Данная статья посвящена театральной технологии и способе ее применения на уроках литературы во время изучения творчества И. Гончарова и его романа "Обломов". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya_na_urokah_literatury.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализация на уроке литературы как способ

повышения мотивации к обучению.

Пашикова Екатерина Андреевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Всем педагогам известно, что хороший урок начинается не со звонком, а во время подготовки учителя к уроку. А в народе издавна говорят: правильное начало – половина дела.  Я стараюсь проводить творческие и необычные уроки, чтобы раскрыть личность обучающегося с разных сторон, развить интерес к деятельности, а самое главное – повысить мотивацию к обучению, так как мотивация – это рычаг в дальнейшей работе. От того, насколько замотивирован обучающийся в достижении определенных целей, зависит весь процесс познания.

Во время моего собственного обучения в школе роман «Обломов»                              И. А. Гончарова запомнился мне как скучный и неинтересный. А образ Ильи Ильича вызывал лишь непонимание. Мне было грустно осознавать, что бездеятельный Обломов – главный герой классического художественного произведения. Как же я ошибалась! Когда в университете лишь готовилась стать учителем, я решила перечитать роман, чтобы по-другому взглянуть на это произведение вместе со своими будущими учениками.

Изучать любое художественное произведение – всегда большой труд для учителя и ученика. Сделать так, чтобы современное поколение  заинтересовалось классическим художественным произведением, прочитали его – задача нелегкая. Но выполнимая. Основываясь на высказывании великого мыслителя Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам – понимаю», – можно предположить, что театрализация в образовательном процессе – одно из средств особого постижения мира, других людей, и, наконец, самих себя.

Свой урок литературы в 10 классе я назвала «В гости к Илье Обломову», и этап изучения новых знаний стал, пожалуй, изюминкой моего урока. Этот урок в дальнейшем был апробирован на нескольких классных коллективах и всегда очень выигрывал в сравнении со стандартной подачей того же материала.

Я нашла нетрадиционный выход из ситуации – решила воспользоваться приёмом театрализации прямо на уроке – предложила ребятам наглядно показать сцену встречи Обломова с его гостями, чтобы через тесный контакт с героями произведения обучающиеся открыли для себя это произведение по-особому, чтобы они увидели Илью Ильича Обломова не только как ленивого лежебоку, а как уникального философа, мыслящего иначе, не как все. Илья Ильич не видел проку в том, чтобы суетиться, погрузившись в работу, и не видеть самой жизни, не наблюдать ее красот, не ловить момента, не наслаждаться каждым днем. Его жизненная философия заставляет читателя замедлиться, оглядеться по сторонам, проникнуть в тайны своей души, созерцать мир, не торопясь.

В. А. Сухомлинский выделял театральную игру как важнейший принцип организации образовательного процесса. Театральная технология – это особая техника действия, основанная на системе К. С. Станиславского, на «теории действий» П. М. Ершова. Я преследовала следующую цель: намеренно интерпретировать воспроизведение определенного сюжета средствами театрального искусства, и поэтому в классе нужно поставить импровизированный диван для Обломова, а реквизит, текст и костюмы раздать ребятам до урока. Перевоплощение в литературного персонажа – очень ответственная задача, но с ней под силу справиться любому заинтересованному ученику. Погружение в эпоху, декорации, кадры из художественного фильма, легендарный халат Обломова – все это создаст определенный колорит, и ученики-артисты с удовольствием включатся в эту игру. Обучающиеся, не задействованные в постановке, получают при этом раздаточный материал – таблицу, которую они будут заполнять в течение театрализации. Там они указывают, как тот или иной гость Обломова влияет на него, какие черты характера Ильи Ильича пригодились бы визитёрам на той или иной службе.

В результате применения данного приёма у ребят наблюдается яркое развитие личностных качеств (внимание, воображение, фантазия, воля, память, мышление), также у них появляется возможность испытать чувства, эмоции литературного героя, либо увидеть в его поведении что-то важное, ведь образ литературного персонажа они пропускают сквозь себя. Так происходит качественное усвоение содержания обучения, повышается мотивация – страницы романа дочитываются с большой скоростью.

Хочется отметить, что этот урок позволяет мне помимо роли учителя сыграть роль сценариста и постановщика, а обучающиеся могут раскрыть свой творческий потенциал в полной мере, возможно, поначалу и не ожидая от себя первоклассной актерской игры. Как следствие – появляется и затем крепнет интерес к произведению, к классической литературе, к искусству в целом.

Таким образом, использование театрализации как фрагмента урока обеспечивает гуманизацию всего школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства личной и социальной ответственности замотивированного школьника, в появлении высокого уровня предметной и личной рефлексии, знаний и опыта. Театрализация как прием – это отличный способ выявления артистических способностей и скрытых возможностей личности.

«Искусство должно приводить в действие пружины жизни, склонять разум, убеждать сердце». Действительно, литература и театр вкупе замотивируют ребят на новые свершения, научат подростков тому, что есть жизнь, ведь в жизни мы ежедневно выполняем какие-то роли. И чтобы учиться их исполнять, нужно быть хорошим актером еще со школьной скамьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.Активный метод ...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...

Поиски способов повышения мотивации к обучению математике

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с...

Современные формы контроля как способ повышения мотивации при обучении английскому языку

              В статье  описывается  в основном о происхождении слова "тест" о его значении, роли, о функциях проверки и   форма...

Доклад «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с...