Организация работы с родителями по подготовке учащихся к ВПР.
методическая разработка

Лариса Алексеевна Шемякова

Организация работы с родителями по подготовке учащихся к ВПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Организация работы с родителями по подготовке учащихся к ВПР.

Содержание:

Взаимодействие педагога и родителей в ходе образовательного процесса. Формы взаимодействия образовательной организации, педагога и родителей. Рекомендации родителям студентов, готовящихся к сдаче ВПР.

Взаимодействие педагога и родителей в ходе образовательного процесса

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Поэтому необходимо повысить педагогическую культуру родителей.

Поэтому работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей. Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.
Факторами, тормозящими развитие сотрудничество со стороны педагогов являются: авторитарный характер действий; неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителя; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним. Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются: низкая общая и педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе; отсутствие должного внимания к воспитанию детей; субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка; переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения. Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь. Одно из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей, являются различные формы их обучения: лекции, беседы, тренинги; которые посвящены обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит успешность сотрудничества семьи и школы.

 Существует разработанная система взаимодействия семьи и школы, которая объединяет 3 блока:

- Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

- Участие родителей в управлении школой. 

Система включает:

- проведение родительских собраний (1 раз в четверть);  

- презентация начальной школы (август, февраль);

- консультирование специалистов (психолог, социальный педагог, логопед, учителя высшей категории);

- диагностика возрастных периодов (2 раза в год).
Данная система взаимодействия семьи и школы даёт возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, даёт объективную информацию о работе школы, интереса и потребностях семьи. Формы участия родителей в жизни школы, очень разнообразны и эффективны. Родители свободно взаимодействуют с директором, завучем школы, со специалистами всех профилей. Чаще предметом общения педагогов с родителями, становится неуспеваемость и недисциплинированность их ребёнка. В результате одностороннего общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребёнку, а вследствие, стараются избегать контактов с педагогами, желание общаться; что-то менять в себе, своём отношении к ребёнку и школе напрочь исчезает.

Учителей и родителей ждёт успех в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что они любимы, независимо от того, талантливы они или не очень, дисциплинирован или нет, его любят таким, каков он есть. Любовь родителей и учителей к ребенку должна строиться на взаимоуважении, знании его интересов и потребностей, стремлении оказать посильную помощь, дать совет. Основа воспитательной работы - единство учителя, родителя и ребёнка. Учитель должен донести до родителей, что благополучие ребёнка в семье, является любовь к нему родителей, что создаёт чувство защищённости у ребёнка, и в дальнейшем поможет ему решить многие сложные проблемы. Однако, не стоит забывать, учителя должны постараться, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно учиться.

Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в воспитательной работе, однако есть родители, которые с радостью сотрудничают с педагогами. Совместная работа с родителями заключается в обучении их конкретным приёмам и методам воспитания детей. Родители - главные помощники в воспитании детей. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь как величайшую ценность. Сами же родители, должны научиться слушать и слышать своих детей, понимать друг друга. Педагог должен строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, показывая желание оказать педагогическую поддержку родителям. Учитель должен сформировать у родителей положительный настрой на проблему обучения, воспитания и развития их детей, правильно установить причину неблагополучия и выбрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры. Сюда можно отнести: родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, деловая игра, родительские конференции, день открытых дверей, практические занятия и т.д.

        Рекомендации родителям студентов, готовящихся к сдаче ВПР.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче всероссийской проверочной работе. Как же поддержать выпускника?

   Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

   Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

   Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

   - опираться на сильные стороны ребенка,

   - избегать подчеркивания промахов ребенка,

   - проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

   - создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

   Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

   Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

   Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

   Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

   Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

   - пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

   - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

   - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

   И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Типичные родительские ошибки в ходе подготовки Всероссийской проверочной работе.

 1. Отношение к ВПР, как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.

2. Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», обещая бед в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ВПР, - это плохие помощник и в преодолении стресса.

3. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье.

 4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку.

5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» - не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.

Организация режима дня и питания во время подготовки к ВПР.

В период подготовки к ВПР учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе. Необходимо позаботиться об организации режима дня и полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Старайтесь не допускать перегрузок ребенка. Следите чтобы ночной сон был не менее 8 часов. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Через каждые 30-40 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Рекомендации по подготовке к ВПР

o Подготовьте различные варианты заданий по предмету.

 o Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

o Не нужно зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.

 o Делайте краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике.

 o Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

o Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всей работы, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Рекомендации по заучиванию материала

 o Главное - распределение повторений во времени.

o Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

o Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

o Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

o Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Как избежать ошибок на ВПР?

 Посоветуйте детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:

 1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

 3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.

4. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

Как снять стресс перед ВПР?

Если до ВПР еще есть время можно выполнить ряд упражнений мозговой гимнастики, которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома.

Накануне ВПР

 • Встаньте в день ВПР пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо. Накануне ВПР ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

• С утра перед ВПР можно дать ребенку шоколадку, т.к. глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

• Если ребенок не носит часов, дайте ему часы на ВПР. Это поможет ему следить за временем на ВПР.

• Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи!

• Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат ВПР, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый после ВПР

 • В случае неудачи ребенка на ВПР не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений.

• Найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться снять напряжение.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Киселева Н.В.; Стресс и его преодоление подростками. - Четыре четверти, 2011
  2. https://psy.wikireading.ru/63582
  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-fedorovna-korotkova/vzaimodeistvie-s-roditeljami-sekrety-uspeshnogo-sotrudnichestva-shkoly-i-roditelei.html
  4. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе - 2004 №1 с. 85 - 86.
  5. http://www.psihdocs.ru/n-i-derekleeva.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями учащихся

Суть взаимодействия педагогов в просвещении родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии  и развитии в нем лучших качеств. В основе ...

Мастер-класс «Организация работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях....

Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании...

Методическая разработка на тему "Организация работы с родителями в период подготовки выпускников к ЕГЭ (ГИА)"

Данная разработка поможет как учителям, так и родителям в период подготовки выпускников средней школы к государственной итоговой аттестации. В работе даны рекомендации, которые помогут родителям прави...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Выступление на родительском собрании по теме "Работа с родителями по подготовке учащихся к сдаче ГИА по обществознанию"

Автор даёт общие рекомендации  по поведению при подготовке к ГИА, разбирает способы снятия нервно-психического напряжения в этот период.Такжк представлены рекомендации по выполнению тестирования....