Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал

Беляева Элина Станиславовна

 Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_zdorvesber._tehnologii.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

Тема: «Использование  здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

I блок.  Актуальность темы.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в работе по формированию у детей речевой деятельности позволяют значительно улучшить результативность образовательной работы, разнообразить приемы и методы педагогического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:
1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
2.Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.


II блок .

Современные здоровьесберегающие технологии  в системе развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

1. Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

  • насыщение организма кислородом;
  • улучшение обменных процессов;
  • нормализация психо-эмоционального состояния.

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Практическая часть: 

  • Дыхательные упражнения с использованием тренажёров.

Цель:  формирование  плавного выдоха на предмет.

Упражнения «Шторм в стакане», «Поющие бутылочки», «Выпусти птичку из клетки». «Ложки»

Раздаточный материал: пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля; стеклянные бутылочки, птички на нитках.

  • Дыхательная гимнастика  с опорой на схему.

Цель: дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха.

2. Гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

  • развивают концентрацию внимания;
  • обеспечивают межполушарное взаимодействие;
  • развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями, улучшает аккомодацию.

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.

Практическая часть:

«Письмо носом».

Цель: расслабление мышц глаз. (Слушатели «пишут» в воздухе различные буквы).

Игра «Куда приведёт дорожка». Цель: снятие напряжения, развитие зрительного внимания.

Раздаточный материал: карточки с изображением животных и предметов

3. Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Немаловажно, что как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливают руку ребёнка к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивают ручную умелость.
Существует достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения. При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

4. Самомассаж, су-джок  терапия. Ауриколо терапия.

Всё большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.
По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.
Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.
Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность.

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

Практическая часть:

Упражнение «Ёжик», «Крепкий орешек».

Цель: активизация биологически активных точек на ладонях.

Раздаточный материал: массажёры су-джок, грецкие орехи.

5. Кинезиологические упражнения

  • Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности.
    Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:
  • развитие специализации полушарий головного мозга;
  • синхронизация полушарий головного мозга; развитие мышления, памяти, внимания;
  • развитие способности к произвольному контролю;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

Практическая часть:

Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Замок», «Цепочка», «Осень».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое.

6. Мимическая гимнастика.

Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику, жест. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно стараться заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, расстроился — улыбнулся).

Практическая часть:

Упражнения для выражения двух эмоциональных состояний

Цель: Изобразить и постараться назвать каждое эмоциональное состояние.

Фрукты. Откусили яблоко, оно очень сладкое. А теперь у вас во рту кислый лимон.

Где игрушка? Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и... нашли!

Больно — не больно. Тебе больно, но боль постепенно проходит.

Собака. Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо — ты успокоился.

Царевна Несмеяна. Царевна Несмеяна плачет, а смешит ее Емеля. Покажите плачущую Несмеяну и веселых придворных.

III  блок. Заключительная часть, обмен мнениями.

Таким образом,  оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Полезные советы. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ для РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯИ  РЕЧЕВОГО СЛУХА...

Выступление на семинаре на тему: "Использование ИКТ в профилактике речевых нарушении у детей дошкольного возраста"

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности учителя – логопеда с родителями в профилактике и предупреждении нежелательных проявлении в речевом развитии детей младшего дошколь...