Инновационные технологии в обучении истории в школе.
материал

Михайлова Татьяна Юрьевна

Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».

Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».

 Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Новые технологии в обучения истории в школе».

Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».

Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».

 Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.

Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение. Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. 

   Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

   Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

   Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

   В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций. Настоящее пособие поможет творчески работающим преподавателям осмыслить их теоретически и дополнить недостающими компонентами целостных инновационных подходов для совершенствования профессионального образования в рамках задачи его модернизации.

 Перед учителями истории стоит задача – дать ученикам качественное образование, соответствующее современным стандартам. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс новых технологий в обучении истории, которые позволяют более эффективно использовать учебное время, развивать толерантность и позитивное мышление и делать впоследствии оптимальный профессиональный выбор. Предлагаем познакомиться с педагогическими технологиями, которые способствуют развитию инициативности учеников и повышению интереса к изучаемому историческому материалу

1. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение подразумевает моделирование под руководством педагога проблемных ситуаций, которые предстоит разрешить учащимся. Это требует активной познавательной деятельности, анализа информации, умения видеть закономерности в отдельных исторических фактах. Проблемные ситуации можно моделировать на любом этапе обучения истории: для объяснения и закрепления нового материала или итогового контроля знаний.

С этой целью используются следующие методические приемы:

1.Подведение учеников к противоречию, для которого следует найти метод разрешения;

2.Рассмотрение одних и тех же вопросов, явлений с разных точек зрения;

3.Сравнение, сопоставление и обобщение фактов, что помогает делать выводы из ситуации;

4.Создание ситуаций конфликтов или несоответствий, когда новые данные и факты противоречат устоявшимся в науке историческим фактам.

2.  Модульно -редуктивное обучение.

Редукция представляет процесс сведения информации от сложной к более простой и доступной для понимания и анализа. Для применения технологии модульно - редуктивного обучения в преподавании истории используются следующие приемы:

Например:

  1. Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.
  2. Ключевые слова. Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.
  3. «Задай вопрос». Когда ученик формулирует вопрос, определяется его уровень знаний (чем ниже уровень знаний, тем «проще» вопрос). Хороший вопрос оценивается очень высоко.
  4. Составление тестов. Этот прием позволяет проявить творческие навыки учащихся. Но ученики должны понимать разницу между альтернативным тестом и тестом на соответствие или тестом на исключение лишнего. Поэтому данный прием целесообразно использовать в классах постарше.
  5. Оценка текста. Ученики читают текст и оценивают содержание изучаемого параграфа. Учитель может задавать наводящие вопросы. Например, «Какие даты встречаются в данном параграфе?» и т.д.

Для старших классов можно предложить следующие приемы модульно- редуктивного обучения:

  1. Аналитическая работа. Эта деятельность основана на работе учеников не с учебником, а с дополнительным материалом, хрестоматией. Необходимо продумать задание таким образом, чтобы учащиеся, поработав с данным материалом, пришли к определенным выводам.
  2. «Шифрограммы». Ученики составляют опорный конспект изучаемой или изученной темы. Можно использовать особый язык «кодирования» информации. Задача остальных – расшифровать эту «шпаргалку».
  3. ПОПС – формула.

П – позиция («Я считаю, что…»)

О – объяснение, обоснование («Потому что…»)

П – пример («Я могу это доказать на примере…»)

С – следствие, суждение («Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»)

4) Групповой метод обучения. В ходе такой деятельности возникает индивидуальная ответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению.

Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все они предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

  1. Технологии развития критического мышления

Главная цель этой технологии обучения истории в школе – развитие гибкого мышления и аналитических мыслительных навыков, которые будут использоваться не только во время обучения, но и в повседневной жизни (умение видеть причинно-следственные связи отличать факты от предположений, выделять ошибки или предвзятое отношение, избегать ненужной информации и категоричности суждений и т. д.). Этапы:

вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к освоению новой информации);

осмысление содержания (изучение материалов из учебников и альтернативных источников);

рефлексия (обобщение изученной информации, размышления и проверка памяти учащихся).

Главная роль в этой технологии обучения отводится тексту: его чтению, анализу, трансформации, пересказу, обсуждению. А главная задача – освоить указанный текст, сформировать собственное мнение и уметь его уверенно и доказательно донести другим.

  1. Игровые технологии

Игра – одна из образовательных технологий в преподавании истории, по которой моделируются разные явления прошлого и «оживают» действующие лица истории. Главная цель в этом случае – создать специфическое эмоциональное отношение учащихся к историческим явлениям, что требует максимальной мобилизации знаний и умений, а также побуждает углублять знания.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В литературе существует множество определений этого понятия. Приведем лишь некоторые из них. По мнению Беспалько В.П., педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. [4, с.18] Кларин М.В. дает такое определение: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». [17, с.96]

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Первое упоминание о таких технологиях можно найти уже в папирусах ДревнегоЕгипта.

Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Игра приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для нихпроцессе. [29, с.11]

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. [27, с.8] Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. А таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок. И не удивительно, что игра стала основой для развития игровых технологий.

Игровые технологии подразделятся на:

1. развлекательные (возбуждение эмоций);

2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);

3. диагностические (целью является выявление отклонений в развитии и обучении);

4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развитияили образования). [18, с.102]

Селевко Г.К. отмечает, что современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы. [27, с.10]

Ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в полной мере, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется в качестве ее средства;

4. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [28, с.34]

 Концептуальными основами игровых технологий являются:

  • психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
  • игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного, личности;
  • игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок;
  • игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»;
  • в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. [25, с.6]

Деловая игра – моделирование ситуаций, когда действие происходит позднее по сравнению с рассматриваемыми фактами, а учащемуся отводится роль потомка (археолога, писателя, журналиста), который анализирует события в истории.

Игра-исследование – подразумевает воссоздание современной ситуации по изучению исторических событий. Она строится на индивидуальной работе, которая выражается в написании письма, статьи для газеты, очерка, фрагмента книги или учебника о выбранном историческом факте.

Игра-обсуждение – подобна предыдущему варианту, за исключением того, что воображаемая ситуация анализируется в рамках групповых дискуссий, круглых столов.

Ретроспективная игра – создание ситуаций, когда ученики занимают позицию участников или очевидцев исторических событий. Основное условие при этом определяется «эффектом присутствия» поскольку все участники предполагают, что так могло быть.

Игровая форма преподавания позволяет ярче воспринимать исторические события, находить и использовать разные источники информации. Она должна вызывать положительные эмоции и устойчивый интерес, который будет нарастать по ходу действия. Играя, ученики незаметно для себя стремятся найти нужные ответы и начинают размышлять, поскольку мало кому хочется быть в положении «отстающего». Победителями часто становятся не те, кто обладает большими знаниями, а те, кто умеет наблюдать, быстрее реагировать и пользоваться воображением.

6. Проектная деятельность

Проект предполагает детальную проработку проблемы с последующим практическим результатом, в ходе чего происходит овладение необходимыми знаниями и умениями. Эта технология обучения истории позволяет развивать способности к исследовательской и созидательной деятельности и умение решать конкретные проблемы.

 По времени проект может быть:

Краткосрочным  (на несколько занятий);

Среднесрочным  (до 1 месяца);

долгосрочным  (до нескольких месяцев).

По форме это может быть индивидуальная или групповая работа, а в зависимости от преобладающего вида деятельности проекты могут быть исследовательские, творческие, информационные или прикладные.    

Задачами совершенствования проектной деятельности в школе являются:

  • укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся системы проектной деятельности;
  • вовлечение в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся и их родителей, создание таким образом творческого коллектива, занятого общим делом;
  • расширение области тематического исследования в проектной деятельности;
  • поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
  • укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно-образовательной сфере;
  • активный поиск партнеров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.

При использовании данной технологии на уроках истории могут быть достигнуты следующие цели:

  • повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через: проживание «ситуации успеха» на уроке; осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания;
  • развитие умений совместной деятельности, коллективной работы;
  • развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение;
  • повышение интереса к предмету.

Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все они предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

Следовательно, в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

   Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

   Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

   Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

   Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

   В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций. Настоящее пособие поможет творчески работающим преподавателям осмыслить их теоретически и дополнить недостающими компонентами целостных инновационных подходов для совершенствования профессионального образования в рамках задачи его модернизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в обучении истории в школе МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Информационные технологии в обучении истории в школе...

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Урок как ведущая форма обучения истории в специальной (коррекционной) школе-интернате

Урок как ведущая форма обучения истории в специальной (коррекционной) школе-интернате Бегун Роман Витальевичучитель истории и обществознанияГБОУ СКОШИ №31, г. Москва Урок в специальной (корр...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Методический уголок.Нобелевский класс. Тема:«Система методов обучения истории в начальной школе во внеурочное время"

В Средней школе селения Цалык уже несколько лет функционирует Нобелевский класс для начальной школы , он подготавливает   к переходу в среднее звено наиболее одарённых детей и потом они успешно з...

Средства обучения истории в современной школе

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядн...

«Коммуникация и коммуникативный подход в теории и практике обучения истории в музее и школе»

Наша жизнь протекает в век глобальной коммуникации. В свете происходящих на сегодняшний день перемен позволяющих с помощью информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только получат...