Статья "Практика работы с текстами в процессе обучения иностранному языку. "
статья

Максимова Марина Васильевна

Данная статья является методической разработкой по теме"Практика работы с текстами в процессе обучения иностранному языку". Изложены виды чтения, этапы работы с текстами, принципы подбора текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика работы с текстами в процессе обучения иностранному языку.

       

Максимова М.В.

МБОУ СОШ № 10 город Серпухов Московской области

  1. О работе с текстами домашнего чтения как способе изучения иностранного языка.

   Чтение, являясь одним из источников получения информации, занимает значительное место в жизни человека. Целью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого речевого сообщения. Процесс чтения - это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированный по системе какого-либо языка. Обучение чтению способствует осуществлению почти всех основных сторон воспитания - умственного, нравственного, эстетического и трудового. Оно способствует развитию образного и логического мышления, воображения, внимания, памяти. При правильной организации занятий у учащихся формируется художественный вкус, они учатся анализировать, обобщать, аргументировать.

    Чтение сегодня это наиболее реальная форма использования приобретённой в школе языковой компетенции.  Сегодня , работая с текстами так называемого  домашнего чтения, в зависимости от целевой установки, учитель использует четыре вида чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

   Просмотровое  чтение предполагает получение общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями.

 Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определённой информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

   Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. В его задачу входит формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащая в тексте, но никак не языковой материал.

   Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте и в массиве текстов вполне определённых данных (фактов, характеристик, описаний, цифровых показателей, указаний).

  Именно работа с текстами домашнего чтения сочетает в себе все виды чтения, о которых говорилось выше. Что касается его целей и задач, то необходимо отметить, то, что с одной стороны это привитие учащимся навыков и умений чтения литературы на иностранном языке, и с другой стороны, развитие навыков и умений речи и письма.

   Для учащихся среднего звена  я использую следующие принципы работы в подборе текстов  для домашнего чтения:

  1. Индивидуализированное домашнее чтение, то есть когда каждый ученик работает над своим, выбранным им самим или подсказанным учителем в соответствии с его интересами, текстом. Данный принцип имеет место в небольшом количестве случаев, так как в группах французского языка мало учащихся со способностями выше средних.
  2. А) Общее классное домашнее чтение, то есть когда весь класс читает общий для всех текст, но с различными по объёму заданиями и установками на чтение в зависимости от языковых возможностей учащихся.

В) Общее классное домашнее чтение, то есть когда весь класс читает общий для всех текст с одинаковыми  по объёму заданиями. Это наиболее часто используемая форма работы с текстами.

   Тематика текстов домашнего чтения должна ограничиваться, как правило, примерной тематикой для устной речи и чтения, предусмотренной программой средней школы. Но, иногда, приходится прибегать к более простым текстам, дабы учебный материал был усвоен всей учебной группой.

   Исходя из целей обучения иностранным языкам в современной школе, в работе с текстами домашнего чтения, необходимо различать два этапа.

  1. Первый этап - собственно чтение как процесс получения информации из текста. Этот этап обязателен в работе над любым текстом. Однако на этом этапе и должна заканчиваться работа над большей частью текстов, предложенных учащимися для самостоятельного домашнего чтения.
  2. Второй этап - беседа на материале домашнего чтения. Этот этап работы должен быть выборочным и распространяться только на часть наиболее подходящих для речевой практики текстов или их фрагментов. На мой взгляд, он должен быть сильно адаптирован, чтобы не был потерян интерес к прочитанному.

   Следовательно,  два основных элемента работы с текстом присутствуют на каждом уроке чтения : проверка понимания прочитанного ( тест, ответы на вопросы) и развитие устной речи на базе прочитанного (монолог, диалог, дискуссия).

  1. Критерии отбора текстов для домашнего чтения

   Работа учителя над уроком домашнего чтения начинается с выбора литературного материала. Его правильный выбор во многом определяет дальнейшие результаты работы. При выборе нужно учитывать особенности учащихся: их интересы, определяемые возрастом и культурным уровнем, а также степень владения языком.

    Тексты для домашнего чтения могут быть сложнее текстов для, например, изучающего чтения на уроке. Учащийся в работе над домашним текстом не ограничен во времени, имеет возможность воспользоваться словарём или дополнительной литературой по своему усмотрению. Ну и , конечно, подбор текстов будет меняться в зависимости от этапа обучения. Существует немало интернет –ресурсов, которые позволяют работать не только с бумажными, но и с электронными носителями.

   В качестве текстов для домашнего чтения целесообразнее выбирать новеллы и рассказы , так как они имеют законченную структуру. Но и романы и  повести также не должны быть обойдены вниманием, причём знакомство со всем произведением необязательно. Так в 6 классе предполагается чтение отрывка из романа А. Дюма « Граф Монте-Кристо», что предполагает введение учащегося в курс событий романа, творчество автора.  В 8 классе имеет место знакомство  с романом А.Дюма «Человек в железной маске» и т.д.

   Работа с текстами домашнего чтения  проходит, как правило, в три этапа: подготовительный , основной (работа над текущим отрывком книги) и завершающий. На первом этапе работы над текстом учащиеся получают  предварительную информацию о писателе, времени и эпохе, в которые происходят описываемые события ; определяют   основную идею текста, чтобы пробудить в  них интерес к читаемому материалу, помочь обучающимся быстрее ориентироваться в её содержании и предварительно разобрать , если есть, те трудные лексические моменты, которые могут затруднить понимание чтения. На этом этапе я  применяю  такие виды работы, как вводная беседа и  обращение с вопросами  к  учащимся с целью проверки правильности  понимания полученной информации ( вопросно-ответные упражнения).

   Второй этап - это  обсуждение очередного отрывка книги и разбор  упражнений, направленных на закрепление встретившегося в нём языкового материала. На этом этапе применяются такие виды работы, которые обеспечивают как контроль, так и обучение пониманию и говорению(например, словарный диктант, упражнения на словообразование).

Что касается третьего этапа  работы, тот он необходим для повторения пройденной лексики и контроля её усвоения, а так же для обсуждения содержания всего прочитанного. В идеале, третий этап должен готовить учащихся к написанию сочинения по прочитанной книге (как один из вариантов). Но он не всегда может быть реализован по причинам указанным выше ( слабая общая подготовка обучающихся)

  1. Заключение

   Большое значение в овладении  иностранным языком как средством общения имеют уроки, планирующие  работу с текстами для домашнего чтения. При правильной организации занятий у учащихся формируется художественный вкус, они учатся анализировать, обобщать, аргументировать. Чтение, являясь одним из источников получения информации, занимает значительное место в жизни любого человека. Обучение чтению, в особенности на иностранном языке, способствует развитию образного и логического мышления, воображения, внимания, памяти.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование текста в процессе обучения иностранному языку

Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Требования, предъявляемые к текстам в процессе обучения иностранным языкам.

Для изучения иностранного языка используются  тексты различной направленности и тематики, отличающиеся набором лексических единиц, стилистической окраской и т.д. От харак...

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

  Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...