: Кем быть? Каким быть? Или некоторые подходы к решению вопросов качества образования и профориентации в рамках учебного предмета «Химия»
материал (11 класс)

Кулишова Ирина Николаевна

Выступление в рамках августовского семенира в КРИПКиПРО о профориентации в рамках учебного предмета "Химия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Кем быть? Каким быть? Или некоторые подходы к решению вопросов качества образования и профориентации в рамках учебного предмета «Химия»

Все мы хорошо знакомы с содержанием  Федерального стандарта начального, основного и среднего образования. В каждом документе делается акцент на портрете выпускника.

       Системным социально-педагогическим ориентиром в создании «портретов выпускников» по ступеням образования послужила принятая в современном цивилизованном обществе (позиция ООН, ЮНЕСКО, «Римского Клуба» и др.) характеристика благополучного, востребованного обществом, развивающегося «Человека 21 века». Его отличительными чертами являются:
- ориентированность на освоение и производство знания и использование новых технологий;
- активное стремление расширить свой жизненный горизонт;
- установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего в рамках общего социо-культурного прогресса человечества;
- активное, компетентное финансовое поведение;
- здоровый и безопасный образ жизни;
- эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
       Совмещение этой развернутой характеристики с целями и задачами стратегической «Концепции 2020», а также с признанными в качестве достижений традициями российской (советской) школы, позволило сформулировать «портреты выпускников».
По ФГОС СПОО портрет выпускника выглядит таким образом:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Основные качества личности, которые выбраны для достижения целей

1.        Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

2.        Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

3.        Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

4.        Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

5.        Жизнерадостность (чувство юмора)

6.        Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать)

7.        Работоспособность

Каждый человек индивидуален. В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность школьнику в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. По словам президента РФ В.В. Путина: «Каждый ребёнок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России». «Вижу в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке. Верю, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития» .

Эти установки предъявляют к образованию новые требования: оно должно быть качественным, практико-ориентированным и должно позволить выпускнику  осознанно подойти к выбору профессии.

   Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

В своем выступлении бывший министр образования А.А. Фурсенко (журнал "Итоги", 5 декабря 2007 года, № 49) отмечал, что  "качественное образование - это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию».

Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным".

Что мы понимаем под качеством образования?

-  Высокие баллы на ЕГЭ по предмету (в нашей школе средний балл по химии в этом учебном году - 70,3, химию сдавали 15 человек. Для сравнения средний балл в прошлом учебном году – 66. Это отличный результат при условии изучения предмета 3 ч в неделю и отсутствия деления класса на подгруппы).

- призовые места на предметных олимпиадах. Ежегодно наши учащиеся становятся победителями и призерами муниципального этапа ВОШ по химии, стать призерами регионального этапа пока не удалось. Но при этом в 2017-2018 учебном году мои учащиеся приняли активное участие в олимпиадах «Будущее Сибири» (заняв I и II место)  и  «Северо-Восточной олимпиаде по химии» (заняв II и III место) , что позволило поступить им в ВУЗы  БВИ по итогам олимпиад (т.к. по результатам ЕГЭ по химии набрали более 75 баллов).

- Участие в конкурсах и конференциях.  2017-2018 г I место в городской научно-практической конференции «Шаг в науку», а в 2019г. II место в межрегиональной конференции «Первые шаги в науку о здоровье» заняла работа «Исследование загрязнения снежного покрова микрорайона Тыргана Рудничного района г. Прокопьевска». В этом году приняли участие в Межрегиональном химическом турнире заняв 4 командное место, и один представитель команды в личном зачете занял I место. При подготовке к турниру, решая исследовательские задачи. не имеющие однозначного ответа, учащиеся познакомились с содержанием таких профессий, как океанолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа, эколог, развивали навыки презентации своих наработок. В ходе защиты своих решений подросткам пришлось выступать в роли докладчиков, опонентов и рецензентов. Они приобрели навыки монологической , доказательной речи, ведения дискуссии, составления уточняющих вопросов и объективного оценивания труда своих сверстников.

Но как уже отмечалось, не может быть качественного образования без профориентации. Профессиональная ориентация (от франц. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформирование), профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

    Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Этапы
Цель
Педагогические задачи

Этап актуализации проблемы выбора профессии (1—4 классы).

Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями.

1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы).

Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

Этап формирования

профессионального самосознания

(8—9 классы).

Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

образования.

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального статуса

(10—11 классы).

Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

Химия уникальная наука, она интегрирует знания всех школьных предметов.  Именно в рамках этого предмета открываются огромные возможности для профориентации. Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 класс е– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.

При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.

При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла . В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность.

Тема «Коксохимическое производство» позволяет применить местный материал по СУЭКу (Сибирская Угольная Энергетическая Кампания). Знакомлю учащихся с особенностями профессии аппаратчик углеобогащения.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности.

«Сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров» ( обобщающий урок по теме «Вода»), примеряясь к роли конкретных специалистов: геохимика, эколога, технолога, фармацевта, гидролога, искусствоведа, геохимика, метеоролога, провизора, океанолога, учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей не только химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к определённым профессиям.

Но химия наука экспериментальная. С подростками 7-8 классов проводим химический эксперимент на учебных и внеурочных занятиях с оценкой и взаимооценкой выполнения этапов работы (проводя объяснение нового материала с использованием практических и лабораторных работ,  мы не только помогаем учащимся понять материал урока, но и формируем важные для трудовой деятельности навыки: умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль над результатами выполняемого трудового процесса), решаем расчетные и экспериментальные практико-ориентированные задач по химии (Например, для борьбы со свекловичным долгоносиком проводят опрыскивание  всходов 4%-ным раствором хлорида бария. Сколько потребуется этого вещества для приготовления 70 кг данного раствора или первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги ещё в 1960-х гг., был 0,85%-ый водный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимого для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85%.). Старшеклассникам, изучающим химию на профильном уровне, важно участвовать в групповой работе на уроке по решению контекстных задач с профессиональным контекстом. Например, Река Томь является главной водной артерией индустриально развитого Кузбасса, что обусловило высокий уровень антропогенной нагрузки на водные объекты речного бассейна. Река и ее притоки собирают загрязненные сточные воды городских жилищно коммунальных хозяйств, предприятий горнодобывающей, металлургической, химической промышленностей, агропромышленного комплекса Кемеровской области. Как результат – интенсивное загрязнение водных объектов нефтепродуктами, фенолами, железом, соединениями азота, органическими соединениями, тяжелыми металлами. Структура сточных вод, сбрасываемых в притоки Томи, существенно отличается от таковой по всему бассейну. Так, доля условно-чистых вод здесь составляет менее 23 %, тогда как загрязненных стоков достигает 71 %, из них около 46 % – сточные воды, не прошедшие вообще никакой очистки.  При этом наибольшую нагрузку традиционно испытывают малые и очень малые реки бассейна. Непосредственно в реку Томь ежегодно поступает 20 тыс. т различных хлоридов,24 тыс. т сульфатов, в р. Аба (г Прокопьевск) 2,2 тыс. т хлоридов, 5,4тыс т сульфатов.

Задания.

1. Сколько тонн соляной кислоты можно произвести из хлорида натрия, содержание которого в сточных водах составляет 12 % от общей массы хлоридов?

2. Сколько тонн серной кислоты потребовалось бы для производства такого же количества сульфата калия, применяемого в сельском хозяйстве в качестве минерального удобрения?

3. Составьте диаграмму сточных вод, поступающих в р Томь

4. В химическую лабораторию принесли пробу воды. Разработайте план мероприятий по качественному и количественному анализу опытного образца. Отчет представить в виде презентации

5. Изучить характеристики основных специальностей и профессий работников химической лаборатории. Отчет представить в виде коллажа.

 Активно привлекаю учащихся к участию в подготовке и проведении внеклассных мероприятий профориентационного характера. По возможности привлекаю к участию в профориентационных конкурсах организуемых ЦДОД, КРИРПО, СУЭК. Решить проблему нехватки времени помогают программы внеурочной деятельности «ПрофиГоризонт», «Химическая лаборатория», «ЭкоПрокопьевск», которые расчитаны на возрастную категорию 12-16 лет

Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профориентационнных занятий «ПрофиГоризонта» позволяет учителю уйти от стереотипов обучения, что делает учебный процесс более увлекательным, мобильным и повышает его образовательный потенциал.

На занятиях данного курса изучаются понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку, разбираются составляющие достойного выбора, выделяется роль профессии в жизни человека.

Обучающиеся узнают важную информацию о психологических особенностях человека, типах темперамента, прогнозируют влияние темперамента на определение направления профессионального самоопределения. Изучая различные факторы, влияющие на профессиональный выбор, школьники учатся ориентироваться в их многообразии, классифицировать их по объекту, целям. Ценность этих занятий в том, что на них проводятся психологические тренинги (эти занятия проводит школьный педагог-психолог), проходят встречи с представителями Центра занятости г. Прокопьевска, осуществляются профориентационные экскурсии в Апптеку № 230, Кодитерский цех, Пожарную часть, на Водоканал.

Таким образом, в условиях профильного обучения реализация профориентационного потенциала учебного предмета «Химия» предусматривает целенаправленную педагогическую деятельность учителя химии по актуализации профориентационного компонента и деятельностной функции содержания на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, созданию ситуаций выбора и профессиональных проб, направленных на подготовку обучающихся к будущему осознанному профессиональному выбору.

http://edusmi.ru/wp-content/uploads/2015/12/bCr0jxVG50Q.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8-9 КЛАССЫ

         Примерная программа по химии для 8-9 классов базоваго уровня образования.Программа рассчитага на 102 часа в 8 классе и 68 часов в 9-ом классе. Программа соотве...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

«Вопросы качества образования: учреждения дополнительного образования»

В новых социально-экономических условиях учреждение дополнительного образования детей становится социальным институтом, который способен наиболее полноценно и эффективно реализовать социально-педагоги...

Современные требования и подходы ориентированные на обновление содержания преподавания учебного предмета «Химия»

Содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность...