СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
учебно-методический материал

Ворошнина Светлана Вячеславовна

Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

Задачи:

- Рассмотреть теоретические основания современных педагогических технологий.

- Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

- Рассмотреть использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовила и провела: Ворошнина С.В.

Аннотация

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

Задачи:

- Рассмотреть теоретические основания современных педагогических технологий.

- Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

- Рассмотреть использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

 Тема нашего семинара «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования»

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности, научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

В дополнительном образовании педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы.

Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активного творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.

Слово «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога (В.М. Монахов).

Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами (В.П.Беспалько);

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «технология» включает три составляющих части:

– Информационную (содержание – «что?») – основополагающие принципы системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

– Инструментальную (ресурсы – «чем?») – инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих.

– Социальную (кадры – «кто?») – «реализаторы» (кадры и требования к ним).

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

  • общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
  • частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
  • локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

  • классно-урочные;
  • альтернативные;
  • академические;
  • клубные;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективных способов обучения;
  • дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

  • традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
  • дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
  • программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

  • авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
  • сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
  • свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
  • личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
  • гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
  • массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
  • технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
  • технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

  • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
  • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитательные;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • гуманистические;
  • технократические;
  • моно- и политехнологии;
  • проникающие.

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

  • универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;
  • ограниченные - для нескольких предметов или областей;
  • специфические - для одного-двух предметов.

По характеру содержания образования технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессионально ориентированные;
  • гуманитарные;
  • технократические.

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

  • педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся);
  • циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем);
  • рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное);
  • ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

  • авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся);
  • дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием);
  • личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
  • классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  • система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);
  • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
  • система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  • система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение;
  • "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития:биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько - дидактических систем):

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в образовательном процессе.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистичекую веру в его творческие силы.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

2.5. Классификация педагогических технологий по категории обучающихся.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению модернизации традиционной системы.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования" учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология "Диалог культур" В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система "Экология и диалектика" Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С: френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - "Школа самоопределения" А. Н. Тубельского, "Русская школа" И. Ф. Гончарова, "Школа для всех" Е. А. Ямбурга, "Школа-парк" М. Балабана и др.).

3. Новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно-ориентированные технологии):

  • вероятностное образование (А. Лобок);
  • развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
  • «Школа диалога культур - ШДК» (В.С. Библер);
  • гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили);
  • преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин);
  • дизайн-педагогика.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать. Подводя итоги рассмотрения понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:

Универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;

Ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;

Специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.

Сегодня ПТ становятся частью современного образовательного процесса, помогающей педагогу повысить мотивацию учащихся к работе, разнообразить формы обучения и, главное, развить у учащихся необходимые компетенции. Но, к сожалению, современный педагог зачастую сталкивается с рядом трудностей при выборе необходимых ПТ.

Первый ряд трудностей связан с тем, что абсолютное большинство практикующих педагогов получило педагогическое образование, ориентированное на работу в советской традиционной школе, поэтому многие вынуждены самостоятельно учиться выбирать и применять ПТ, что бывает достаточно сложно, поскольку большое количество технологий относительно недавно стали использоваться отечественными педагогами и, таким образом, не до конца соответствуют состоянию российской школы. Абсолютное большинство ПТ (технология проектов, кейс-технологии, различные виды дебатов) опирается на активную, часто самостоятельную, работу учащихся (самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени). В то время как наши ученики до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления.

Для некоторых ПТ необходимо определенное техническое оснащение кабинета: компьютер, фотоаппарат, сканер, видеопроектор и др. Применение таких ПТ напрямую зависит от уровня материального оснащения учреждения.

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии.

Но сегодня педагогических технологий применяется много.

Как среди них выбрать?

Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения?

Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня.

Практическое задание 1. 

- Какие технологии на взгляд педагога являются эффективными, а на взгляд обучающихся с помощью каких технологий интересно получать знания:

- развивающее обучение

- проблемное обучение

- коллективную систему обучения

- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ)

- исследовательские методы в обучении

- проектные методы обучения

- игровые технологии

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

- ИКТ-технологии

- здоровьесберегающие технологии

- модульные технологии

- классно-урочная технология обучения

- технология «Портфолио»

- технология дифференцированного обучения

- личностно-ориентированные технологии

Задание 2. Определить педагогическую технологию по высказыванию знаменитых людей:

- Человеческая культура возникла и развертывается в игре и как игра (Й. Хейзинга) – Игровые технологии

- Обучение – это общение человека с человечеством (А. Петровский) – Коллективный способ обучения

- Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий (К. Маркс) – Технологии групповой деятельности

- Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить (А. Дистервег) – Технология проблемного обучения

- Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше (Б. Шоу) - Интерактивные технологии

- Человек по своей природе существо коллективистическое, возникшее и развивающееся в коллективе, через коллектив и для коллектива (А.С. Макаренко) – Технологии коллективного творческого воспитания

- Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих (Р. Декарт) – Технология интеграции в образовании

- Я не знаю большей красоты, чем здоровье (Г. Гейне) – Здоровьесберегающие технологии

- Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь (Л.Н. Толстой) – Воспитательные технологии

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности преподавателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы:

Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- а, так же, учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

- гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

- экономичность резерва учебного времени,

- оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

- применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

- на формирование положительной мотивации к учебному труду,

- интенсификацию коммуникативной среды,

- развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

- охрану здоровья учащихся.

- Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще педагоги пользуются традиционными технологиями. В чем же плюсы и минусы?

Практическое задание 3. Заполнить таблицу, определив положительные и отрицательные стороны технологий традиционного обучения.

Традиционная технология

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на уроке.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения.

Классификация современных педагогических технологий

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

традиционные технологии: относятся к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разно-уровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности и многое другое;

классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков

интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве

технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей

технология перспективно-опережающего обучения. Достижение обучающимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому обучающемуся самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению обучающимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.

исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.

педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута.

технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.

методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности:

Коммуникативные технологии

Технология портфолио

Развитие критического мышления

Модульное обучение

Дистанционное обучение

Тестовые технологии

Технология выявления и поддержки одаренных детей

Технологии дополнительного образования

Практическое задание 4. Заполнить таблицу, определив положительные и отрицательные стороны современных педагогических технологий.

Современные педагогические технологии

Положительные стороны

Отрицательные стороны

развивает мыслительные способности,

вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;

наглядность учебного материала;

объективность контроля;

демонстрация динамических процессов, явлений;

возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;

углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя

требует большого времени педагога для подготовки;

необходима соответствующая квалификация для работы на ПК;

подготовленность учащихся к использованию данной технологии.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление в работе – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи педагога. Так как в младшем школьном возрасте решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Практическое задание 5.

- Каждой группе надо вытянуть одну из предложенных педагогических технологий.

- Применяя эту технологию разработать фрагмент занятия по своему направлению с использованием элементов ИКТ-технологии.

Проблемное обучение

Здоровьесберегающая технология

Проектная технология

Модульное обучение

Классно-урочная технология обучения

ИТОГ СЕМИНАРА

Сегодня мы рассмотрели некоторые современные технологии в дополнительном образовании. Надеюсь, что вы обязательно, апробируете у себя на занятиях элементы этих технологий и пройдете по ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем.

Мы с вами делаем погоду на занятии. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в кабинете плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в детских объединениях.

Это – когда рядом существуют разные континенты: континент педагогов и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых – большинство.

Не надо нам в Доме детского творчества, в ваших объединениях ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пусть пожелания»:

- Пусть педагог будет метеорологом, предвидящем погоду в детском объединении.

- Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

- Пусть температура знаний ваших обучающихся будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

- Пусть ветер в вашем детском объединении будет ласковым и свежим.

- Пусть светит в вашем детском объединении радуга открытий.

- Пусть ваш кабинет будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

- Пусть геомагнитное поле вашего объединения всегда будет умеренно спокойным. Ведь педагог – магнит, притягивающий или отталкивающий учащихся.

- Пусть всегда в вашем детском объединении будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие педагоги.

И в заключении хочу сказать, что каждый учащийся интересен своей уникальностью, и наша задача – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтобы дети в вашей группе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? ...

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

            Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических техн...

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

«Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»

«Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»...

Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"

Представленный методический материал направлен на отработку педагогами технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....

Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"

Представленный материал направлен на отработку педагогми технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....