Доклад по теме: «Организация социальной реабилитации как технология социальной работы»
учебно-методический материал

Колоница Галина Владимировна

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kolonitsa.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек»

Доклад по теме:

«Организация социальной реабилитации как технология социальной работы»

Воспитатель

Колоница Г.В.

2023

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс

Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи. 

К основным принципам реабилитации относятся: 

  • раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ), 
  • комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,
  • индивидуализация программы реабилитации, 
  • этапность реабилитации, 
  • непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации, 
  • социальная направленность РМ,
  • использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.

Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов:

  1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
  2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
  3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
  4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;

2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

С различными категориями населения используются различные методы социальной реабилитации в зависимости типа их проблем.

Методы используемые в социальной реабилитации инвалидов:

  • Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия). 
  • Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия). 
  • Массаж. 
  • Психотерапия. 
  • Логопедическая помощь. 
  • Лечебная физкультура. 
  • Санаторно-курортное лечение. 
  • Социально-бытовая адаптация. 

3. Средства социальной реабилитации

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощии коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Обеспечение оптимального психического, личностного индивидуального развития является основным направлением в структуре психологической работы с трудными подростками в общеобразовательном учреждении.

Это направление подразумевает традиционный подход к работе психолога с подростком – непосредственный контакт с ребенком в условиях психологической беседы. На основе этой беседы даются различные рекомендации и советы ребенку и его родителям. При необходимости с ребенком проводится консультирование, в ходе которого производится коррекция нарушений в поведении, в общении со сверстниками, в учебной деятельности.

Но работа психолога не ограничивается лишь взаимодействием с подростком и его родителями. В его работу также входит взаимодействие с одноклассниками, учителями (со всеми, с кем где-либо контактирует подросток). Основными формами такого взаимодействия являются всевозможные лекции, анкетирование, тренинги и консультации. Такие формы работы помогают выявить и решить наиболее актуальные и тревожащие проблемы, будь то личностные, социальные, сугубо психологические, некоторые медицинские, проблемы с самоопределением в жизни.

Работу психолога с трудными подростками в условиях общеобразовательного учреждения условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вытекает из предыдущего и намечает поле работы для следующего, т. е. они тесно взаимосвязаны.

Предварительный этап

На этом этапе наблюдается специфическая форма взаимодействия с подростком, его родителями и кружением, в результате которой психолог должен не спугнуть, мотивировать подростка и его окружение на совместную, плодотворную работу, выявить основное поле проблем подростка как клиента.

Сначала психолог получает запрос от администрации с подробными целями и задачами работы с подростком. После ознакомления с запросом психологу необходимо провести подробный экспертный опрос педагогов данного подростка, с целью получения личностных и учебных характеристик конкретного человека. Это необходимо для получения полной картины подростка, ведь психолог должен знать все нюансы, чтобы работа была плодотворной. После опроса педагогов и получения информации о его обучении и поведении в школе психолог переходит к опросу родителей и близких родственников ребенка, чтобы узнать о психологическом климате в семье, об особенностях воспитания подростка, а также для получения согласия на диагностическую и коррекционную работу потенциальным клиентом.

Затем наступает момент общения с трудным подростком (или подростками, в процессе которого психолог должен сформировать мотивацию к дальнейшему сотрудничеству и плодотворной работе.

Также психологу необходимо посмотреть и проанализировать всю документацию ребенка (тетради, школьный журнал, дневник). Последним пунктом в этом этапе будет аналитическая работа, осмысление полученной информации, составление характеристики ребенка.

В результате данной работы психолог получает первоначальное представление о подростке как клиенте, о его проблемах, факторах, влияющих на нее и т. д. Конечным результатом будет постановка психологического диагноза, составление характеристики в виде гипотезы, которая потом либо подтвердится, либо окажется неверной. После составления данного заключения психологу нужно будет наметить основные пути работы с ребенком, подобрать методики обследования, с целью уточнения диагноза, проверить готовность ребенка к работе.

Диагностирующий этап

Цель этого этапа – получение информации о психолого-педагогическом статусе подростка. На этом этапе собираются основные знания о эмоционально-волевой сфере, мотивационном, интеллектуальном развитии ребенка, познавательной деятельности, отношении к себе и окружающим и т. д. Эта работа направлена на выявление уровня важных показателей развития подростка.

Работа психолога на этом этапе включает в себя: наблюдение за социально-психологическим развитием ребенка, определение уровня адаптации в учреждении, уровень iq, отношение к социальным вредностям, духовно-нравственное развитие, волевые качества, недостатки, акцентуации характера и их проявление, типологические особенности личности, склонности и таланты, взаимоотношения в семье и коллективе.

Эту и многую другую информацию психолог может получить путем опроса педагогов и родителей, психологического обследования самого подростка, анализа педагогической документации.

Если же работа ведется с группой подростков, то она разделяется на да этапа:

  1. Скрининг на выделение групп риска (анкетирование)
  2. Углубленная диагностика проблем в каждой группе (индивидуальная работа с каждым).

На этом этапе психолог должен получить данные о причинах трудного поведения подростка, выявить особенности личности, что поможет точнее сформулировать запрос и наметить линию коррекционной работы. По результатам данной работы с родителями педагогами и подростками проводится обсуждение полученных результатов, намечаются группы по сходным проблемам, выявляются темы для будущих тренингов и консультаций для родителей, подростков, педагогов.

Психолог ведет учет полученных данных, проводит компьютерную обработку, что в дальнейшем будет использоваться для индивидуальных карт подростков. Эти данные пригодятся для составления рекомендаций работы с такими детьми. По результатам обследования собирается ПМПК.

Этап коррекционной и профилактической работы

Цель данного этапа – создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную и профилактическую работу.

Деятельность психолога на данном этапе направлена на облегчение процесса школьной адаптации, коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии у подростка (в форме индивидуальных консультаций, тренингов. Проводится исследование эффективности выбранной методики работы с трудным подростком, профилактику стресса у подростков, развитие устойчивости к стрессу (беседы с подростками, родителями и педагогами, предупреждение перегрузки перед экзаменами, создание благоприятного психологического климата в учреждении).

Если предыдущие два этапа должны проводиться в сентябре – декабре, то этот этап осуществляется на протяжении всего года обучения. Занятия проводятся регулярно 1-2 раза в неделю, дети делятся по подгруппам до 10-12 человек, продолжительность встречи 1-2 урока (в зависимости от целей и эмоционального состояния клиентов).

Если работа проходит в форме тренинга, то тут формат зависит от тематики и целей. Такая форма работы позволяет легче и быстрее усваивать материал, но проводится он не менее 2-3-х часов в течение 3-х дней. Оптимальное количество участников – от 14 и до 20 человек. Такие тренинги могут быть систематическими, но не постоянными. Профилактические мероприятия подбирают на основе предварительного обследования с учетом опыта работы.

Этап консультативно-просветительской работы

На этом этапе производится психолого-педагогическая поддержка трудных подростков, поиск подходов к решению проблем подростков, их родителей, преподавателей, оказание непосредственной помощи.

Основные формы работы на этом этапе: консультирование педагогов и родителей по проблемам воспитания трудных подростков с целью повышения компетенции, индивидуальное и групповое консультирование. Производится психологическая поддержка педагогов, консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы учреждения, подведение итогов коррекционной работы с трудными подростками на Совете профилактики правонарушений, проведение месячников для профилактики вредных привычек, формирования активной жизненной позиции подростковПсихолог активно участвует в работе педагогических советов, совещаниях. Различные лекции и семинарские занятия психолога не должны длиться более часа и не более 3-4-х раз в год.

В результате психолог должен добиться заинтересованности педагогов в поиске решения проблем при взаимодействии с трудными подростками, усиления ответственности всех участников педагогического процесса, совершенствования профессиональных навыков и приемов педагогов, родителей, снятие внутренней напряженности подростков, решение многих проблем по запросам.

Профориентационный этап

Цель этого этапа – исследование профессиональных интересов и возможностей трудных подростков, помощь в выборе будущей профессии, формирование жизненного сценария.

Основные направления психологической работы: изучение качеств личности в соответствии с выбранной профессией, исследование профессиональной диагностики каждого подростка, формирование основы для самоопределения, индивидуальная работа с родителями, классными руководителями.

Психолог может осуществлять свою работу на этом этапе также при помощи индивидуальных и групповых форм консультирования, занятий, лекций, тренингов, встречами с представителями разных профессий, часов общения, интервьюирования и т. д.

В завершении данного этапа психолог должен выявить профессиональные намерения и интересы подростков, склонности, уровень притязаний, потребностей, социальную активность, уровень формирования навыков, необходимых для овладения выбранной профессией, уровень снижения конформизма.

Аналитический и прогнозирующий этап

На этом этапе происходит подведение итогов работы психолога, выделение функций психологического и педагогического сопровождения трудных подростков, направление на психоневрологическое обследование нуждающихся детей, планирование последующей работы совместно с коллективом учреждения.

Результатом деятельности психолога должны быть: социально активные подростки, готовые к взаимодействию, способные к эмпатии, овладевшие приемами и способами умственной деятельности, без пробелов в знаниях, с активной здоровой жизненной позицией, адекватно смотрящие в будущее и выбравшие профессию. Если же подростки не соответствуют ни одному из этих критериев, работу психолога следует считать не выполненной, необходимы другие пути работы, планирование индивидуальной программы для конкретного подростка, привлечение других специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми.

 Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить...

доклад на тему: "Понятие социально-педагогической технологии в работе социального педагога"

Разбор понятия социально-педагогической технологии в работе социального педагога. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогической технологии....

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...

Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...

Доклад на тему: «Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании».

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, п...

Рецензия на методическую разработку «Организация социальной реабилитации как технология социальной работы»

Рецензия на методическую разработку «Организация социальной реабилитации как технология социальной работы»...