Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"
статья

Коваленко Ольга Александровна

В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад.

Тема.  Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности у учащихся старшей и средней школы

Здравствуйте, коллеги!

Сегодня уже было много сказано о том, что такое гражданско-патриотическое воспитание, кто такой гражданин, патриот.

Прежде чем я приступлю к рассказу о своем опыте  в воспитании гражданско-патриотических чувств, хочу задать Вам  два вопроса: «Что такое Родина?», « С чего начинается Родина?»

Мнение коллег.

Так вот,  прежде чем говорить о воспитании любви и уважении к родине, моя задача как учителя родного детям русского языка и как учителя литературы, в первую очередь, дать ученикам понять, что им любить, к чему относиться с уважением, почему слово  русский должно звучать гордо.

Основным моим оружием  в воспитании гражданско-патриотических чувств является художественное слово.

На уроках русского языка частым гостем является пословица, поговорка, загадка. Используя их, я приобщаю учащихся  к мудрости народа.

Прием «Собери пословицу»  использую на физминутке. Работу с пословицей  осуществляю для закрепления орфографических  и пунктуационных навыков.

Загадки использую в словарной работе, на мотивационном этапе, для синтаксического разбора.

(показать желтые листы со  словарными словами)

Использование афоризмов и высказываний знаменитых   людей о русском языке воспитывают в учащихся  уважение к своему языку и гордость за него.

Афоризмы использую в качестве эпиграфа к уроку, для письма по памяти, орфографического и пунктуационного разбора.

Еще одним важным материалом являются предложения и  тексты  с описанием природы.  Они понятны детям, звучны, предложения легки для разбора. В то же время показывают ученикам красоту и неповторимость русской природы, воспитывают эстетическое восприятие окружающего мира.

Для  приобщения учеников к культуре нашего народа использую небольшие стихотворения, предложения, рассказывающие о народных ремеслах.

Хохлома, Хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чашки, блюда –

Золотая вся посуда!

Мною разработаны уроки по развитию речи, где ученики описывают предметы быта, созданные народными умельцами; урок русского языка в 5-м классе по теме «-Тся и -ться в глаголах».

На уроке русского языка по теме «Обособление» в 8-м классе ученики работают с текстами, рассказывающими о происхождении предметов народного промысла, для детей готовилась выставка, где можно было посмотреть и потрогать руками такие предметы, в конце урока ученикам в качестве рефлексии было предложено украсить матрешку цветами. Вот такая она у нас получилась.

На уроках русского языка я использую краеведческий материал, так как он очень удобен для лингвистического анализа, полезен при записи различного рода примеров.

Мною в прошлом году было разработано методическое пособие для учителей русского языка, для работы с учащимися 5-го класса. В него вошли диктанты, словарная работа, работа с текстами на осознанное чтение. Но самое главное, что все материалы – это тексты хабаровского краевого компонента.    

 Этот материал помогает школьникам осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Помимо вышеуказанных материалов для написания изложений и сочинений, диктантов я использую тексты, носящие морально-нравственную направленность, например, «Поговорим о бабушках», «Как важно быть интеллигентным», «Я и мой класс», «Кто такой друг» и т.п.

Один из самых благодатных предметов в школе является  литература.  Произведения русских классиков  помогают учащимся через  художественное слово прикоснуться к русской душе.

Ни для кого не секрет, что наши современные дети далеки от русской литературы, для них интереснее  герои зарубежных мультфильмов и фильмов, спасающих город  от злого гения.

Поэтому,  при изучении УНТ  провожу сравнительный анализ героев русских сказок, былинных героев с  супер - героями  мультфильмов, феями и т.п.

При изучении ДРЛ обращаю внимание учеников на особенности русского характера героев, на их стремление к чистоте помыслов, служению идеалам, веру в добро и справедливость.

При изучении жизни и творчества писателей классиков провожу уроки- заочные экскурсии по домам-музеям, усадьбам, местам, где жили, творили великие люди.

Изучая прозаические  произведения, говорим о русском характере. Ищем общие черты у героев разных произведений, сравниваем описание быта и жизненных устоев  российской действительности.

Изучая произведения русских писателей и поэтов, ребята учатся любить  природу, гордиться подвигами русских людей, учатся добру, порядочности, честноти.

Помимо уроков русского языка, литературы, развития речи, огромную роль в формировании гражданско-патриотических чувств играет внеурочная деятельность.

В этом году мною разработана программа «Основы духовно-нравственных традиций народов России»

В  Программу включены темы, связанные с  представлениями  о героях и героизме русских людей, начиная от былинных героев до героев наших дней.  Посещение мемориального комплекса с  рассказом о героях Вов и солдатах Афганской и Чеченской войн.

 Включены темы культурных  традиций нашего народа.

Также темы краеведения, была запланирована экскурсия в Краеведческий музей, где учащиеся познакомились с природой края. Поучаствовали в мастер-классе по изготовлению сувенира-магнита.  Так же тема русской веры, предполагаю провести заочную экскурсию по храмам Хабаровского края.  

Кроме этого,  традиционно,  учителями русского языка и литературы проводятся конкурсы чтецов, конкурсы сообщений, посвященные годовщинам  образования Хабаровского края.  

В этом году вместо конкурса сообщений я провела конкурс  мини-проектов о Хабаровском крае среди учеников 5, 8, 10 классов. На следующий год, думаю продолжить использовать этот вид деятельности.

 Мои ученики принимают участие в городских конкурсах чтецов «Поэзия хабаровского края»,  в краевом   конкурсе  чтецов «Поэзия Хабаровского края», в конкурсе для детей с ОВЗ «Голоса доброты», в интернет –конкурсе патриотической песни «Виват, Россия!», так же в прошлом году  с учениками 7 и 9-го класса принимали участие во Всероссийской викторине «Нам этот мир завещано беречь».

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в  моей работе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...